| 
  
    |  | Людмила Геннадьевна Шестопалова, учитель начальных классов
 второй квалификационной категории
 МБОУ гимназии №15 «Содружество»
 Дзержинского района г. Новосибирска
 |  
 Семья – основа нравственного воспитания  Семья является традиционно главным институтом воспитания, обладает естественным потенциалом для того, чтобы
  заложить в человеке тот физический и нравственный фундамент, на котором в
  дальнейшем будет строиться вся его личная, социальная жизнь и деятельность.  Всё начинается с семьи. В повседневном общении с
  детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы.
  Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость: «Посеешь поступок,
  пожнёшь привычку, посеешь привычку, пожнёшь характер, посеешь характер, пожнёшь
  судьбу». Всё, что происходит с ребёнком в школе – является результатом тех
  отношений, которые царят в семье. Каждый взрослый должен уметь смотреть на себя
  и свою жизнь глазами ребёнка и помнить о том, что воспитывать надо не только
  словами, а своим собственным примером, своим поведением. Дети должны учиться
  совершать поступки, правильно реагировать на трудности, уметь строить отношения
  с другими людьми на основе нравственных, этических норм нашего общества.  Школьные годы – часть жизни ребёнка. И поэтому очень
  важно, чтобы она была наполнена счастьем познания, приобщения к сокровищнице
  мировой культуры, радостью общения. Желание и умение учиться, радость получения
  новых знаний – основа ответственного отношения к учению, школьным обязанностям,
  взаимопонимания и сотрудничества с одноклассниками и учителями. Можно научить
  детей учиться, пробудив их к добрым поступкам для блага людей, утвердив в их
  сердце чуткость к окружающему миру, воспитав способность познавать душевный мир
  других людей сердцем.  Школа оказывает важное влияние на нравственное
  становление личности ребёнка, координируя и дополняя семейное влияние. Готовит будущих граждан, которые должны быть не только
  образованными, но и культурными, здоровыми физически, психически, социально и
  духовно, должны уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность
  за свои поступки и не ущемляя права и свободу других.  Начало нравственного воспитания – в сердце и уме
  каждого из нас, в том, как мы видим, чувствуем, оцениваем свой народ, себя и
  свое место в жизни.  Родина, Дом, Семья, Отец, Мать – что может быть теплее
  этих слов! С ними каждый человек впервые начинает осознавать себя, с ними он
  растет, взрослеет, учится, работает, заводит семью и воспитывает детей. Вот
  почему так важно – как человек эти слова понимает, как он их чувствует.  Чем больше учитель знает о жизни ребенка вне школы,
  тем лучше он понимает его нужды, тем эффективнее может организовать
  образовательный процесс, скоординировать усилия школы и семьи в области
  нравственного воспитания, подсказать правильные решения жизненных задач. Без
  сотрудничества с детьми и их родителями, бабушками и дедушками школа никогда не
  станет для учащихся вторым домом, а, напротив, всегда будет оставаться чужой.  Семья – это фундамент, на котором строится здание
  личности ребёнка. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития
  и воспитания человека.  Я считаю своей задачей объединение позитивных факторов
  семейного и школьного воспитания. В своей деятельности стремлюсь установить
  контакт с семьями учащихся и вовлечь их в совместную деятельность – это
  вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в
  семейных праздниках, оказание психолого-педагогической поддержки родителям. Взаимопонимание,
  постоянный контакт с родителями, разнообразные формы работы с ними – всё
  подчинено одной цели. Только вместе и сообща можно научить детей учиться
  познавать окружающий мир и самих себя. Поэтому я провожу семейные праздники и интересные
  мероприятия: «Праздник осени», «Новый год», «День именинников», «КВН», «8
  Марта», «Прощание с Азбукой» (в первом классе) и т.д. Сценарии к праздникам
  пишу сама, при этом привлекаю к их созданию и детей, и родителей.  Проведение в школе разнообразных родительских встреч,
  семинаров, создание семейных клубов, вовлекающих отцов и матерей в обсуждение
  непростых вопросов повседневной жизни, значительно повышают их духовную и
  психологическую ответственность за нравственное воспитание своих детей. Родители
  еще раз задумаются о роли родных и любимых в своей жизни, о вечной, непреходящей
  ценности семьи, рода, о невидимых нитях любви, сочувствия и милосердия. Каждый из
  родителей сможет глубже познать и раскрыть себя, понять причину мира или
  разлада в семье, научиться находить выходы из сложных ситуаций, связанных с
  воспитанием.  Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение
  к другим людям, бережное отношение к окружающему миру, природе. Нравственное
  воспитание является делом общенациональной важности, и ответственность за
  осуществление процесса нравственного воспитания детей ложится на школу и семью.
  Нравственное здоровье семьи утверждает в человеке чувство собственного
  духовного достоинства и здоровой гражданственности. Создать и сохранить духовно-нравственную
  здоровую семью – это значит сохранить наше будущее – детей.  |