Модель научного общества учащихся как одна из составляющих эффективного управления исследовательской деятельностью школьников в лицее в условиях модернизации системы российского образования
 |
Юлия Сергеевна Литвинова,
зам. директора по научно-методической работе
первой квалификационной категории
МОУ лицей № 9 Железнодорожного района г. Новосибирска
|
Интенсивные изменения в социально-экономической сфере нашего общества обуславливают инновационные процессы в системе образования. Сегодня общество предъявляет новые требования к выпускнику школы и к самому учителю, что заставляет переходить с традиционной системы обучения на новые технологии, нацеленные именно на развитие компетентностей учащихся. Самому учителю необходимо организовывать образовательный процесс, опираясь на идеи личностно-развивающего образования; владеть современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, освоения инноваций, педагогического проектирования; анализа и самоанализа профессиональной деятельности; иметь достаточные навыки компьютерной грамотности. Данные тенденции заставляют пересмотреть пусть хорошо себя зарекомендовавшие, но уже устаревающие, направленные на парадигму знаний, формы работы с одаренными детьми.
Одной из универсальных форм, позволяющих развивать компетентности обучащихся в условиях интегративного подхода и создавать условия для работы с одаренными детьми, является научное общество учащихся (НОУ). НОУ является составной частью программы «Одаренные дети», реализуемой в лицее и предполагающей создание условий для оптимального развития одаренных учащихся, включая детей, чья одаренность на данный момент является уже проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в их развитии. Еще одной проблемой, заставившей пересмотреть подходы к НОУ, явилась необходимость найти адекватную качественную замену тому разнообразию спецкурсов, которое существовало в лицее до перехода на БУП 2004 года и вступления ОУ в КПМО. В роли такой замены выступает именно модернизированное НОУ.
В литературе достаточно хорошо описана тема исследовательской работы с детьми, в методических журналах напечатаны различные варианты Положений НОУ; существуют разработанные Дереклеевой Н.И. рекомендации по организации и работе НОУ, позволяющие подготовить фундамент для реорганизации научно-исследовательской работы с учащимися в лицее № 9, на которые и опиралась творческая группа при разработке Положения и структуры НОУ.
Цель нашей работы сегодня – это модернизация и развитие системы учебной и научно-исследовательской работы учащихся в форме НОЛ, позволяющей выявлять одаренность и способности учащихся и способствующей их личному росту.
Задачами являются:
1. Развитие учебно-познавательной компетентности лицеистов;
2. Выявление наиболее одаренных лицеистов в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
3. Создание условий для вовлечения лицеистов 8-11 классов в поисково-исследовательскую деятельность;
4. Активное включение лицеистов в процесс самообразования и саморазвития;
5. Разработка и реализация конкретных исследовательских проектов;
6. Содействие в профессиональной ориентации лицеистов;
7. Активное и результативное участие в различных интеллектуальных конкурсах;
8. Выпуск сборника лучших исследовательских работ лицеистов по направлениям.
Научное Общество Лицеистов включает в себя следующие секции, во главе каждой стоит координатор:
– филологическую;
– естественнонаучную;
– секцию точных наук;
– историко-обществоведческую;
– культурологическую.
Высшим органом НОЛ является Общее собрание членов, которое проводится один раз в четверть. Общее собрание определяет задачи НОЛ на учебный год, рассматривает итоги работы, заслушивает отчеты о работе секции, утверждает план работы и т.п.
Непосредственное руководство НОЛ осуществляет Совет, куда входят руководители секций, заведующие предметными кафедрами и МО лицея, заместители директора по учебно-воспитательной работе. Возглавляет совет заместитель директора по научно-методической работе.
Ожидаемыми результатами в рамках данной формы работы будет являться: выявление одаренных и способных детей; разработка и апробация программы индивидуального развития учащегося (на основе карты индивидуального развития учащегося); повышение мотивации обучающихся к исследовательской деятельности (по результатам анкетирования и тестирования); снижение уровня тревожности у ряда одаренных и способных учащихся; расширение спектра участия лицеистов в различных интеллектуальных проектах и конкурсах; увеличение количества урочных и внеурочных проектов, созданных лицеистами; расширение связей с вузами; создание возможностей для учащихся попробовать свои силы в различных направлениях (8-9 классы) для более точного выбора профиля обучения в 10 классе; создание НОЛ как единой организации, включающей в себя педагогов, школьников, психологов, преподавателей вузов.
Мы видим, что данная работа позволяет взглянуть на НОЛ как на альтернативу спецкурсам в условиях модернизации системы образования (профильное обучение, новая система оплаты труда). НОЛ здесь позволяет реализовать возможность компетентностного подхода в образовании. Проекты учащихся в рамках данной программы можно и нужно использовать как образовательный материал на уроках.
Научное общество лицеистов позволяет выявить способных и одаренных детей и развивать их творческий потенциал через координированную работы психолого-педагогической службы.
Разработка и внедрение индивидуальной карты и программы развития одаренного и способного ребенка позволит реализовать индивидуальный подход в обучении, что всегда являлось проблемой в условиях классно-урочной системы.
Опыт учащихся в управлении НОЛ (общее собрание НОЛ) позволит расширить сферу государственно-общественного управления образовательным учреждением, что является очень актуальным сегодня в свете модернизации российского образования.
Организация работы педагогов в НОЛ в соответствии с новой системой оплаты труда позволяет оптимально внедрить новую систему в образовательное учреждение и стимулировать педагогов к работе с одаренными/способными детьми. А также стимулирует учителя к развитию собственной профессиональной компетентности.
Таким образом, в полной мере реализуется принцип гуманизации образовательного процесса, состоящего не столько в передаче базовых и профессиональных знаний и формирований соответствующих им умений, сколько в совместном личном и профессиональном развитии участников данного процесса – педагогов и учащихся.
|