|
Ольга Викторовна Таран,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 18 Дзержинского района
г. Новосибирска
|
Личностно-ориентированный
подход в работе классного руководителя. Из опыта проведения классных часов
Мы живем в бешеном ритме. Стремительно
проносится время. Некогда остановиться и посмотреть вокруг себя, увидеть
лучшее, что есть в этом мире: душевную чистоту, открытость, доброту,
правдивость, искренность.
Даже нам, взрослым, порою трудно
разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о тех, кто
только вступает в жизнь?
Задача учителя состоит в том, чтобы
помочь детям научиться ориентироваться во все усложняющемся мире, стимулировать
у них стремление к самовоспитанию, способствовать развитию чувства ответственности
за свои поступки.
Вся работа должна быть построена так,
чтобы не ослабевал интерес к человеческой чистоте и бескорыстию, благородству и
доброте. Мы должны помочь детям понять, как остаться человеком в мире людей.
А в чем назначенье человека? Каков смысл
его жизни? Как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от
лишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь сделать
её лучше.
Эти философские проблемы не решишь
сразу. Нужно не одно-два занятия, а постоянная работа на всех уроках, классных
часах. Учитель должен прожить с детьми этот их путь становления день за днем,
год за годом – направляя, корректируя и помогая.
Мы должны помочь детям задуматься, какие
они есть сегодня, всегда ли поступают так, как подсказывает им сердце. И
думать-то некогда, ведь так мало времени: уроки, кружки, спортивные секции,
компьютер, телевизор… Кажется, что всё ещё впереди, всё ещё успеем потом. Но
потом иногда бывает слишком поздно.
Эти вопросы частично стараюсь решить на классных часах. Подбираю темы мини-сочинений,
которые учат видеть жизнь, себя. М.А. Рыбникова в 1940 году писала, что «сочинения
помогают раскрыть внутренний мир ребенка, следовательно, служат для учащихся
методом их самопознания, а для учителя – средством обнаружения этого мира, а
через его раскрытие и методом воспитательного воздействия на учащихся».
Например, в 5 классе я дала возможность
подумать детям над темой «Есть ли границы у свободы». Первые несколько минут
была тишина. В юных головах шел быстрый мыслительный процесс. Свобода – это я
все могу? Но как же быть с правилами поведения? Однако хочу – иду в кино, не
хочу – не иду, захочу – поступлю в институт, захочу – пойду работать. Но смогу
ли полностью быть независимым, быть вне общества. И многие, многие другие. Мне
было важно, чтобы пятиклассники начали думать, анализировать, сопоставлять,
попытались увидеть себя в окружающем их мире, среди людей, находящихся рядом.
Сочинение «Моё открытие летом». Его я
даю в сентябре. За три месяца произошло много нового и интересного, этим
хочется поделиться. По работам видно, как взрослеют наши ребятишки. Если в 5-6
классах дети пишут, что были поражены «росой, блестящей в лучах солнца»,
«двойной радугой после небольшого дождичка над деревенской церквушкой»,
солнечным затмением, то в 7-8 классе они чаще останавливаются на отношениях
между людьми, стремятся разобраться в себе, оценить или переосмыслить свои
поступки, понять. Нравственная рефлексия способствует развитию совестливости.
И. Кон писал: «Самосознание – важнейший положительный фактор самоконтроля…
люди, избегающие рефлексии и размышлений о себе, более других склонны к
антинормативным поступкам».
В 7 классе я предложила не совсем
обычную тему – «Мое внутреннее «я». Это было первое сочинение, когда ребёнок
должен был заглянуть в себя, дать оценку какому-то поступку. Некоторые первый
раз задумались, какие они. Вот некоторые выдержки из работ:
«Иногда хочется повернуть время вспять и
изменить многое, что я натворила. Внутри меня творится что-то непонятное.
Иногда кажется, что я живу в другом измерении, так как окружающие меня совсем
не понимают».
«Я часто не согласна сама с собой».
«Мое внутреннее я очень хрупкое, услышав
шутку в свой адрес, душа сразу начинает плакать, хотя внешне этого не
показываю».
«Я иногда сама не понимаю, что у меня
творится в душе. Но одно знаю точно, что моё внутреннее я – это моя совесть. Я
люблю смотреть сериалы, слушать музыку, а внутренний голос заставляет садиться
за уроки».
«Я стал прислушиваться к собственному я,
стал больше осмысливать действия, которые совершил и которые совершу. Стал
продумывать свои шаги на десять ходов вперед и добиваться гармонии в своем
собственном мире».
Несколько лет назад я начала
практиковать сочинение «Мне ещё или уже 14-15 лет». Вот выдержки из некоторых.
«Я чувствую, что я за этот год сильно
изменилась. Мне стали интересны многие вещи, например, я с удовольствием слушаю
классическую музыку».
«Я никогда не думала над этим вопросом.
Мне исполнилось только 14, и кажется, что всё ещё впереди. Но иногда у меня
появляются мысли, которых раньше не было: отчего появляются сложности и
неприятности в жизни, как их преодолеть и как с ними бороться».
«Мир представлялся мне в ярких красках, разноцветным,
а сейчас он какой-то пестрый, скорее черно-белый, и не знаешь, когда одна
полоса сменится другой, когда произойдет взлет, а когда падение».
Потребность в осознании себя в мире и
мира в себе у детей огромна. И чем раньше ребенок начнет вглядываться в себя,
тем быстрее он адаптируется в обществе.
Суждения детей о жизни в таком возрасте
отличает категоричность, острая критичность, завышенность критериев. Но такой
максимализм – нормальная для юности форма постижения мира.
Я была уверена, что большинство напишут
о том, как им побыстрее хочется стать взрослыми, отвечать за свои поступки. И
такие встречались.
«Мы с мамой общаемся на равных, она
прислушивается к моему мнению, спрашивает у меня совета».
«Я не боюсь жизненных трудностей,
наоборот, хочу их все пережить и стать сильным и волевым человеком. И я им
стану».
«Взрослым быть трудно, но меня это не
пугает. Мне бы хотелось оставить позади этот возраст, когда родители говорят
мне «мой ребеночек».
Но, удивительно, больше было работ, в
которых дети писали о том, что они не хотели бы становиться взрослыми, им
страшно уходить из мира обеспеченности в мир ответственности и проблем, они не
хотели бы, чтобы переход во взрослый мир был связан с утратой подлинных
ценностей – любви, справедливости, честности.
«Иногда я превращаюсь в маленького
ребенка. Мне хочется кричать, бегать, поиграть какими-нибудь игрушками».
«Взрослая жизнь – сложная штука. Пока я
ещё не хочу становиться взрослым, отвечать за кого-то, думать о трудностях».
«Мне не хочется становиться взрослым,
ведь детство – самая счастливая пора, когда можно поиграть вдоволь, ни о чем не
думать».
«Меня пугает самостоятельная жизнь. Ведь
вступление во взрослую жизнь – это шаг из уже изученного и устоявшегося мира в только
чуть-чуть знакомый».
Много сочинений, в которых описывается
промежуточность состояния. Они ощущают себя между ещё и уже.
«Мне 14 лет. Я уже не ребенок, но ещё и
не взрослая. Мне начинают нравиться мальчики. Раньше я и не догадывалась, что
они могут быть друзьями».
«Мне кажется, что меня втягивает во
взрослый мир. Иногда я чувствую, что готова вступить туда, могу отвечать за
свои поступки, стараюсь не забывать об учебе, ведь от нее зависит моя будущая
жизнь. Но чаще всего в душе я чувствую себя ребенком. Мне хочется развлекаться,
гулять. Я не хочу отпускать детство, подольше бы остаться в нем».
«Я чувствую себя маленьким человеком в
большом огромном мире. Я пытаюсь замедлить ход времени. Думаю о том, что мне
всего 15, взрослая жизнь наступит ещё не скоро. Хочется пожить ещё беззаботной
жизнью. Мне всего 15…»
Дети пишут о том, что в этом возрасте у
них меняются взаимоотношения с родителями, с ними начинают советоваться,
появляется равноправие в семье. Но больше всего говорят о появлении чувства
ответственности, что и делает человека взрослым.
Встречались работы, в которых писали,
что на взросление повлияло несчастье в семье.
«Подразумевается, что 14 лет – начало
вступления во взрослую жизнь. У меня этот этап начался в 12, когда не стало
мамы. Как-то эта взрослая жизнь сразу обрушилась на меня, придавила своей
тяжестью. И за очень короткий промежуток времени я оказалась отгорожена от мира
детства ледяной коркой. Появилось много обязанностей, которые обязательно нужно
выполнять».
Детям мешает ощутить себя взрослыми
ограниченная самостоятельность, материальная зависимость. Именно в этом
возрасте нужно попытаться стать ребенку другом, с которым можно посоветоваться,
найти решение в, казалось бы, безвыходных ситуациях, не оставлять их на
перепутье одних.
Чтобы удовлетворить стремление учащихся к
творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность, необходимо чаще давать
им возможность побывать на позиции автора. Например, в жестко заданной
лингвистической форме надо выразить свое состояние, настроение, самочувствие,
понимание в данный момент. Это как бы организованный по определенной форме
«поток сознания» (синквейн). Итак, какова же эта форма?
Существительное
2 прилагательных
3 глагола
Одно осмысленное предложение или фраза
Итоговое слово или фраза
Эта форма позволяет концентрировать
собственное сознание, за короткое время высветить свое восприятие понимания
какого-либо вопроса, проблемы.
На классных часах мы пользуемся этим,
решая различные вопросы – от проблем бытия (быть или не быть) до осознания
величия каждого прожитого дня.
Пример
синквейна
Время
Быстротечное, бесконечное
Лечит, забывает, сожалеет
Куда ты так спешишь?
Постой!
Жизнь – это выбор. Иногда мы не замечаем,
что нам приходится делать его. Бывают ситуации, от которых зависит будущее, и
надо самому решить, как поступить. Научиться делать правильный выбор,
противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться во все
усложняющемся мире нам помогают занятия по курсу «Мой выбор» («Человек
свободного общества», «Учимся строить отношения», «Мое здоровье», «Преступление
или наказание», «Я и политика», «Свобода и ответственность – выбор 21 века»).
В ходе урока ребята демонстрируют умение
работать в группах, взаимодействовать, высказывать собственные мысли,
самостоятельно и свободно выбирать собственное решение, осознавая свою
ответственность за тот или иной выбор.
Вся эта работа учит видеть различные,
противоположные стороны одной и той же проблемы, критически осмысливать
различные факты и аргументы, делать выбор, сравнивать свой выбор с выбором
других. На занятиях учащиеся узнают о возникающей у людей необходимости
договариваться между собой, важности создания общепринятых норм и правил и
последствиях их нарушений, узнают о взаимосвязанности свободы, ответственности
и выбора, учатся высказывать собственное понимание гражданской позиции. При
этом рекомендую пользоваться формулой:
П – позиция (в чем заключается твоя
точка зрения – Я считаю, что…).
О – обоснование (довод в поддержку твоей
позиции – потому что…).
П – пример (факты, иллюстрирующие твой
довод – например…).
С – следствие (вывод: что надо сделать,
призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции –…поэтому).
Мне бы хотелось, чтобы мои ученики хоть
немного научились жить чувствами. Я думаю, в этом им помогут занятия, беседы,
которые мы проводим. Как хотелось бы, чтобы всё это не прошло даром. Очень
хотелось бы!
|