|
Людмила Геннадьевна Шестопалова,
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
МБОУ гимназии №15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска |
Семья – основа нравственного воспитания
Семья является традиционно главным институтом воспитания, обладает естественным потенциалом для того, чтобы
заложить в человеке тот физический и нравственный фундамент, на котором в
дальнейшем будет строиться вся его личная, социальная жизнь и деятельность.
Всё начинается с семьи. В повседневном общении с
детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы.
Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость: «Посеешь поступок,
пожнёшь привычку, посеешь привычку, пожнёшь характер, посеешь характер, пожнёшь
судьбу». Всё, что происходит с ребёнком в школе – является результатом тех
отношений, которые царят в семье. Каждый взрослый должен уметь смотреть на себя
и свою жизнь глазами ребёнка и помнить о том, что воспитывать надо не только
словами, а своим собственным примером, своим поведением. Дети должны учиться
совершать поступки, правильно реагировать на трудности, уметь строить отношения
с другими людьми на основе нравственных, этических норм нашего общества.
Школьные годы – часть жизни ребёнка. И поэтому очень
важно, чтобы она была наполнена счастьем познания, приобщения к сокровищнице
мировой культуры, радостью общения. Желание и умение учиться, радость получения
новых знаний – основа ответственного отношения к учению, школьным обязанностям,
взаимопонимания и сотрудничества с одноклассниками и учителями. Можно научить
детей учиться, пробудив их к добрым поступкам для блага людей, утвердив в их
сердце чуткость к окружающему миру, воспитав способность познавать душевный мир
других людей сердцем.
Школа оказывает важное влияние на нравственное
становление личности ребёнка, координируя и дополняя семейное влияние. Готовит будущих граждан, которые должны быть не только
образованными, но и культурными, здоровыми физически, психически, социально и
духовно, должны уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность
за свои поступки и не ущемляя права и свободу других.
Начало нравственного воспитания – в сердце и уме
каждого из нас, в том, как мы видим, чувствуем, оцениваем свой народ, себя и
свое место в жизни.
Родина, Дом, Семья, Отец, Мать – что может быть теплее
этих слов! С ними каждый человек впервые начинает осознавать себя, с ними он
растет, взрослеет, учится, работает, заводит семью и воспитывает детей. Вот
почему так важно – как человек эти слова понимает, как он их чувствует.
Чем больше учитель знает о жизни ребенка вне школы,
тем лучше он понимает его нужды, тем эффективнее может организовать
образовательный процесс, скоординировать усилия школы и семьи в области
нравственного воспитания, подсказать правильные решения жизненных задач. Без
сотрудничества с детьми и их родителями, бабушками и дедушками школа никогда не
станет для учащихся вторым домом, а, напротив, всегда будет оставаться чужой.
Семья – это фундамент, на котором строится здание
личности ребёнка. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития
и воспитания человека.
Я считаю своей задачей объединение позитивных факторов
семейного и школьного воспитания. В своей деятельности стремлюсь установить
контакт с семьями учащихся и вовлечь их в совместную деятельность – это
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в
семейных праздниках, оказание психолого-педагогической поддержки родителям. Взаимопонимание,
постоянный контакт с родителями, разнообразные формы работы с ними – всё
подчинено одной цели. Только вместе и сообща можно научить детей учиться
познавать окружающий мир и самих себя. Поэтому я провожу семейные праздники и интересные
мероприятия: «Праздник осени», «Новый год», «День именинников», «КВН», «8
Марта», «Прощание с Азбукой» (в первом классе) и т.д. Сценарии к праздникам
пишу сама, при этом привлекаю к их созданию и детей, и родителей.
Проведение в школе разнообразных родительских встреч,
семинаров, создание семейных клубов, вовлекающих отцов и матерей в обсуждение
непростых вопросов повседневной жизни, значительно повышают их духовную и
психологическую ответственность за нравственное воспитание своих детей. Родители
еще раз задумаются о роли родных и любимых в своей жизни, о вечной, непреходящей
ценности семьи, рода, о невидимых нитях любви, сочувствия и милосердия. Каждый из
родителей сможет глубже познать и раскрыть себя, понять причину мира или
разлада в семье, научиться находить выходы из сложных ситуаций, связанных с
воспитанием.
Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение
к другим людям, бережное отношение к окружающему миру, природе. Нравственное
воспитание является делом общенациональной важности, и ответственность за
осуществление процесса нравственного воспитания детей ложится на школу и семью.
Нравственное здоровье семьи утверждает в человеке чувство собственного
духовного достоинства и здоровой гражданственности. Создать и сохранить духовно-нравственную
здоровую семью – это значит сохранить наше будущее – детей.
|