|
Татьяна Владимировна Тузовская,
педагог-психолог
второй квалификационной категории
МБОУ гимназии № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска
|
Роль Совета гимназии в формировании
здоровьесберегающего пространства
В течение нескольких последних лет на самом высоком
государственном уровне провозглашаются идеи социального партнерства.
Государство стремится выполнять социальный заказ и все чаще привлекает для
участия в решении государственных задач общественные организации. Государственное управление по своей сути
превращается в государственно-общественное управление.
В образовательной среде эти тенденции проявляются в
полной мере. Сейчас высшим органом управления в школах является Совет школы,
который объединяет администрацию и представителей общественности.
Совет МБОУ гимназии № 15 «Содружество» – это
коллегиальный орган управления школой, реализующий демократический и
государственно-общественный характер управления образованием. Решения совета,
принятые в соответствии с его компетенцией, являются обязательными для
руководителя школы, ее работников, обучающихся и их родителей (законных
представителей).
Какие задачи
ставит перед собой совет гимназии?
– определение стратегии развития гимназии (реализуется
через обсуждение и принятие программ развития школы);
– согласование интересов участников
образовательного процесса;
– повышение эффективности финансово-хозяйственной
деятельности школы и обеспечение ее прозрачности (распределение стимулирующей
части фонда оплаты труда);
– содействие в формировании оптимальных условий
для осуществления образовательного процесса и форм его организации
(профилизация, информатизация обучения и т.д.);
– создание здоровых и безопасных условий обучения,
воспитания и труда в гимназии.
Кто входит в
управляющий совет гимназии?
1. Председатель. В
нашем совете это родитель одного из учащихся – Филатов Глеб Валерьевич, юрист с
большим стажем работы, поэтому запросы о правовом сопровождении совет
направляет именно ему.
2. Заместитель
председателя – директор школы Станкевич Елена Александровна.
3. Родители – по
одному человеку от начального и старшего звеньев школы; 2 человека – от
среднего звена.
4. Учащиеся – по
одному человеку от параллелей 9-х,10-х,11-х классов (они же представляют
школьный парламент).
5. Председатель
профкома школы.
6. Социальный педагог.
7. Директор АНО
«Развитие».
8. Заместитель
директора по воспитательной работе.
9. Заместитель
директора по научно-методической работе.
Итого 14 человек.
Таким образом, Совет гимназии – это представительский
орган, члены которого выражают интересы всех основных структур школы. В свою
очередь, совет гимназии, коллегиально рассматривая проблемы, принимает решения
и формирует запросы к различным структурам гимназии для выполнения этих решений.
Совет гимназии играет огромную роль в формировании
здоровьесберегающего пространства школы. В
нашей гимназии создан валеологический центр, который возглавляет Литвинова Екатерина Валентиновна, учитель химии высшей категории, настоящий энтузиаст и фанат здорового образа
жизни. Под ее
руководством были составлены и реализованы уже 2 программы по
здоровьесбережению, с прошлого учебного года начала действовать третья
программа «Здоровье», рассчитанная до
2012 года.
Решение о необходимости приступить к разработке
третьей здоровьесберегающей программы было принято на заседании Совета гимназии
в январе 2008 года. При формировании запроса со стороны членов Совета перед центром
была поставлена следующая цель: перейти от работы, направленной на
здоровьесбережение, к работе, ведущей к здоровьеформированию, а также сделать
акцент на укреплении здоровья педагогов. При этом Совет гимназии выразил
готовность выделить материальные средства для реализации программы.
Что было сделано по программе «Здоровье» в течение
2008 года на основании решений Совета гимназии?
– направлены на обучение на курсы в НИПКиПРО по
проблемам здоровьесбережения и мониторинга показателей здоровья два сотрудника
центра (руководитель и педагог-психолог);
– приобретена компьютерная программа мониторинга
здоровья и здоровьесберегающей деятельности в образовании, разработанная на
кафедре физиологии человека НГПУ под руководством профессора Р.И. Айзмана;
– приобретены две компьютерные программы,
разработанные Санкт-Петербургской научно-производственной фирмой «Амалтея»:
а) «Диагностика готовности к школьному обучению и
адаптации первоклассников» (содержит комплекс доступных методик для диагностики
памяти, мышления, восприятия, внимания и речи; тест тревожности, цветовой тест
отношений А.М. Эткинда);
б) «Профориентационная система ПРОФИ-1» – содержит
тесты, выявляющие профессиональную направленность (тест профессиональной
мотивации учащихся, изучение мотивации достижения, методика ценностных
ориентаций, уровень субъективного контроля, ШТУР, изучение отношения к учению и
учебным предметам);
– выделены процессор, принтер и монитор для
кабинета психолога;
– педагогу-психологу поручено провести
исследование психологической готовности к школьному обучению в связи с
переходом к работе по программе «Стандарты нового поколения»;
– выделен один час в неделю для проведения кружка
в 1 классе «Учимся общаться» для привития детям навыков бесконфликтного
общения;
– предоставлены средства на приобретение
тонизирующих, успокаивающих и оздоравливающих фиточаев для педагогов школы;
– Совет гимназии регулярно принимает решения о
выделении средств на озеленение школы (приобретаются стеллажи, подставки для
цветов, горшки и т.д.), а также на благоустройство прилегающей территории. Тем
самым создаются психологически комфортные условия для учащихся и педагогов;
– приобретены необходимое оборудование и мебель
для школьной столовой;
– установлен баннер «Уголок безопасности
школьника», содержащий информацию о правилах поведения детей в ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью.
На основании этих решений Совета гимназии можно
сформулировать основные запросы на деятельность валеологического центра
здоровьесбережения:
– исследование показателей здоровья учащихся и
педагогов, в том числе с использованием компьютерных технологий;
– просветительская работа среди участников
образовательного процесса;
– участие в работе по созданию условий,
способствующих укреплению психологического здоровья коллектива школы.
Наша гимназия относится к сильным «знаниевым» школам,
в которых работа всех структур направлена на получение высокого уровня знаний
учащимися. При этом руководство осознает, что физические и психологические
возможности детей и педагогов не безграничны, о сохранении и укреплении их
здоровья необходимо заботиться и выделять для этого определенные материальные
средства. Работа в рамках третьей программы «Здоровье» только началась, об
итогах говорить пока рано, но заложен хороший фундамент для формирования здоровьесберегающего
пространства школы. Мы уверены, что благодаря совместным усилиям Совета
гимназии и сотрудников валеологического центра положительные результаты в
оздоровлении учащихся и педагогов будут достигнуты.
|