|
Ирина Николаевна Попова,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ СОШ № 57 Дзержинского района
г. Новосибирска
|
Деятельность педагогического коллектива
по координации воспитательного воздействия школы и семьи на ребенка
Наше юное поколение сможет продолжать, умножать,
оценить по достоинству дела своих дедов и отцов, лишь усвоив трудовые, боевые
традиции нашего народа, впитав в себя лучшие черты старшего поколения, а именно
духовно-нравственную убежденность и стойкость, гордость и любовь к Родине,
стремление участвовать в укреплении ее экономической, политической и боевой
мощи. А это возможно осуществить только при самом деятельном участии в
воспитании подрастающего поколения взрослых, когда все звенья – школа, семья,
социум – работают сообща, дополняя и помогая друг другу. Особо важная роль в
этом деле должна принадлежать родителям.
Это важно иметь в виду всему педагогическому
коллективу, и в первую очередь классным руководителям, которые должны показать
родителям их особую значимость в общей системе образования и воспитания. Очень
важно при этом разъяснить каждой семье, что гражданская зрелость ребенка есть
результат социализации личности. Семья для ребенка – первый и весьма значимый
коллектив, в котором происходит процесс его социализации, закладываются основы
его духовности и нравственности, мировоззрения и т.д.
В отличие от других воспитательных коллективов, семья
воздействует на все стороны, грани человека на всем протяжении его жизни. Этот
огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой
специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что и делает ее
не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном процесса
формирования личности. Именно поэтому в законодательном порядке в Законе об
образовании установлена обязанность родителей по всестороннему воспитанию
детей.
В нашей
школе с 2005 года реализуется Программа воспитательной работы по
духовно-нравственному развитию личности школьника. В рамках данной программы организована работа по направлению «Семья – школа».
Цель работы в данном направлении: утверждение традиционных нравственных
ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и
овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала
семьи и школы, изучение истории семьи.
Работа педагогов направлена на организацию
сотрудничества с родителями в формировании духовно-нравственных ценностей
школьника, на создание благоприятной атмосферы общения, нацеленной на
преодоление возможных конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик –
родитель».
Осуществляется через работу классных
руководителей, администрации школы, учителей-предметников, через работу
школьного музея, факультативов, индивидуальную работу с учащимися и их
родителями и т.д.
Организация воспитательной работы по
направлению «Семья – школа»
Направ-ления работы |
Содержание
работы |
Срок |
Ответственные |
Организационное |
1. Родительские
собрания в детских садах № 206, 51, 430 «Знакомство со школой». |
Сентябрь |
зам. директора по УВР
Хорошилова Е.В., классные руководители |
2. Создание родительских
комитетов, организация учебно-воспитательного процесса в классах. |
Сентябрь |
директор школы Степина
Т.Б., классные руководители |
3. Организационное
родительское собрание школы развития «Родник». |
Октябрь |
зам. директора по УВР
Хорошилова Е.В. |
4. Организационное
родительское собрание структурных единиц дополнительного образования. |
Сентябрь |
зам. директора по УВР
Хорошилова Е.В., зам. директора по ВР Попова
И.Н. |
5. Обновление
информационного ряда стендов для учащихся и родителей. |
В течение года |
Администрация школы |
6. Общешкольное
родительское собрание «Перспективы работы на текущий учебный год». |
По особому плану |
директор школы Степина
Т.Б., общешкольный родительский комитет |
7. Заседания
Попечительского совета школы. |
1 раз в четверть |
директор школы Степина
Т.Б., Председатель ПС |
Педагогическое |
1. Тематические родительские собрания:
§ Знакомство со школой – Станем единомышленниками
§ (1 классы).
§ Адаптация ребенка к школе (1 класс).
§ Готовность учащихся к обучению в среднем звене (4
класс).
§ Психолого-педагогические особенности детей 11-12
лет.
§ Выявление первичных профнамерений учащихся 8-11
классов. § Тематические
собрания в классах (согласно планам воспитательной работы кл. руководителей). |
Сентябрь
Декабрь
Март
Ноябрь – январь
Апрель В течение года |
классные руководители
психолог школы Нестерова
А.Е. классные руководители |
2. Индивидуальные
консультации учащихся и родителей. |
В течение года |
психолог школы Нестерова
А.Е. |
3. Родительские собрания
«Профилактика вредных привычек», «Профилактика правонарушений». |
По особому плану |
соцпедагог
Полонская Е.В., зам. директора по ВР Попова
И.Н. |
4. Летняя занятость
учащихся, состоящих на учете ПДН, и внутришкольном учете. |
Май |
соцпедагог
Полонская Е.В., зам. директора по ВР Попова
И.Н. |
5. День открытых дверей для
родителей будущих первоклассников. |
Апрель |
зам. директора по УВР
Хорошилова Е.В. |
6. Торжественные мероприятия,
посвященные прощанию:
– с начальной школой (4
классы); – со школой (11
классы). |
Май |
зам. директора по УВР
Хорошилова Е.В., зам. директора по ВР Попова
И.Н. |
7. Проведение школьных и
классных мероприятий, направленных на сотрудничество с семьями учащихся. |
В течение года По особому плану |
зам. директора по ВР Попова
И.Н. классные руководители |
Проблемно-аналитическое |
1. Изучение социального
положения семей учащихся. |
Сентябрь |
зам. директора по УВР
Хорошилова Е.В.,
соцпедагог Полонская Е.В. |
2. Тематический контроль.
Работа классных руководителей с семьями учащихся (индивидуальная, групповая,
коллективная). |
В течение года |
зам. директора по ВР Попова
И.Н. |
3. Классно-обобщающий
контроль 4-5 классов. |
Апрель |
зам. директора по УВР
Хорошилова Е.В. |
4. Анкетирование родителей
и учащихся по:
a) Выявлению проблем, связанных со здоровьем ребенка в
дошкольный период (будущие первоклассники);
b) Сформированность ценностных ориентаций
старшеклассников (9-11 классы); c) Текущие анкетирования. |
По особому плану |
Психолог школы
Нестерова А.Е.,
зам. директора по ВР Попова
И.Н., классные руководители |
5. Административные советы
по итогам проблемного анализа и контроля:
5-11
классы (работа с дневниками)
4-5
классы (классно-обобщающий контроль) Работа
классных руководителей с родителями учащихся. |
В течение года |
Администрация школы,
Хорошилова Е.В., Попова И.Н. |
6. Административные советы
с родителями учащихся, вызывающих тревогу у учителей. |
В течение года |
директор школы Степина Т.Б. |
7. Малые педсоветы по
предварительному трудоустройству 9-классников. |
Март, апрель |
директор школы Степина Т.Б. |
8. Собеседование с
классными руководителями 1-11 классов по теме «Анализ воспитательной работы с
учащимися, их родителями и педагогами, работающими в классе за 1 и 2
полугодия». |
Декабрь, май |
зам. директора по УВР
Хорошилова Е.В., зам. директора по ВР Попова
И.Н. |
Существуют разнообразные формы и методы работы с
родителями, выбор определяется, в большинстве случаев, классным руководителем,
с учетом особенностей специфики сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний
и опыта родителей, указанных выше ошибок и затруднений, особенностей характера,
атмосферы в школьном коллективе, сложившихся традиций в работе с родителями и
т.д. Как показывает практика, наибольшая эффективность сотрудничества классного
руководителя с родителями достигается путем рационального сочетания массовой,
групповой и индивидуальной форм работы, соблюдения при этом преемственности в
ее содержании (Презентация «Год Семьи. Календарь мероприятий»).
В 2007 году в школе было проведено анкетирование
родителей учащихся 5-11 классов по выявлению степени удовлетворенности
родителей работой нашего образовательного учреждения. В анкетировании приняли
участие 140 родителей.
Результаты
анкетирования родителей учащихся 5-11 классов
№ |
вопросы |
ответы |
всего |
% |
1. |
Педагоги школы стараются
помочь нашему ребенку овладеть умениями и навыками самопознания, самоанализа,
самооценки. |
совершенно
согласен |
22 16 % |
75 % |
согласен |
83 59 % |
трудно сказать |
23 16 % |
16 % |
не согласен |
2 |
1,4 % |
совершенно не согласен |
- |
2. |
В школе созданы условия для
самореализации и самоутверждения личности нашего ребенка |
совершенно
согласен |
19 13,6 % |
58 % |
согласен |
62 44 % |
трудно сказать |
50 36 % |
36 % |
не согласен |
9 6 % |
6 % |
совершенно не согласен |
- |
3. |
Педагоги доброжелательно
относятся к нашему ребенку |
совершенно
согласен |
38 27 % |
83 % |
согласен |
78 56 % |
трудно сказать |
22 16 % |
16 % |
не согласен |
1 |
1,4 % |
совершенно не согласен |
1 |
4. |
В школе нет ни
психологического давления, ни морального насилия над детьми |
совершенно
согласен |
39 28 % |
76 % |
согласен |
68 49 % |
трудно сказать |
25 18 % |
18 % |
не согласен |
7 5 % |
6 % |
совершенно не согласен |
1 |
5. |
Нашего ребенка никто не
унижает |
совершенно
согласен |
47 34 % |
83 % |
согласен |
68 49 % |
трудно сказать |
18 13 % |
13 % |
не согласен |
4 |
4 % |
совершенно не согласен |
2 |
6. |
Педагоги искренне
переживает невзгоды и радости нашего ребенка |
совершенно
согласен |
18 13 % |
57 % |
согласен |
62 44 % |
трудно сказать |
52 37 % |
37 % |
не согласен |
8 6 % |
6 % |
совершенно не согласен |
1 |
7. |
Педагоги в общении с нашим
ребенком учитывают его эмоциональное состояние |
совершенно согласен |
17 12 % |
56 % |
согласен |
61 44 % |
трудно сказать |
48 34 % |
34 % |
не согласен |
11 8 % |
10 % |
совершенно не согласен |
3 |
8. |
У нас и нашего ребенка
складываются неконфликтные отношения с учителями |
совершенно
согласен |
36 26 % |
87 % |
согласен |
86 61 % |
трудно сказать |
11 6 % |
6 % |
не согласен |
6 |
7 % |
совершенно не согласен |
1 |
9. |
В классе, где учится наш
ребенок, сформирована благоприятная атмосфера |
совершенно
согласен |
40 29 % |
88 % |
согласен |
82 59 % |
трудно сказать |
13 9 % |
9 % |
не согласен |
4 |
3 % |
совершенно не согласен |
1 |
ВЫВОД: 73,7% родителей, участвующих в анкетировании,
удовлетворены деятельностью педагогического коллектива школы.
Литература
1. Методика
воспитательной работы, под редакцией Л.И. Рувинского. – М., «Просвещение»,
1989.
2. Капралов Р.М.
Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.
3. Гребенников И.Г. Школа
и семья. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1985.
Приложение. (Презентация «Год Семьи. Календарь мероприятий»)
|