Наталья Борисовна Гордиенко,
учитель начальных классов первой квалификационной категории,
заведующая кафедрой начальных классов
МБОУ СОШ № 120 Заельцовского района г. Новосибирска
Организация проектной деятельности учащихся начальных
классов. Экологический аспект
Традиции
национальной культуры предполагают организацию воспитательного процесса
различными средствами и методами. В том числе и средствами проектной
деятельности, основоположником которого в российской педагогике стал Шацкий
С.Т.
Основная
цель проектной деятельности – реализация детьми своих способностей и потенциала
личности. Главнейший основополагающий принцип метода
проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего
дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами
самих детей, их близких, общества.
Кафедра начальных классов, работая в рамках городской экспериментальной
экологической площадки, использует метод проектов в целях экологизации
воспитательного процесса.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации
образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся
и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и
стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и
находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов,
анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Какую
же ценность представляет этот метод? Метод проектов – это тоже одна из конкретных возможностей
использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Он открывает
путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой
жизни и самой жизнью.
В письме Министерства образования России
от 02.04.2002 г. «О повышении воспитательного потенциала образовательного
процесса в общеобразовательном учреждении» говорится о том, что «организация
самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и
соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в
практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время
содействует эффективному решению воспитательных задач».
Плюсы этого метода заключаются в том, что он является:
– личностно-ориентированным,
деятельностным, здоровьесберегающим и культуросообразным;
– воспитывающим
базовую культуру личности;
– развивающим
умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии, а значит,
способствующий саморазвитию;
– воспитывающим
личностные качества – целеустремленность, самостоятельность, толерантность,
коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу
Ведущим видом профессиональной
деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:
– экспериментально-исследовательская;
– проектно-конструкторская;
– производственная;
– информационно-аналитическая;
– диагностическая;
– научная;
– методическая;
– образовательная и т.д.
Метод проекта в начальной школе позволяет
наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в
себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействует все аспекты
жизни детей в школе и дома.
Существует несколько классификаций проектов. Я
остановлюсь на классификации проектов по признаку количества учеников,
участвующих в этом проекте.
Выделяют:
Индивидуальные
– проект одного ученика.
Групповые
– участвует группа детей.
Коллективные.
Индивидуальные
проекты позволяют работать с одаренными
детьми, стимулируют их дальнейший рост и развитие. Результаты проектной работы
учащихся нашей школы представлены в виде выступлений на научно-практических
конференциях.
В
2004-2005 учебном году Колесникова А., представившая свою работу на 1 городской
научно-практической конференции младших школьников с темой: «Наблюдения за
жизнью карпа в условиях неволи», была награждена дипломом в номинации за любовь
и трудолюбие.
А с
2005-2006 учебного года такие конференции стали проходить и в нашем районе.
В
2005-2006 году учителя начальных классов нашей школы подготовили с детьми 4
исследовательские работы, которые заняли три 1-ых места в разных секциях и одно
второе. Колесникова А. и Старусев Е. выступали на второй городской НПК младших
школьников «Мое первое исследование», где Настя с работой «Наблюдения за
белками в условиях городского парка» стала призером, а Старусев Е. с работой
«Исследование состояния реки Ельцовка-1» – лауреатом.
В
2006-2007учебном году представлены две исследовательские работы учащихся на
районный конкурс. Обе работы стали победителями в своих секциях.
В
2007-2008 – из 4 представленных нами работ мы заняли 2 первых места и 2
третьих. Найденов Д. с работой «Наблюдения за декоративными крысами в домашних
условиях» под руководством Шеффер Лилии Александровны успешно выступил на 4
городской НПК.
Групповые проекты
Индивидуальный
проект Старусева Жени «Исследование состояния реки Ельцовка-1» в 2007 году был
продолжен творческой группой ребят 1-5 классов, которые выступили с проектом в
защиту реки Ельцовка-1. Свой проект ребята представляли на районном конкурсе
проектов по благоустройству водных объектов г. Новосибирска, где заняли 1
место.
Начиная
с 2003 года, команды ребят участвуют в городских экологических проектах
«Седьмой лепесток» и «Юниорчики». При подготовке ребят к турнирам мы стали
использовать групповой метод проектов.
Итоги
за 2007-2008 год:
1. В турнире
«Седьмой лепесток» участвовало 6 команд с 1 по 4 классы. Команда 4 класса «Лесной
патруль» (руководитель Бакуменко Е.В.) – заняла 6 место в городе, а
представитель команды участвовал в конкурсе «Лучший эколог» в рамках этого проекта.
2. В турнире
«Юниорчики»: «Лесной патруль» (2-ой состав) (руководитель – Бакуменко Е.В.) –
10 место, «Кактусята» (2-ой состав) (руководитель – Подкорытова Л.В.) – 11
место.
Коллективные проекты охватывают всех учащихся
класса. Особенно ценны воспитательные возможности этих проектов, когда в
результате совместной деятельности появляется совместный продукт. Например,
поздравительная газета в проекте «Жар – птица»; разработанные и проведенные в
других классах викторины, конкурсы.
Очень часто представление результатов коллективной
проектной деятельности проходит в виде русских праздников: «Осенины»,
«Рождество», «Масленица» и другие.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить
с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, встречи с интересными
людьми.
Использование воспитательных возможностей метода
проектов в практике начальной школы способствует созданию условий для
воспитания младшего школьника как субъекта социокультурного развития.
Приложение. Презентация «Организация
проектной деятельности учащихся начальных классов» (скачать 5,50 МБ )
|