|
Наталья Вячеславовна Матвеева,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории,
классный руководитель 8 «Г» спортивного класса
МБОУ гимназии № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска,
победитель городского конкурса профессионального мастерства
«Классный руководитель года 2008» |
Семья + школа + спорт = классная
спортивная семья
Семья, спорт, школа… Мы часто говорим о необходимости
связать эти три понятия в жизни наших детей, о воспитании здорового образа
жизни, о тесной связи с семьей, о партнерских отношениях, о внеурочной
занятости подростков… Но как?! Как это сделать на практике? Ясно, что у людей
разные интересы, а как быть с теми ребятами, которые действительно хотят
заниматься спортом, но, порой, не имеют такой возможности? Кто поможет им найти
свою дорогу в жизни и не пойти «на улицу», «в подъезды», странные, пугающие нас
компании?.. Очевидно, что школе одной – не справиться. И даже не всякая семья
способна самостоятельно поддержать своего ребенка – нет средств. Задумываться
стали и наши российские политики о проблемах подрастающего поколения. И,
наконец – Программа Президента России «Развитие детского спорта»! А чуть позже
– распоряжение мэра г. Новосибирска об открытии специализированных
спортивных классов секции футбола на базе ФК «Сибирь».
Когда в июне 2005 года в РУО Дзержинского района было
принято решение об организации спортивного класса ДЮСШа «Чкаловец» секции «футбол»,
и мне предложили руководить этим проектом, я на первом же родительском собрании
(к которому тщательно готовилась, изучая личные дела моих учеников и
многократно беседуя с тренером) сказала родителям: «Не ждите, что Ваши дети
будут только играть в футбол, спорт сегодня есть в вашей жизни, а завтра по
объективным причинам его может не быть». Поэтому моя задача – сделать все,
чтобы ребята были развиты всесторонне, проявили все свои таланты, не потеряв какую-либо
сторону своей личности.
Однако, я понимала и другое: у каждого из этих пока
еще маленьких мальчишек уже есть заветная МЕЧТА, у каждого из них есть идеал –
Бэкхем, Мостовой, Акимов, Смертин – и к этому идеалу, к этой мечте они хотят
идти пока еще небольшими, но уже уверенными шагами, и именно поэтому эти дети
здесь, в спецклассе. Именно поэтому родители готовы возить их из Бердска,
Пашино и Ордынки каждый день, менять квартиры ближе к школе и стадиону,
перестраивать свой режим жизни из-за усложненного режима жизни своих детей.
Передо мной – команда, но пока еще не совсем
сформированный коллектив. Каждый из мальчишек – уже почти личность, конкурентоспособная,
заметьте, личность. У каждого мужской стержень и характер. Каждый, в
определенной степени – лидер. Но, несмотря на индивидуальность, все они
понимают: футбол – командная игра, «один в поле не воин», без сотрудничества,
без сплоченности, без сыгранности ничего не добьешься.
Исходя из этого, я понимала сложность своей
последующей работы в данном классе: с одной стороны нужно создать такую
психологическую атмосферу, чтобы ребята чувствовали себя командой, где «один за
всех и все за одного», причем не только на игровом поле и в классе, но и в
жизни вообще, а с другой стороны – научить ребят ценить друг друга, видеть в
каждом неповторимую индивидуальность и, тем самым, способствовать ее развитию.
Не все мои дети живут в одинаково благополучной среде, не всем природа дает
одинаковые способности, и не каждый станет Скороходовым или Дасаевым. Но найти
в каждом из ребят ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и
признание сверстников – моя задача, задача классного руководителя, задача личностно-ориентированного
воспитания.
Все вышеизложенное и материалы «Программы воспитания
МОУ гимназии № 15 «Содружество» послужило основой для создания программы
воспитания «Дорогой мечты», реализуемой ныне в 5-9 специализированных
спортивных классах.
Общей целью
программы является воспитание физически и духовно здоровой, культурной,
интеллектуально развитой, творческой личности, способной самостоятельно строить
жизнь, достойную человека. При постановке задач, вытекающих из общей цели,
учитывались два наиболее важных момента работы с классом:
1. Раздельное обучение юных спортсменов (отсутствие
девочек в классе).
2. В жизни каждого из ребят могут произойти события, в силу
которых та самая «МЕЧТА» может стать недосягаемой.
Программа основана на идеях В.А. Караковского,
одним из направлений деятельности является раздел «СЕМЬЯ».
Справиться в одиночку можно не со всякой задачей, а
когда дело касается воспитания личности ребенка, то мы обязаны говорить о
широчайшем круге партнерских отношений. В своей работе, кроме всего прочего, я
сделала ставку на взаимоотношения с родителями и тренерским составом.
