|
Светлана Вячеславовна Бобинова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13 Центрального района
г. Новосибирска,
победитель конкурса лучших учителей
в рамках национального проекта «Образование»
|
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности
Родители являются первыми и основными воспитателями детей,
и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество,
если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в
ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать
мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта
толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников.
Прежде всего атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между
родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование
толерантности у ребенка.
Общей для учителей и для родителей является проблема
межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако очень
часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не
замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике,
а о «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические
оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой
национальности. События во многих республиках показали, что враждой взрослых заражаются
и дети.
В этой связи целенаправленную работу
необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у
детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное
обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах,
поскольку прежде всего личный пример взрослых воспитывает у школьников
национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим
нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Весьма
сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают
родители.
Перевоспитать родителей педагог вряд ли сможет, но повлиять
на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по
отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно.
В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:
– выявление и учет интересов, потребностей участников
взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
– опору на положительные стороны родителей и детей;
– доверие к ребенку и родителям;
– принятие родителей как своих союзников,
единомышленников в воспитании ребенка;
– подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям,
ребенку, к решению возникающих проблем;
– принятие, учет традиций семьи, уважительное отношение
к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
– заинтересованное отношение к судьбе ребенка,
проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
– обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка
и родителей;
– содействие формированию гуманных, доброжелательных,
уважительных отношений между родителями и детьми;
– забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни
семьи;
– создание ситуаций проявления взаимного внимания,
заботы о семье, детях, родителях.
Одна из задач педагогов – это регулирование взаимоотношений
родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих
сторон, что означает:
– изучение состояния, отслеживание результатов
взаимодействия родителей и детей;
– выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье
и отбор педагогических средств его регулирования;
– организацию изучения и обобщения передового опыта
взаимодействия родителей и детей;
– пропаганду лучших достижений взаимодействия
родителей и детей;
– обучение учащихся и родителей совместной
деятельности и общению;
– создание благоприятной атмосферы, обстановки для
установления контактов родителей и детей при организации совместной
деятельности.
В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат
принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и
терпимости по отношению друг к другу.
Работа педагогов с родителями по формированию толерантности
у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего,
семейных взаимоотношений.
Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту
ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так дома, в семье
ребенок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому
задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить
линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами
успешнее, если в лице родителей находит помощников.
Знакомство с семьей школьника учитель
может проводить в различных формах, может начать с небольшой анкеты для
родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в
которых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного
воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей
задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На
основании результатов анкеты определятся основные вопросы для беседы с
родителями ученика.
Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением и
ответами на сходные вопросы детей. Для детей младших классов можно предложить
сделать рисунки или написать сочинение на тему «Моя семья» или «Выходной день в
нашей семье».
Отношения родителей и детей можно изучать в специально
создаваемых ситуациях.
Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей,
сформированности толерантности и того, что необходимо развивать, целенаправленно
воспитывать в детях, – это проведение семейных конкурсов, организация
совместной деятельности родителей и детей.
Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях,
поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение
их навыкам толерантного общения.
Организация
психолого-педагогического просвещения родителей
по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает:
– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– взаимосвязь, соответствие программ, форм воспитания
толерантности у детей и тематики просвещения родителей;
– выявление проблем в воспитании толерантности у детей
и учет их при определении тематики просвещения родителей.
Содержание психолого-педагогического просвещения
родителей по воспитанию толерантности у детей может включать следующие вопросы:
– сущность понятия «толерантность», ее основные
характеристики и проявления;
– виды толерантности; межнациональная толерантность и
веротерпимость;
– факторы, влияющие на формирование толерантности у
детей;
– взаимоотношения в семье как фактор воспитания
толерантности у детей;
– методы воспитания толерантности у детей;
– пример родителей в воспитании толерантности у детей;
– особенности воспитания толерантности у учащихся
разного возраста.
Примерная тематика
занятий и бесед с родителями:
Роль общения в жизни ребенка.
Причины возникновения конфликтов у детей.
Как учить детей общаться?
Как научить ребенка понимать других людей?
Воспитание у детей чуткости и внимательности.
Этика семейного общения у детей.
Воспитание терпимого отношения к людям других наций и
вероисповедания.
Примерные вопросы для
дискуссий (возможно совместное участие родителей и
детей при взаимном согласии):
Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
Есть ли грань терпимости? В чем (где) она?
Нужно ли быть самим собой?
Нужно ли властвовать над собой?
Возможно ли жить без конфликтов?
Возможные ситуации для
обсуждения:
1. Вы присутствуете в компании. Ваши соседи ведут разговор
на непонятном вам языке. Ваше отношение к этому. Ваши действия.
2. В классе обучается новый ученик из другой республики,
плохо говорит по-русски. Ваш ребенок пренебрежительно (оскорбительно)
высказался в его адрес. Ваши действия.
3. Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга
покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?
4. Ваш ребенок ударил одноклассника, который: а) обидно его
обозвал; б) унизил, оскорбил девушку; в) постоянно издевается над одноклассниками,
которые его слабее и т.п. Ваши действия.
Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни коллектива
класса, школы, не указывая имен.
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности
между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье классному
руководителю целесообразно проводить следующую работу.
1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения
детей к своим родителям:
– организация поздравлений с праздниками, днем рождения
(подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
– создание атмосферы повышенного внимания к родителям,
заботы о них («Как помогли родителям?», «Чем помочь родителям?», «Чем порадуем,
как порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т.п.);
– проведение сочинений, тематика которых связана с
рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители»,
«Моя родословная» и др.);
– творческие встречи с родителями, рассказывающими о
своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;
– организация выставок результатов труда родителей.
2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы
в семье:
– знакомство родителей с традициями, которые развивают
отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг
другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение
обязанностей между родителями и детьми);
– пропаганда опыта формирования положительных отношений
в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для
ребенка в семье.
3. Организация совместной деятельности родителей и детей:
– организация семейных конкурсов в гимназии и классе –
«Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и
др.;
– представление результатов совместного творчества родителей
и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация
выставок творческих семейных работ);
– проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела,
оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т.д.);
– выполнение творческих семейных
заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление,
представление проекта и т.п.);
– выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести
расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление
предмета быта для дома, разработать проект его изготовления, реализовать этот
проект и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение по
вопросу и т.п.).
4. Проведение «Праздника семьи».
5. Проведение совместных занятий, практикумов родителей и
детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей,
выбора профессии и других (с учетом предложений родителей и детей).
6. Создание совместных объединений по интересам, клубного
типа.
Изучать и регулировать отношения между детьми и родителями
лучше всего при организации совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.
Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по
формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является
примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает
положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.
Моя семья
Конкурсная
программа
Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я
предлагаю вам окунуться в атмосферу семейной жизни с ее укладом, традициями,
праздниками и попытаться найти пути решения возникающих в семье конфликтов. Надеюсь,
что наша встреча даст вам возможность лучше понять своих родителей, а также
узнать что-то новое о себе, проанализировать собственные поступки.
Представление жюри.
Ведущий. Что же такое семья? Слово это понятно
всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым
из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Я приглашаю наши
многонациональные семьи на сцену.
Конкурс «Семейная песня»
Ведущий. Как поется в известном шлягере прошлых
лет, «легко на сердце от песни веселой, она скучать не дает никогда». Давайте и
мы не будем скучать. Вспомним песни, которые любят родители и дети, которые
смогут петь все присутствующие.
Команды хором по очереди исполняют песни: кто
больше.
Конкурс «Семейная переписка»
Ведущий. Письма. Они хранят неуловимое очарование
эпохи, они таинственны, они трогательны. С появлением современных средств связи
люди все реже и реже вступают в переписку, все чаще ограничиваются телефонным
разговором. Сама культура эпистолярного жанра уходит от нас. А ведь для наших
предков письма были основным средством общения на расстоянии. Я предлагаю нашим
семьям попытаться возродить эту традицию.
Команды составляют письма на заданную тему
(в деревню дедушке, тете в Америку, брату в армию). Жюри оценивает
оригинальность и остроумие, литературный слог.
Конкурс «Конфликтные ситуации»
Ведущий. В каждой семье случаются конфликтные
ситуации, но далеко не у всех они разрешаются положительно. Сейчас вашему
вниманию будут предложены такие ситуации, а команды постараются обыграть их,
найти наиболее интересное и мирное решение конкретной проблемы.
Ситуации:
1. Гости. Ваши новые соседи неожиданно заходят на
огонек. Дети с тремя своими лучшими друзьями смотрят по телевизору любимое шоу.
Отец семейства, желая произвести хорошее впечатление на нагрянувших гостей,
выключает телевизор и велит детям немедленно, без вопросов привести дом в
порядок. Когда сын начинает спрашивать, почему он должен делать это именно
сейчас, отец очень злится. Дочь, смущенная отцовским тоном и тем, что
свидетелями происходящего стали ее друзья, плачет и убегает в свою комнату.
2. Куртка. Второклассница Света пришла в школу в новой
красивой куртке. «Света, какая красивая у тебя куртка!» – встретили ее
подружки. Она не скрывала своей радости. Бережно сняла куртку и повесила на
вешалку. Через два урока, к концу перемены, она подошла к своей куртке и с
плачем кинулась к учительнице. Куртка была порезана. Как должны отреагировать
учительница и родители?
3. Дочки-матери. Дочь перестала быть откровенной со своей
матерью. Она поняла: что бы она ей ни рассказала, чем бы ни поделилась, это
будет использовано против нее. Недавно дочь призналась, что ей нравится парень.
А мать сразу же кинулась к соседям наводить справки, расспрашивать о нем. Теперь
юноша и девушка не могут вместе пройти по улице. Дочь обратилась к отцу, он
принял ее сторону – возник конфликт между родителями.
Ведущий. Пока команды готовятся, на нашей сцене
гости.
Номер художественной самодеятельности.
Конкурс «Аукцион семейных праздников»
Ведущий. В каждой семье справляют праздники. Наряду
с традиционными, которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть свои
собственные. Сейчас мы узнаем, сколько праздников и какие именно отмечают наши
семьи.
Команды по очереди называют семейные
праздники. Выигрывает команда, последней назвавшая праздник.
Конкурс «Пойми без слов»
Ведущий. В семье, где находится повод посмеяться,
живут ощущением радости жизни, душа расцветает. Лучший педагогический прием –
юмор, выручающий даже в самых нестандартных ситуациях. Чувство юмора пригодится
в этом конкурсе.
Командам предлагаются тексты детских песен
(«Кузнечик», «Улыбка», «Песенка крокодила Гены»), которые нужно изобразить
перед зрителями только с помощью пантомимы. Побеждает команда, чью песню
зрители быстрее отгадают.
Конкурс «Танцевальная семья»
Ведущий. Танец подобен музыке: главная его задача
состоит не в том, чтобы изображать, но в том, чтобы выражать. Достигая органичного
слияния танцевальных движений, жестов и мимики, танцовщик создает характер
героя, выражает глубину его чувств, передает сущность изображаемых событий.
Команды поочередно исполняют танцевальные
композиции под классические мелодии в современной обработке: «Танец с саблями»,
«Танец маленьких лебедей», «Полет шмеля».
Конкурс «Домашнее задание»
Ведущий. Не подлежит сомнению утверждение, что сила
семьи в совместных делах и интересах. Как хорошо, когда все вместе занимаются
домашними делами, вместе справляются с трудностями, вместе отдыхают!
Конкурс «Моя
родословная»
Семья представляет рисунок, где изображено генеалогическое
древо всей семьи. Приз получает семья, у которой самое «ветвистое» древо, т.е.
кто больше знает своих предков.
Конкурс «Герб
моей семьи»
Представление и защита.
Конкурс «Умелые
руки против скуки»
Выставка творческих работ семьи.
Конкурс
«Семейный альбом»
Самая смешная семейная фотография, а также оригинальная
подпись.
Ведущий. Все политические партии рано или поздно
перестают существовать. «Партия» под названием «семья» живет уже много веков. И
за эти столетия люди не придумали иного объединения, но подтвердили мысль: чем
больше в семье доброты и взаимопонимания, тем прочнее отчий дом.
Десять веков с момента крещения Руси люди жили по законам
духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной
человеческой ценностью. Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно
невозможно без возрождения культа семьи. Чем больше будет таких семей, какие
присутствовали на нашем вечере, тем дело возрождения пойдет быстрее. Я от всей
души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в
трудную минуту! Будьте счастливы, и до новых встреч!
Литература
1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль, 2003.
2. Ковалева О.С. Моя семья // ПедСовет. 1998, №9.
3. Коренева М.А. Из семейного архива // ПедСовет. 2004, №9.
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
5. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
|