|
Татьяна Дмитриевна Трубина,
заместитель директора по УВР
классов первой образовательной ступени
Второй Новосибирской Гимназии
|
В помощь родителям будущих
первоклассников…
О будущем своего ребенка беспокоятся все родители.
Один из самых волнительных периодов – это время перед поступлением в школу.
Вопросов, мучающих мам и пап, множество. Уже после того, как вы определились, в
какую именно школу идет ваш сын или дочь, наступает ответственный момент –
знакомство с педагогами этой школы. А уж если предстоит собеседование, то
атмосфера в семье накаляется неимоверно. Детям в очередной раз напоминают, как
себя вести, что говорить, как реагировать на вопросы учителя или психолога.
Успокойтесь сами и успокойте ребенка! Вы семь лет
любили свое чадо, учили его, берегли от ошибок и невзгод. Встречаются и такие
грамотные и опытные родители, которые учили своего ребенка самостоятельности и
умению преодолевать трудности. Замечательно! Но…
Сегодня я хочу поговорить с вами о том, к чему
оказываются не готовы многие дошкольники. Начнем с самого простого, но
«страшного» слова «отчество». Большинство поступающих в школу детей не знают
своего отчества (забыли, перепутали с именем, фамилией и т.д.). Некоторым не
помогает и подсказка в форме вопроса «как зовут твоего папу?». Догадались,
какие самые распространенные ответы детей доводится слышать? Правильно, это «Не
знаю» и «Моего папу зовут папа!» Как это ни печально, но все чаще в ответ
звучит и такое: «Мама с папой не живут больше вместе. Поэтому, раз нет папы, я
не знаю, какое теперь у меня отчество». Прошу вас, еще раз поговорите со своим
ребенком, расскажите ему, что папа так и остался его папой. Да и отчество
дается на всю жизнь. Согласитесь, разговор достаточно оптимистичный, вселяющий
ощущение стабильности своего бытия, защищенности со стороны семьи, несмотря ни
на что.
Еще один вопрос о родственных связях. Уточните,
насколько адекватно воспринимает дошкольник своих братьев и сестер. Здесь
зачастую единственный ребенок в семье воспринимает своих двоюродных братьев и
сестер родными. Объясните, кто такие двоюродные и троюродные родственники, кто
такая мамина сестра, кем приходится она ребенку, папе ребенка, бабушке и
дедушке и т.д. Кстати, о бабушках и дедушках. А знает ли будущий первоклассник,
как их зовут? Их фамилии? Такие знания пригодятся не только на собеседовании.
Разве вам не хочется, чтобы ваш ребенок это просто знал и ощущал себя частью большой
семьи?
Следующим непреодолимым вопросом является дата
рождения. Перед каждым днем рождения приятные ожидания подарков и праздника
могут быть еще приятнее, если, например, отметить на календаре знаменательную
дату и считать оставшиеся до нее дни. Сравните, а когда день рождения у папы и
мамы. А вдруг даты совпадают? Или недалеко друг от друга? А давай запишем,
когда ты родился, посмотри, как красиво получилось? А май каким по счету идет в
году? Число, месяц, год рождения – это должен знать ребенок о себе.
Еще знания о себе: как называются мои пальцы. Помню
недоумение ребенка, который был искренне поражен, узнав, что у его пальцев есть
имена. При этом продемонстрировал беглое чтение, решение простых задач в уме и
грамотный (и достаточно забавный!) полный рассказ по картинке. Конечно,
пришлось открыть этому чуду тайну названий его собственных пальчиков. Жаль, что
это открытие произошло без участи родителей. Недопустимое упущение с их
стороны, хотя столько сил и любви уже вложено в ребенка, его развитие.
Пара советов о стихотворении. Знает ли ваш ребенок
какой-нибудь стишок? Давно ли вы учили что-то наизусть? Можно подготовить к
собеседованию новое стихотворение. Лучше, если это будет небольшое
произведение, состоящее из двух-трех четверостиший, эмоциональное, то, которое
нравится ребенку, понятно и легко запоминается. А чтобы училось веселее и
дольше помнилось, порисуйте к нему иллюстрации, поиграйте в
художников-оформителей.
|