Особенностью работы с родителями данного класса является то, что они крайне
заинтересованы в своих детях, в их успешности, в воплощении их (нередко
совместной) МЕЧТЫ. И посему ни один родитель не должен остаться в стороне от
жизни класс-команды, невзирая на возраст детей. Здесь смело можно планировать
большое количество совместных дел – от проведения психологических тренингов,
тематических классных часов до организации совместных спектаклей и отдыха – и
можно быть уверенной, что все будет реализовано. Однако, если на начальном этапе
работы почти все классные дела (уборка кабинета, выпуск стенгазеты, творческие
проекты) на 100% являются действием «я – родители – дети – тренер», то нельзя
забывать, что моя задача как классного руководителя, задача тренера и родителей
– научить детей самостоятельности, поэтому наше «я – родители – тренер»-действие
постепенно переходит в скрытое руководство и помощь, дабы предоставить ребятам
возможность самостоятельно принимать решения, реализовывать и отвечать за них.
Однако при этом родители не должны ни при каких обстоятельствах перекладывать
ответственность за принятые решения и поступки детей на свое чадо. Семья должна
понимать, что двух фраз – «Как дела?» и «Ты все уроки сделал?» – в отношении
собственного ребенка недостаточно, это не контроль, не помощь, не руководство.
В переходном возрасте ребенку хочется казаться совсем взрослым, отойти от
всяческого родительского контроля. Но любая детская самостоятельность должна
быть разумной и ограниченной. Как же быть, когда ваш сын отвергает все, сказанное
вами? Здесь мне на помощь всегда приходит наш тренер. По первому зову он
приезжает в школу, проводит беседу или классный час, объясняя порой «простые
истины». Я же, с одной стороны, пытаюсь объяснить родителям, как быть в той или
иной ситуации, так как они часто обращаются за помощью или советом, а с другой
стороны – чаще всего индивидуально беседую с воспитанником, помогая разобрать
конфликтную ситуацию и найти правильный выход. В конечном итоге возникает тот
или иной творческий проект, участниками которого становятся в разной степени и
дети, и родители, и тренер, и я – и у каждого, в этом уверены все, будет своя
неповторимая роль.
Когда все видят результат нашей совместной
деятельности – будь то сборник стихотворений ребят, нарисованная стенгазета, статья
для сайта школы или выступление на сцене – то испытывают вполне объяснимую
радость и чувство гордости от проделанной работы. Родители должны понимать, что
помощь школе – это не только скучные уборки, операции «Чистота» и «Уют», но это
интересная, веселая, насыщенная событиями и делами жизнь детей и их самих. А
как сближают поездки на турниры, да еще в том случае, когда дети приносят
победу?! Ведь за пределами дома и школы ребята порой совсем другие. Но
качества, привитые им совместными усилиями, можно увидеть в любой ситуации.
Но важно еще научить ребят ценить семейные традиции,
нравы, обычаи – как основу духовного возрождения. Мужчина – хороший семьянин,
хранитель семейного очага. Поэтому часто, беседуя с ребятами, готовя то или
иное дело, я даю им понять, что значит их внутренняя сила и мужской характер
для моей (и не только – ведь в школе работают преимущественно женщины) женской
слабости. Я даю им понять, что все они – будущие мужчины, защитники. У многих
из них неполные семьи и ребята должны понимать, что такое ответственность за
другого человека, за сохранение добрых отношений.
Видя дружную команду родителей, ребята учатся у нас взаимопониманию,
ответственности, уважению друг друга. Можно смело сказать, что за два года
сформирован единый коллектив детей и взрослых.
Самым ярким подтверждением вышеизложенному служит наша победа в городском конкурсе
профессионального мастерства «Классный руководитель года». Именно там, во время
подготовки и выступлений я увидела, что все, вложенное в ребят нашими совместными
усилиями, не пропало даром. Именно там, перед выходом на визитку, я услышала от
них слова, которые говорила им часто перед их выходами на игру или на сцену: «Наталья
Вячеславовна! Да не волнуйтесь вы так, за
вас мы волнуемся…». И вот – финал. На сцене все – я, дети, родители,
коллеги, моя дочь, в зале – тренеры…
Наш
класс – это наша большая семья!
Здесь
дети, родители, тренер и я.
Мальчишки
– надежда,
А
тренер – опора,
Здесь
дружно живем мы
И
трудимся споро.
Мы
делаем вместе хорошее дело.
Без Вас ничего б не смогла, не сумела…
И я уверена, в эту минуту каждый сидящий в зале
поверил, что это – не просто слава визитной карточки, это – ПРАВДА, мы – СЕМЬЯ,
большая, дружная семья. Может быть поэтому, до того как мы выиграли весь
Конкурс, нашим стал еще и Приз зрительских симпатий. А для меня самой большой
радостью было видеть со сцены в приоткрытую дверь зала счастливые улыбки своих
сорванцов, их тихое (потому что за шум Наталье Вячеславовне могли снять баллы)
«Yes!!!».
И неважно мне было в тот момент, каким же будет
результат всего конкурса, потому что мы вместе делали одно большое, интересное
дело, которое нас сплотило еще сильней и имя нам стало «Классная спортивная семья»…
|