На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №6-7, 2006
Тема номера:
«Профильное обучение»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Профильная школа. Из опыта работы 04
Психологические аспекты профильного обучения 05
Актуальное интервью 06
Точка зрения 07
Информационные технологии в начальной школе 08
Общественные организации в системе образования Новосибирска 09
Менеджмент в образовании 10
Музейный компас 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / К истории вопроса


Из опыта организации профильного обучения в России и за рубежом

В данной статье представлен опыт России и зарубежных стран по профильному обучению. В настоящее время конкретные формы перехода к профильному обучению в нашей стране, его содержательные и организационные аспекты все еще вызывают немало вопросов и сомнений. В этой связи нам представляется важным проанализировать имеющийся отечественный и зарубежный опыт по данному вопросу.

Профильное обучение в России

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся.

В дореволюционной России до середины XVIII века дифференциация обучающихся осуществлялась по следующим направлениям: церковное или светское, сословное, мужское или женское.

Реформа 1786 г. подготовила почву для появления большого числа разнообразных учебных заведений: мужские гимназии, женские гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища.

Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классической и реальной. Перед классической гимназией ставилась цель – дать общее образование, обеспечить поступление в университет.

Реальные гимназии имели своей задачей обеспечение общего образования, необходимого как для практической деятельности, так и для поступления в специальные высшие учебные заведения. В соответствии с этим и строился учебный план реальной гимназии, в котором значительное время отводилось изучению естественнонаучных предметов. Но закончившие реальные гимназии были лишены права поступления в университет.

В 70-х гг. вместо них появились реальные училища, которые давали значительно меньший объем общеобразовательных знаний и отличались выраженной специализацией. В V-VI классах реальных училищ существовали два отделения – основное и коммерческое, а в дополнении семилетки три отделения:

1) общее – преимущественно для подготовки учащихся для поступления в высшие учебные заведения;
2) механико-техническое;
3) химико-техническое.

В 1888 году реальные училища были реорганизованы: механико-техническое и химико-техническое отделения были упразднены, а сами училища превращены в средние общеобразовательные учебные заведения, дававшие учащимся по математике, физике и естествознанию значительно больший объем знаний, чем классические гимназии.

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-16 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П. Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7-е классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную. В 1918 году состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое. В 1934 году ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР», предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы.

Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых–педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения. Академия педагогических наук в 1957 году выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 году были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10-х классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.

В конце 80-х – начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года «Об образовании», закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Зарубежный опыт профильного обучения

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

Индивидуален, интересен и по-своему эффективен опыт каждой страны, но для представления в качестве весьма типичных подходов по организации профильного обучения мы решили остановиться на таких странах, как Англия, Германия, Франция, Норвегия и США.

Структура школы Англии – начальная школа + основная неполная средняя школа + полная средняя школа (6 + 5 + 2). Срок обязательного обучения составляет 11 лет, начало обучения с 5 лет. Первые два года обучения напоминают детский сад, занятия проходят в основном в форме игры. После трех лет обучения в неполной средней школе учащиеся разделяются на тех, кто будет заниматься по программам, направленным на экзамены и поступление в полную среднюю школу (около 40%), и тех, кто не собирается продолжать образование после окончания обязательной школы. Таким образом, уже в последних двух классах неполной средней школы формируются два профиля: «академический» и «неакадемический». Учащиеся, которые учатся в «академическом» профиле, занимаются по более «продвинутым» программам и в конце 11-го года обучения сдают экзамены за среднюю школу. Часть выпускников обязательной школы идут работать или учатся в профессиональных школах, аналогах наших ПТУ.

Полные средние школы (2 года обучения) являются, по сути, подготовительными в вузы. Обучение в них носит специализированный характер. Учащиеся занимаются по индивидуальным учебным планам. Во многих полных средних школах Англии на первом году обучения имеется один обязательный для всех предмет: общегуманитарный курс, включающий элементы обществознания, истории религии, экономики, социологии. Как правило, школьники изучают три предмета по профилю будущего вуза. Это могут быть: математика, физика, химия; физика, биология, экология; история Великобритании, история религии, социология и т.д. Возможны весьма разнообразные наборы предметов – из тех, которые может предложить школа. Такая узкая специализация подвергается критике педагогической общественностью за недостаточную широту образования. В связи с этим в настоящее время поощряется изучение учащимися четвертого и иногда пятого предмета не по профилю. Например, учащиеся, интересующиеся физикой, могут выбрать курс истории и/или искусства; будущие гуманитарии – курс математики или экологии. Набор предметов в академическом профиле включает основные дисциплины и зависит от размера и возможностей школы. Чем больше школа, тем больше курсов она может предложить. Основные дисциплины (английский язык и литература, история, география, математика, физика, химия, биология, искусство, иностранные языки) представлены в виде отдельных курсов. Например, физика Земли, алгебра, геометрия, стереометрия, теория вероятности, статистика, история Великобритании XIX века (и другие периоды), всемирная история, история Европы, литература (разные периоды) и др. Каждый учащийся составляет свой набор курсов с помощью тьютора.

Таким образом, в полной средней школе Англии ведется только академическое обучение, направленное на поступление в вуз. При этом нет естественнонаучного или гуманитарного и иных профилей; для каждого учащегося составляется индивидуальный учебный план. Доля тех, кто достиг шестнадцатилетнего возраста и продолжает образование, в последние годы резко возросла и составляет теперь 73% учащихся.

В Германии школьное обучение подразделяется на первичную и вторичную ступени. Первичная ступень относится к начальной школе и охватывает классы с 1-го по 4-й. Вторичная старшая ступень охватывает обязательную профессиональную школу, цикл обучения, направленный на достижение общей подготовки для поступления в вуз, цикл обучения, направленный на достижение подготовки для поступления в высшее специальное училище, циклы специализированного обучения по той или иной профессии, а также профессиональное обучение по дуальной системе (производственное обучение и профессиональная школа).

Вторичная ступень включает в себя основную школу, реальную школу и гимназию. Дифференциация детей осуществляется сразу по окончании начальной школы. Дети делятся по способностям на три потока. Одна часть идет в девятилетнюю школу, дающую общую и начальную профессиональную подготовку, другая – в десятилетнюю реальную школу. Наиболее способные дети продолжают обучение в гимназии. Уже с седьмого класса гимназисты могут выбирать определенную специализацию и адресно готовиться к поступлению в вуз. Для получения аттестата нужно сдать четыре выпускных экзамена, допуск к которым получают только те, кто завершил изучение 28 учебных курсов.

Во Франции в возрасте 6-10 лет дети ходят в начальную школу. Все предметы у них ведёт один учитель. С 11 до 16 лет они обучаются в колледже (последний этап обязательного школьного образования), все занимаются по одним и тем же программам. С 16-ти лет молодые люди идут в лицей. Существуют лицеи общеобразовательные, технологические (3 года обучения) и профессиональные (3 или 2 года обучения). На этом этапе каждый может выбрать профиль по своему вкусу. По окончании обучения все сдают единый государственный национальный экзамен – Бакалавр (учреждён при Наполеоне I), сдача которого даёт всем право поступить в университет без экзамена.

В Норвегии с 1994 года действует обязательная система 13-летнего школьного обучения (с 6 до 19 лет). Старшая школа – самостоятельный вид образовательного учреждения. Важной особенностью является то, что все норвежские Старшие школы являются профильными и предоставляют учащимся возможности для обучения по выбору как на академическом, так и на профессиональном направлениях. Обучение на академическом направлении длится 3 года, а на профессиональном до 4 лет, включая двухгодичную практику на предприятии.

Каждая Старшая школа предлагает широкий спектр общеобразовательных профилей (физико-математический, естественно-научный, социально-экономический, языковой, обществоведческий) и 4-5 профессиональных профилей из 14 существующих. К их числу относятся такие профили как дерево- и металлообработка, электроника и обслуживание компьютерной техники, строительство, кулинария, сельское хозяйство, а также несколько творческих профилей, таких как музыка, танцы, театр, основы журналистики и работа СМИ и др.

В Старших школах отсутствуют вступительные экзамены, т.е. каждый учащийся может поступить в любую cтаршую школу, если там существуют интересующие его профили и имеется достаточно мест для всех желающих. В случае каких-либо затруднений с поступлением в дело вмешиваются органы управления образованием, и вступает в силу принцип: одно из трех пожеланий абитуриента относительно профиля обучения должно быть удовлетворено обязательно.

Недельная нагрузка в Старшей школе составляет 30 часов при пятидневном режиме работы. В течение первого года обучения (базовый курс) учащиеся заканчивают изучение целого ряда предметов (математика, английский язык, естествознание, экономика и информатика) и самоопределяются в отношении профиля дальнейшего обучения. На втором и третьем годах обучения резко сокращается количество обязательных предметов, и значительная часть учебного времени отводится на освоение профильных предметов.

В США профильное обучение существует на последних двух годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом, прежде всего, учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.

Таким образом, анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран особенности организации обучения на старшей ступени общего образования:
1) общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным;
2) как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе;
3) количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический), три в Германии («язык –литература – искусство», «социальные науки», «математика – точные науки –технология»);
4) как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей – во Франции, гимназия – в Германии, «старшая школа» – в Норвегии;
5) организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, США). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра;
6) количество обязательных учебных предметов (курсов) на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура;
7) дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной) школы обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения.

Материалы подготовила Костина О.В.,
редактор газеты «Интерактивное образование»

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru