На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня воскресенье, 5 января 2025
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Экологическое просвещение

Наталья Борисовна Гордиенко,
учитель начальных классов первой квалификационной категории,
заведующая кафедрой начальных классов
МБОУ СОШ № 120 Заельцовского района г. Новосибирска

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов. Экологический аспект

Традиции национальной культуры предполагают организацию воспитательного процесса различными средствами и методами. В том числе и средствами проектной деятельности, основоположником которого в российской педагогике стал Шацкий С.Т.

Основная цель проектной деятельности – реализация детьми своих способностей и потенциала личности. Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

Кафедра начальных классов, работая в рамках городской экспериментальной экологической площадки, использует метод проектов в целях экологизации воспитательного процесса.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Какую же ценность представляет этот метод? Метод проектов – это тоже одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

В письме Министерства образования России от 02.04.2002 г. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» говорится о том, что «организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач».

Плюсы этого метода заключаются в том, что он является:

– личностно-ориентированным, деятельностным, здоровьесберегающим и культуросообразным;

– воспитывающим базовую культуру личности;

– развивающим умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии, а значит, способствующий саморазвитию;

– воспитывающим личностные качества – целеустремленность, самостоятельность, толерантность, коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу

Ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:

– экспериментально-исследовательская;

– проектно-конструкторская;

– производственная;

– информационно-аналитическая;

– диагностическая;

– научная;

– методическая;

– образовательная и т.д.

Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействует все аспекты жизни детей в школе и дома.

Существует несколько классификаций проектов. Я остановлюсь на классификации проектов по признаку количества учеников, участвующих в этом проекте.

Выделяют:

Индивидуальные – проект одного ученика.

Групповые – участвует группа детей.

Коллективные.

Индивидуальные проекты позволяют работать с одаренными детьми, стимулируют их дальнейший рост и развитие. Результаты проектной работы учащихся нашей школы представлены в виде выступлений на научно-практических конференциях.

В 2004-2005 учебном году Колесникова А., представившая свою работу на 1 городской научно-практической конференции младших школьников с темой: «Наблюдения за жизнью карпа в условиях неволи», была награждена дипломом в номинации за любовь и трудолюбие.

А с 2005-2006 учебного года такие конференции стали проходить и в нашем районе.

В 2005-2006 году учителя начальных классов нашей школы подготовили с детьми 4 исследовательские работы, которые заняли три 1-ых места в разных секциях и одно второе. Колесникова А. и Старусев Е. выступали на второй городской НПК младших школьников «Мое первое исследование», где Настя с работой «Наблюдения за белками в условиях городского парка» стала призером, а Старусев Е. с работой «Исследование состояния реки Ельцовка-1» – лауреатом.

В 2006-2007учебном году представлены две исследовательские работы учащихся на районный конкурс. Обе работы стали победителями в своих секциях.

В 2007-2008 – из 4 представленных нами работ мы заняли 2 первых места и 2 третьих. Найденов Д. с работой «Наблюдения за декоративными крысами в домашних условиях» под руководством Шеффер Лилии Александровны успешно выступил на 4 городской НПК.

Групповые проекты

Индивидуальный проект Старусева Жени «Исследование состояния реки Ельцовка-1» в 2007 году был продолжен творческой группой ребят 1-5 классов, которые выступили с проектом в защиту реки Ельцовка-1. Свой проект ребята представляли на районном конкурсе проектов по благоустройству водных объектов г. Новосибирска, где заняли 1 место.

Начиная с 2003 года, команды ребят участвуют в городских экологических проектах «Седьмой лепесток» и «Юниорчики». При подготовке ребят к турнирам мы стали использовать групповой метод проектов.

Итоги за 2007-2008 год:

1. В турнире «Седьмой лепесток» участвовало 6 команд с 1 по 4 классы. Команда 4 класса «Лесной патруль» (руководитель Бакуменко Е.В.) – заняла 6 место в городе, а представитель команды участвовал в конкурсе «Лучший эколог» в рамках этого проекта.

2.  В турнире «Юниорчики»: «Лесной патруль» (2-ой состав) (руководитель – Бакуменко Е.В.) – 10 место, «Кактусята» (2-ой состав) (руководитель – Подкорытова Л.В.) – 11 место.

Коллективные проекты охватывают всех учащихся класса. Особенно ценны воспитательные возможности этих проектов, когда в результате совместной деятельности появляется совместный продукт. Например, поздравительная газета в проекте «Жар – птица»; разработанные и проведенные в других классах викторины, конкурсы.

Очень часто представление результатов коллективной проектной деятельности проходит в виде русских праздников: «Осенины», «Рождество», «Масленица» и другие.

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, встречи с интересными людьми.

Использование воспитательных возможностей метода проектов в практике начальной школы способствует созданию условий для воспитания младшего школьника как субъекта социокультурного развития.

Приложение. Презентация «Организация проектной деятельности учащихся начальных классов» (скачать 5,50 МБ )

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru