|
Ирина Владимировна Красикова,
воспитатель первой квалификационной категории
МБОУ гимназии № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска
|
Совместная деятельность школы и семьи по
гражданскому воспитанию младших школьников
Одной из важнейших проблем современной демократической
России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Сам термин
«гражданское воспитание» нуждается в конкретизации. Очевидно, что под
«гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот
только какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и
родителей. При обсуждении данной проблемы разгоралась полемика о том, кого
должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина России. Соглашаясь в
принципе с тем, что необходимо воспитывать Гражданина России, многие учителя и
родители задаются вопросом: как это сделать в условиях, когда опорочены и
приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как
«патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно уважение к
органам государственной власти. В таких условиях говорить о гражданском
воспитании, а главное, заниматься им, дело довольно трудное.
Учителя вместе с общественностью должны искать формы и
методы эффективного гражданского воспитания наших детей. Россия сегодня остро
нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Наша
задача, задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в
том, чтобы воспитать таких граждан. А для этого нашим детям в первую очередь
необходимо прививать любовь к своей Родине, чувство гражданского долга.
Возрастает роль школы и семьи. Воспитание гражданина
начинается в семье. Родители являются первыми наставниками ребёнка в
становлении его как гражданина. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность
к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа,
представителем которой является он сам и его родители. В семье ребёнок
осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом
жизни. Одним из путей повышения эффективности воспитания детей является совместная
работа школы и семьи.
У истоков гражданского воспитания в России стоял
В.А. Сухомлинский. Он писал, что гражданственность – это корень убеждений,
мыслей, чувств, поступков человека. Он утверждал, что гражданственность
слагается из чувства хозяина, наследника того, что создано старшими
поколениями, и из чувства ответственности за отдельные недостатки, имеющиеся в
нашей жизни, нравственной ответственности перед обществом.
Особую значимость в воспитании Гражданина имеет
личностный подход. Личностный подход предполагает знание не только личности
школьника, но и всех отношений воздействующих на него. Личностный подход в
воспитании – это не пассивное приспособление педагога к особенностям ученика, а
активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него
с учётом личностных качеств.
Воспитание ценностных отношений сложный и тонкий
процесс. Их проявление трудно обнаружить и зафиксировать, определить степень их
искренности и устойчивости, сложно учитывать все факторы, влияющие на их
становление. Эта работа должна осуществляться в рамках всего образовательного
процесса в школе, но в особенности во внеурочной деятельности. Правильно
организованная внеурочная среда даёт широкие личностно-ориентированные
воспитательные возможности.
Различные формы коллективной внеурочной работы не
всегда могут дать желаемый результат, так как проявления патриотизма очень
индивидуальны, мало осознаваемы в младшем школьном возрасте, сложны в
интерпретации. В современном вариативном учебно-воспитательном пространстве
появилась возможность выбора формы деятельности. Но по-прежнему, важное место
занимает воспитание в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию
своей Родины. И здесь большую помощь оказывает проведение классных часов,
бесед, экскурсий, которые способствуют:
– углублению знаний учащихся о Родине, своём родном
крае, месте рождения;
– более содержательному знакомству с историей своей семьи;
– воспитанию трудолюбия;
– углублению знаний об истории, традициях, культуре
народов России;
– воспитанию гражданского самосознания и причастности
к родным истокам;
–формированию общественных норм морали (доброта,
взаимопонимание, терпимость и т.д.);
– пониманию учащимися их личной ответственности за будущее
страны.
Человека воспитывает всё. Но главной воспитательной
силой является школа.
Тематика классных часов направлена на формирование
гражданского самосознания у учащихся 1-4 классов, на расширение и углубление их
знаний об истории своего Отечества, на воспитание любви и уважения к Родине:
научить ребёнка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям
русского народа, народным промыслам. Классные часы охватывают разные стороны
жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы,
символы и святыни. Классные часы, посвящённые природе родного края, позволяют
расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических
проблемах, помогут задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении
природы они могут оказать: озеленение кабинета, высадка зелёных насаждений на
пришкольном участке, уборка территории от мусора.
Деятельность по воспитанию Гражданина может быть самой
разнообразной, например, с использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и
т.д.). Большую помощь в воспитательной работе оказывает устное народное
творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые позволяют
познакомить детей со славными подвигами богатырей святорусских – защитников
земли Русской.
Очень важно добиться сознания каждым учеником
значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С детских лет нужно
учить ребёнка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике
государства. Вся работа должна быть направлена на то, чтобы ребёнок чувствовал
себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, высказывать
чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке. Нравственное
воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к
природе. А это постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу.
Воспитание ценностного отношения к Родине представляется особо трудным. Образ
Родины, как сложное целое в социальном опыте ребёнка, имеет многоуровневую
структуру:
– Родина как государство;
– малая Родина (город, село, улица и двор детства);
– родной дом (семья).
Цель первой серии занятий «Рождение моей страны»
состояла не только в ознакомлении с историческими и географическими условиями
возникновения Российского государства, особенностями жизнедеятельности, быта
славян, их обычаями и поверьями, но и в формировании интереса к великому
прошлому своей страны, чувства гордости за него.
Вторая серия занятий называлась «Мой Новосибирск»,
была построена в виде викторины, беседы, содержавшей такие вопросы, как «Любишь
ли ты свой город? Чем ты гордишься? Что тебя огорчает? Вспомни, как ты отмечал
день рождения города. Какой подарок ты сделал городу? А какой хотел бы
сделать?» Итогом этого цикла занятий стала экскурсия, организованная родителями
«Достопримечательности Новосибирска».
Третий цикл занятий «Мои корни» имел целью не только
сообщение детям знаний о районе, о школе и об одноклассниках, но главным
образом обращение к своей семье и её истории, воспитание чувства сопереживания к
другим людям и заботы о них. На этом этапе работы родители выступали активными
участниками. Они вместе с детьми выполняли предложенные задания.
Особенно увлекательно проходила работа в процессе
изучения фамилий и имён. Ребята как будто заново узнавали друг друга, так как
размышляли о соответствии имени и характера, а значит, изучали друг друга в
личностном плане. Большой интерес вызвало создание девиза и герба семьи. Эта
работа, безусловно, потребовала включения родителей, которые с удовольствием
откликнулись на просьбы детей помочь им.
Глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и
обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Родители и
педагог являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому
эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения
работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и
поддержку. Взаимодействие с родителями строю на том, что не поучаю их, а
советуюсь, размышляю вместе с ними. Мы договариваемся о совместных действиях.
Общаясь с родителями, стараюсь показать, что они мои союзники, и я не могу
обойтись без их помощи и поддержки. Задача совместной деятельности учителя,
воспитателя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство
требований семьи и школы. Это родительские собрания, посещение уроков, участие
в подготовке и проведении бесед, классных часов, праздников, организация
экскурсий, выставок. По инициативе родителей мы посетили выставку народной
игрушки «Мастер-класс», фольклорный центр, краеведческий музей, музей
минералогии и природы. Всё увиденное было интересным и познавательным.
А какими повзрослевшими, серьёзными становятся лица
младших школьников на празднике «Никто не забыт, ничто не забыто!» В гости к
нам приходят ветераны Великой Отечественной войны. Школьники, затаив дыхание,
слушают рассказ ветерана, который не понаслышке, а воочию видел немцев, непосредственно
принимал участие в боевых действиях. В сознании учеников возникают реальные
образы людей, которые, не жалея своей жизни, делали возможное и не возможное,
чтобы выстоять и победить.
Ученики и родители принимали активное участие в
подготовке и проведении праздника: оформляли выставку рисунков, готовили
подарки для ветеранов, читали стихи, возлагали цветы к монументу Славы.
Беречь и любить Родину, уважительно и внимательно
относиться к людям, и с особой теплотой к людям пожилого возраста – это главное,
что усвоили дети. Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают
найти общий язык и достичь взаимопонимания. Видя такое неравнодушное отношение
родителей, их поддержку и помощь, хочется делать многое.
Большое значение в воспитании доброты имеет
систематическое общение ребят с природой. Родители идут на природу с детьми не
только отдохнуть, но и с тем, чтобы вырабатывать у них выносливость, наблюдательность,
самостоятельность.
К организации таких походов мы тоже относимся с
выдумкой. Детям вручается письмо, в котором находилась карта с топографическими
знаками. Прочитав их, ребята должны были найти место, где был спрятан клад.
Надо было видеть с каким воодушевлением ученики прошли все препятствия – и вот
он, клад! Сколько было радости, счастья в глазах ребят.
Гражданскую направленность должна носить и трудовая
деятельность школьников. Одним из основных начал воспитания Гражданина
представляется воспитание человека – труженика, основным качеством которого
является трудолюбие.
Трудолюбие есть неотъемлемый признак
гражданственности. Первоначальные трудовые навыки приобретаются при выполнении
учебных обязанностей. В учении сливаются познавательная и трудовая деятельность
школьников. Для ребёнка учение – напряжённый труд. Надо разъяснить детям, что
получение образования является правом, обязанностью и гражданским долгом
каждого человека. Дети, как юные граждане, также могут немало сделать по охране
природы, окружающей среды.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной
формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его
отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношений к
труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания
школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, интернационализма,
товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое
уважение к людям труда.
Верю, что зёрнышки доброты, посеянные в младшем
школьном возрасте, дадут добрые всходы!
|