|
Юрий Александрович Щеглов,
доктор технических наук, профессор,
директор института прикладной информатики Новосибирского государственного университета экономики и управления
|
Повышение
квалификации кадров для средних образовательных учреждений на основе интернет-технологий
В 2008 году в рамках проекта ИСО в НГУЭУ был создан
региональный межшкольный методический центр (РММЦ) НГУЭУ со специализацией в
области экономики, менеджмента, информатики и ИКТ. В сферу деятельности РММЦ
НГУЭУ входит кроме прочего и решение задачи повышения квалификации педагогов,
руководителей и специалистов образования (в названных областях).
В настоящее время началась работа по двум проектам,
которые непосредственно связаны с повышением квалификации работников
образовательной сферы. Ниже представлен их краткий обзор.
1. Проект «Экономика в школе».
Полное название проекта: «Преподавание экономики на
основе современного компетентностного подхода и дидактической концепции
Института экономического образования с поддержкой педагогической деятельности
через сеть Интернет».
Целью проекта является повышение качества преподавания
экономики в образовательных учреждениях системы образования Новосибирской
области с использованием сети Интернет.
В настоящее время не существует какой-либо систематической
подготовки преподавателей по экономическим дисциплинам для учебных заведений
среднего специального и среднего общего образования. Тем не менее, во многих
школах экономические дисциплины введены в учебный процесс. Для успешной работы
в данной области требуется такая дидактическая концепция, которая бы позволила
сначала преподавателю, а затем и ученикам представить экономическую жизнь
страны как целостную систему взаимодействующих экономических субъектов. Эта
система является составной частью жизни любого общества и ее следует понимать
как одну из основ человеческого существования. Экономическое образование здесь
понимается как совокупность усилий по передаче учащимся знаний, навыков,
образов поведения, которые позволят им справляться с настоящими и будущими
жизненными трудностями и самим активно формировать свою жизнь. Данная
педагогическая концепция является для России новаторской, а образовательная
технология – инновационной.
В основу предлагаемых в проекте решений легли принципы
и концепции совместных германо-российских разработок, которые ведутся на
протяжении нескольких лет российскими и немецкими университетами. Созданные в
ходе этой работы и адаптированные к российской действительности образовательные
ресурсы являются оригинальными и не имеют аналогов в России и в мире.
Дидактическая концепция данных образовательных ресурсов и строящаяся на их
основе учебная технология имеет целью обеспечить экономическими знаниями
молодых людей, учащихся средних специальных учебных заведений, независимо от их
будущей специальности. Такой подход к экономическому образованию в средних
специальных учебных заведениях нашел поддержку на самых разных уровнях, где обсуждались
проблемы общего (непрофессионального) экономического образования в России.
В проекте предусматривается два направления
деятельности:
Направление
1. Повышение квалификации педагогов в
области преподавания экономических дисциплин с использованием дистанционного
режима и сети Интернет и без отрыва от производства.
Направление 2. Поддержка через сеть Интернет педагогов, ведущих занятия
по предмету «экономика» в образовательных учреждениях на основе дидактической
концепции Института экономического образования (г Ольденбург, Германия).
Предполагается, что участники направления 2 будут
одновременно и участниками направления 1.
Основные результаты по направлению 1.
Педагоги, чья деятельность связана с преподаванием
экономики, пройдут обучение и повысят квалификацию в области использования
современного подхода к преподаванию экономических дисциплин на основе компетентностного
подхода и дидактической модели ИЭО г. Ольденбурга (Германия). Обучение будет
организовано в дистанционном режиме с использованием Интернет. При обучении
будут использованы учебные и методические материалы ИЭО. Обучение будет
проводиться при поддержке российских сертифицированных тьюторов (преподаватели
НГУЭУ). Общий объем часов базового курса – 240.
Основные результаты по направлению 2.
ОУ Новосибирской области проведут эксперимент по
внедрению в свою деятельность практики преподавания экономики в 8-9 классах на
основе компетентностного подхода и дидактической модели ИЭО г. Ольденбурга.
Участники проекта и педагоги других ОУ Новосибирской
области примут участие в международной школе-семинаре по обмену опытом в
области преподавания экономики в школах, лицеях, гимназиях, ССУЗах.
2. Проект «Магистры управления
образовательным учреждением на основе ИКТ».
Полное
название проекта: «Магистерская подготовка по программе «Управление
образовательным учреждением на основе ИКТ» (направление «Менеджмент»)».
Целью
выполнения работ по данному проекту является обеспечение формирования в
Новосибирской области кадрового потенциала руководителей, способных эффективно
решать задачи управления и модернизации образования за счет использования современных
информационно-коммуникационных технологий.
Для достижения
поставленной цели в рамках заявляемого проекта будут решаться следующие задачи:
– Открытие
на базе РММЦ НГУЭУ постоянно действующей системы подготовки
высококвалифицированных специалистов в области управления образовательными
учреждениями в условиях информатизации системы образования с присвоением
степени магистра «Менеджмента».
– Функционирование
на базе РММЦ НГУЭУ постоянно действующей системы повышения квалификации
работников образования Новосибирской области в области управления
образовательными учреждениями и в области применения информационно-компьютерных
технологий в профессиональной деятельности.
Основные ожидаемые результаты проекта.
1. В ходе
работы над проектом на базе РММЦ НГУЭУ будет разработана адаптивная учебная
программа и соответствующее учебно-методическое обеспечение для повышения квалификации
и получения степени магистра для работников системы образования Новосибирской
области. Программа охватит широкий спектр вопросов использования современных
информационных и коммуникационных технологий в управлении образовательными
организациями и в учебной деятельности. Содержание программы будет раскрывать
образовательный потенциал различных средств ИКТ, демонстрировать модели их использования
в образовании. Программа будет построена по модульному принципу с адаптивным
механизмом целевой подготовки специалистов под требования работодателей. Это
обеспечит удобный и гибкий режим освоения программы магистерской подготовки.
2. Будут
разработаны механизмы целевого набора работников системы образования
Новосибирской области на обучение по программе магистратуры.
3. Параллельно
с функционированием магистерской программы будет обеспечена возможность
повышения квалификации для работников образования по отдельным направлениям.
Для этой цели будет использована учебно-методическая база магистерской
программы. Обучение по отдельным модулям магистерской программы будет
осуществляться через сеть Интернет и будет доступно для всех работников системы
образования. Лицам, которые освоят необходимое число модулей, будет
предоставлена возможность получить степень магистра.
В результате
обучения по магистерской программе слушатели будут приобретать знания и навыки
в области управления и экономики организации, в области использования ИКТ в
своей профессиональной деятельности. Это позволит сформировать кадровый
потенциал системы образования, способный к эффективной работе по управлению
образовательными учреждениями в современных условиях России.
3.
Основополагающие принципы проведения курсов
повышения квалификации.
Основная форма
обучения в РММЦ – очно-заочная с использованием Интернет.
При
использовании традиционной формы обучения невозможно провести подготовку
большого количества работников образования. Организация обучения на основе
Интернет позволяет преодолеть целый ряд проблем, как организационных, так и
дидактических. Среди важнейших преимуществ обучения с использованием Интернет
можно назвать следующие:
– основное
обучение проходит без отрыва от производства;
– темп
обучения и время выбирается обучаемым в соответствии с его индивидуальными
возможностями;
– весь
процесс обучения находится под постоянным контролем со стороны тьютора.
В рамках
рассматриваемого проекта подготовка преподавателей будет строиться на основе
специальной учебной технологии с привлечением Интернет.
Планируется,
что учителя и работники образовательных учреждений помимо своей основной
деятельности будут тратить около часа в день на изучение учебного материала по
проекту. Общий срок обучения по каждому курсу – 1 месяц.
В ходе
обучения будут проведены одна очная и одна заочная фазы. Очная фаза
продолжительностью три-четыре дня проводится в начале периода обучения. Заочная
фаза проходит без отрыва от основной работы и требует использования сети Интернет.
В очной фазе
обучаемые знакомятся с программой курса, с технологией изучения курса, порядком
работы в учебной среде и в сети Интернет. В заочной фазе обучаемые изучают
учебные материалы, выполняют курсовое задание, принимают участие в подведении итогов
работы.
Работа в очной
фазе проводится в специальном компьютерном классе, оборудованном мультимедийным
проекционным аппаратом и рабочими местами для обучаемых.
Для работы в
заочной фазе обучаемый должен иметь возможность работать на персональном компьютере,
подключенном к сети Интернет. В ходе работы не используется специальное
программное обеспечение и достаточно иметь на компьютере интернет-браузер,
например, Microsoft Internet Explorer или Mozilla Firefox.
В ходе
обучения в заочной фазе обучаемый взаимодействует либо непосредственно с
преподавателем курса, либо с тьютором (специально подготовленным наставником).
Тьютор
выполняет роль методиста: он помогает обучаемым справиться с проблемами технического
и дидактического характера. Тьютор следит за выполнением групповых заданий и,
если необходимо, проводит контроль знаний обучаемых.
При успешном
окончании курса обучаемым выдаются сертификаты государственного и
международного образца, подтверждающие успешное завершение подготовки.
|