На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №6-7, 2006
Тема номера:
«Профильное обучение»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Профильная школа. Из опыта работы 04
Психологические аспекты профильного обучения 05
Актуальное интервью 06
Точка зрения 07
Информационные технологии в начальной школе 08
Общественные организации в системе образования Новосибирска 09
Менеджмент в образовании 10
Музейный компас 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Психологические аспекты профильного обучения


Профильная ориентация и предпрофильная подготовка школьников

Е.В. Кушнеренко,
зав. лабораторией практической психологии
образования ГЦОЗ «Магистр»,
педагог-психолог высшей квалификационной категории

По данным Центра социально-профессионального самоопределения молодежи Института содержания и методов обучения РАО, опубликованным в 2004 году, 67% учащихся выпускного класса не имеют представлений ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей профессиональной деятельности. Многие из них уповают на случай («как получится»), 27% считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители. И только 4% опрошенных высказывают предположение, что в решении этих важных вопросов им может помочь школа.

В современных условиях социально-экономических перемен для выпускников образовательных учреждений все более и более важными становятся практико-ориентированные знания, необходимые им для самореализации в условиях постоянного выбора. Поэтому важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в «Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования», является её ориентация не только на усвоение обучающимися определенной системы знаний, но и на развитие его личности, учет интересов, склонностей, способностей в соответствии с профессиональными интересами и намерениями продолжать образование.

Кроме этого, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создании в системе профессиональной ориентации молодежи условий для психологической поддержки молодежи, оказании школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. Данная идея находит свое дальнейшее развитие и уточнение в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», где указано, что профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Целью профильной ориентации в основной и старшей школе, по мнению С. Н. Чистяковой и Н. Ф. Родичева, можно считать формирование ориентационной (профориентационной) компетентности, которая «…рассматривается как результат оказания подростку педагогической, психологической и информационной поддержки необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной или старшей школы, как способность к адекватному поведению в этой «типичной ситуации».

Профориентационная компетентность школьника (по мнению тех же авторов) выражается в его готовности:
- испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения;
- ставить и корректировать соответствующие им ближние и дальние цели, использовать внешние и внутренние ресурсы;
- приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов;
- противостоять внешним манипулятивным воздействиям;
- владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда;
- запрашивать необходимую помощь специалистов.

И именно на эти результаты должна быть ориентирована деятельность педагога-психолога по решению задачи психолого-педагогического сопровождения в старшей школе, поставленной Министерством образования РФ в «Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»: «…помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие психосоциальной компетентности…».

В основной школе профильная ориентация предусматривает оказание учащимся психолого-педагогической поддержки проектирования версий продолжения обучения в профильных и непрофильных классах (группах) старшей школы, учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию ими решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения предусматривает этапы:
- пропедевтический (при завершении обучения в VIII классе или в начале IX класса) – выявление образовательного запроса учащихся;
- основной (в период обучения в IX классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и ситуации принятия решения в различных образовательных моментах;
- завершающий (при окончании IX класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

На каждом этапе используются соответствующие содержанию формы и методы.

На пропедевтическом этапе профильной ориентации в ходе презентации «образовательной карты» территории осуществляется общее знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы. Желательно, чтобы знакомство с возможностями профильного обучения в старшей школе было согласовано и с информацией о типах и уровнях профессионального образования по окончании IX и XI классов и профессионального становления на послешкольном этапе. Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей и педагогов осуществляется с помощью анкетирования, тестирования, собеседований, проведения фокус-групп, других методов. При этом целесообразно предусмотреть последующее отслеживание результатов проведенной работы в конце IX класса при помощи повторного использования диагностических процедур, применявшихся и в начале предпрофильной подготовки.

На основном этапе реализуется профильно-ориентационный курс, предусматривающий более содержательный диалог со школьниками о возможных путях продолжения образования по окончании основной и старшей школы, об особенностях общероссийского, регионального и местного рынков труда, о путях достижения успеха в послешкольной жизни. Также в ходе изучения курса каждый учащийся при помощи преподавателя или педагога-психолога конкретизирует, какие приоритетные факторы влияют именно на его индивидуальный выбор по окончании основной школы. Очевидно, что такой профильно-ориентационный курс не может строиться по подобию традиционного учебного курса. Условием успешности его реализации является неакадемическое версионное построение: педагог и учащийся находятся в ситуации совместного «незнания», которое преодолевается при работе с обновляющимися источниками информации. Сочетание приемов логической аргументации и эмоционального воздействия, использование ярких биографических примеров, подготовка учащимися в ходе проведения курса «мини-проектов» является важнейшим условием эффективности профориентационного курса. Курс должен предусматривать некоторую «незавершенность действия» (планируемого преподавателем, но неожиданного для школьников) для создания у подростков мотивации для продолжения самостоятельного осмысления проблемы предстоящего выбора и обсуждения ее с потенциальными помощниками. Игнорирование этих условий препятствует реализации идеи культуросообразного обновления технологий профильной и профессиональной ориентации.

В ходе преподавания курса целесообразно для обеспечения принятия подростком решения о выборе направления продолжения образования использовать «таблицы принятия решения», «матрицы выбора профиля». Данная работа включает три основных шага: определение наиболее существенных факторов, влияющих на выбор подростком направления продолжения образования (критериев выбора); самостоятельное конструирование подростком двух-трех версий совершаемого выбора; сравнение этих версий по выделенным индивидуальным критериям. Учащиеся и их родители указывают, как правило, не более двух-четырех наиболее часто встречающихся факторов (не достаточная успеваемость, родительское принуждение, ограниченность финансовых возможностей, избегание призыва в армию, территориальная близость места продолжения образования, стремление сохранить привычное окружение, состояние здоровья). Однако перед подростками необходимо развернуть весь веер факторов, способных оказать влияние как на предстоящий образовательно-профессиональный выбор, так и на последующие выборы. Ниже приведен пример перечня таких факторов для ситуаций, складывающихся как в IX, так и в X-XI классах.

Несмотря на то, что многие из позиций имеют, очевидно, низкую значимость для среднестатистического подростка, педагогу необходимо прокомментировать все факторы, так как это позволяет школьнику увидеть многообразие влияний на проектирование версий своего профессионального будущего.

В ходе преподавания курса для прогнозирования соответствия личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля использовать «пробы выбора профиля обучения» – серии эвристически ориентированных заданий. Например, если проба соответствует гуманитарному направлению, то она может предполагать выполнение серии заданий, в которых учащийся выступает в роли эксперта книжной, журнальной продукции, видеофильма по предложенному им алгоритму. Если же проба соответствует естественнонаучному направлению, то ее эвристические задания могут предполагать изучение особенностей субкультуры и профессиональной компетентности медицинских работников в соответствии с возрастными особенностями учащегося IX класса.

На заключительном этапе профильной ориентации предусматривается повторное использование диагностических материалов (или отдельных их элементов), которые применялись на пропедевтическом этапе, а также рефлексивное осмысление результатов изучения других элективных курсов предпрофильной подготовки и профориентационная интерпретация «портфолио». Иными словами, опыт изучения элективных курсов, выполнения проектных работ, прохождения социальных практик и подготовки портфолио должен выполнять роль не только составления индивидуальной коллекции достижений, но и инструмента самоидентификации и самопрезентации в различных вариантах продолжения образования.

Результативность прохождения школьниками указанных этапов профильной ориентации повышается в случае подготовки школьником резюмирующего документа: «дневник выбора профиля», «карта выбора профиля». Важнейшим условием успешности адаптации традиционных для отечественной школы профориентационных средств к задачам профильной ориентации является ограничение применения в практике профильно-ориентационной работы ряда традиционных средств профессиональной ориентации, базирующихся на жестком диагностико-рекомендательном подходе.

Реализация в массовом порядке диагностико-рекомендательного подхода без надлежащей интерпретации специалистом результатов диагностических процедур может способствовать становлению у подростков пассивной позиции «ведомого» в ситуации выбора направления продолжения образования, а также дискредитировать идею педагогической поддержки выбора профиля обучения.

На результативность деятельности по профильной и профессиональной ориентации в предпрофильной подготовке в наибольшей степени влияет:
• несформированность запроса на профориентационную работу и недостаточная определенность спектра факторов, оказывающих влияние на выбор учащимися профиля обучения и направления продолжения образования;
• неразработанность средств психолого-педагогического сопровождения принятия решения применительно к ситуации выбора профиля обучения в IX классе;
• нормативные, организационно-методические и кадровые трудности координации профильно-ориентационной и профессионально-ориентационной работы;
• сложности организации социально-предпрофессиональных практик и стажировок учащихся общеобразовательных школ;
• недостаточность ресурсных возможностей для информационного обеспечения взаимодействия школы и рынка труда с учетом регионального и муниципального кадровых запросов;
• ожидаемое недостаточное выполнение элективными курсами миссии «пробы сил» в том или ином виде деятельности с последующей профориентационной интерпретацией результатов их реализации.

Компенсировать эти ограничения можно только при условии выработки региональной профориентационной политики как неотъемлемой части образовательной и кадровой политики региона.

На региональном уровне необходима выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за профориентационную и кадровую молодежную политику с целью согласования и координации их деятельности, проведение региональной общественной и профессиональной экспертизы нормативного и научно-методического обеспечения профориентационной деятельности учреждений образования с учетом социально-демографической ситуации, кадрового запроса; разработка региональных программ подготовки кадров профориентологов.

На муниципальном уровне необходимо проводить анализ источников и факторов формирования запроса на профориентационную работу, определять необходимое ресурсное обеспечение педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников; разрабатывать содержание и механизмы взаимодействия школ с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

На уровне общеобразовательного учреждения важно организовывать преподавание профильно-ориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки, создавать значимые для решения профориентационных задач механизмы социального партнерства.

Факторы выбора профиля обучения (пример перечня), рубеж IX и X классов
1. Мнение родителей, их советы.
2. Мнение психологов, профконсультантов, их советы.
3. Мнение учителей, их советы.
4. Мнение сверстников, их советы.
5. Желание продолжить обучение в той же школе, в привычном окружении товарищей и одноклассников.
6. Желание продолжить обучение в другой школе.
7. «Качественный» преподавательский состав и хорошая материальная база.
8. Территориальная близость места обучения.
9. Бесплатность обучения или низкий (приемлемый для вас) уровень оплаты за обучение в старшей школе.
10. Хорошая успеваемость по определенным школьным предметам, которым при обучении в старших классах приходится уделять наибольшее внимание.
11. Интерес к изучению определенных школьных предметов, которым при обучении в старших классах приходится уделять наибольшее внимание.
12. Возможность более эффективно подготовиться к выпускным экзаменам.
13. Возможность более эффективно подготовиться к вступительным экзаменам в вуз.
14. Возможность иметь льготы при поступлении в вуз.
15. Опыт посещения кружков, студий, других учреждений дополнительного образования.
16. Интерес, возникший при посещении элективных курсов (обязательных курсов по выбору в IX классах).
17. Нежелание отдавать приоритет в старших классах никакому из школьных предметов (и для этого выбрать «непрофильный», «универсальный», «общеобразовательный» класс).
18. Легкость обучения («не хочу или не могу напрягаться»).
19. Трудность обучения («хочу гордиться преодоленными трудностями»).
20. Желание в процессе обучения в старших классах приобрести определенную профессию.
21. Возможность часть предметов изучать дистанционно или экстерном.
22. Возможность учиться по индивидуальному учебному плану.

Факторы выбора направления продолжения образования (пример перечня), рубеж IX класса и учреждения профессионального образования, а также рубеж IX и Х классов с перспективой рубежа XI класса и учреждения профессионального образования
1. Мнение родителей, их советы.
2. Пример родителей, в свое время выбравших такое же направление продолжения образования.
3. Мнение психологов, профконсультантов, их советы.
4. Мнение учителей, их советы.
5. Мнение сверстников, их советы.
6.  Пример старших товарищей, знакомых, сестер, братьев, других родственников, в свое время выбравших такое же направление продолжения образования.
7. Желание подражать персонажам литературных произведений, кино и видеофильмов, героям телепередач.
8. Недостаточно благополучное материальное положение семьи.
9. Бесплатность обучения или низкий (приемлемый для вас) уровень оплаты за образовательные услуги.
10. Хорошая успеваемость по определенным школьным предметам, которым при поступлении и продолжении образования придется уделять наибольшее внимание.
11. Желание продолжить изучение наиболее нравящихся школьных предметов.
12. Интерес к определенной области знания, искусства, технологии, профессионального мастерства.
13. Опыт посещения кружков, студий, других учреждений дополнительного образования.
14. Интерес, возникший при посещении элективных курсов (обязательных курсов по выбору в IX, X, XI классах).
15. Желание продолжить обучение в том же учебном заведении, что и друзья, одноклассники.
16. Легкость обучения («не хочу или не могу напрягаться»).
17. Трудность обучения («хочу гордиться преодоленными трудностями»).
18. Желание получить профессиональное образование за рубежом.
19. Возможность по завершении профессионального образования уехать жить и работать в другое государство.
20. Желание приобрести определенную профессию, которая привлекает вас своим содержанием деятельности, характером труда, условиями работы.
21. Желание приобрести престижную и доходную профессию.
22. Желание приобрети профессию, востребованную на местном или региональном рынке труда.
23. «Качественный» преподавательский состав и хорошая материальная база на месте продолжения образования.
24. Хорошая репутация места продолжения образования.
25. Престижность места продолжения образования.
26. Территориальная близость места продолжения образования.
27. Желание поменять после школы место жительства и привычное окружение.
28. Возможность постоянного самосовершенствования в ходе продолжения образования.
29. Возможность много и интересно общаться в ходе продолжения образования.
30. Возможность приобретать в ходе продолжения образования необходимые в жизни связи и знакомства.
31. Отсутствие негативного влияния на ваше здоровье при продолжении образования и освоении профессии.
32. Интуитивное предчувствие успеха.

Ограничители свободы выбора (пример перечня)
1. Недостаток информации о возможных вариантах продолжения образования.
2. Недостаток информации о потребностях местного и регионального рынка труда в выпускниках учреждений профессионального образования.
3. Недостаточная успеваемость, неготовность к преодолению экзаменационного барьера.
4. Недостаточная готовность к обучению в учреждении профессионального образования (неумение слушать лекции, работать с большими объемами учебной информации, выполнять и защищать проектные работы и т.д.).
5. Недостаточная готовность самостоятельно организовывать свою деятельность и принимать ответственность за нее.
6. Невозможность в процессе обучения в школе оценить свою готовность к обучению в учреждении профессионального образования.
7. Невозможность получить качественную консультацию специалиста в области профессиональной ориентации (информационную, психологическую, диагностическую, тренинговую помощь.
8. Невозможность обсуждения проблемы выбора профессии в школе с учителями и сверстниками.
9. Трудности, возникающие при разговоре с родителями на эту тему.
10. Территориальная удаленность желаемого места продолжения образования.
11. Ослабленное здоровье или повышенные требования интересующей профессии к особенностям организма.
12. Особенности местного и регионального рынка труда.
13. Недостаточный или заведомо низкий уровень подготовки в учреждениях профессионального образования.
14. Невозможность оплатить обучение в желаемом учреждении профессионального образования.
15. Необходимость давать взятку при поступлении в учреждение профессионального образования.
16. Семейные и другие жизненные обстоятельства.

Схема анализа версии выбора учреждения профессионального образования (пример)
1. Каков тип выбранного учебного заведения?
2. Это государственное или негосударственное учебное заведение?
3. Есть ли у него лицензия и государственная аккредитация?
4. Какой уровень образования вы собираетесь получить? Какие специальности (направления подготовки) вас привлекают?
5. Какова востребованность на рынке труда выпускников этого учебного заведения?
6. Где они работают в вашем населенном пункте? Каковы отзывы выпускников этого учебного заведения о нем?
7. Каковы ограничения для абитуриентов по полу, возрасту, состоянию здоровья, специальным или творческим способностям?
8. Каков порядок приема, в какие сроки нужно подавать заявление; какие другие документы нужно предоставить?
9. Как сдаются вступительные экзамены и что именно необходимо сдавать?
10. Учитывает ли учебное заведение результаты единого государственного экзамена (для ситуации продолжения образования после XI класса)?
11. Каково примерное содержание программы обучения в этом учебном заведении и требования к обучающемуся?
12. Какова продолжительность обучения?
13. Как осуществляется оплата за обучение и в каком размере (если обучение бесплатное, то каковы другие расходы, связанные с обучением)?
14. Можно ли беспрепятственно прекратить обучение в нем?
15. Какая форма обучения (дневная, вечерняя, очно-заочная, заочная, дистанционная) возможна при обучении по выбранной специальности (направлению подготовки)?
16. Насколько качественный состав преподавателей в учебном заведении, какова материальная база?
17. Существует ли возможность проживания в общежитии (при территориальной удаленности места получения образования)?

(По материалам www.vestnik.edu.ru Министерство образования и науки РФ / Профильное обучение / Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» № 4, 2004)

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru