На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 24 апреля 2024
Выпуск №6-7, 2006
Тема номера:
«Профильное обучение»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Профильная школа. Из опыта работы 04
Психологические аспекты профильного обучения 05
Актуальное интервью 06
Точка зрения 07
Информационные технологии в начальной школе 08
Общественные организации в системе образования Новосибирска 09
Менеджмент в образовании 10
Музейный компас 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Психологические аспекты профильного обучения


Профильная ориентация и предпрофильная подготовка школьников

Власова О.И.,
педагог-психолог МОУ СОШ № 132

Важным направлением предпрофильной подготовки учащихся является организация профориентационной работы с выпускниками основной ступени образования.

Система профориентационной работы как таковая не нова в педагогической деятельности учителей и психологов в школе. Но ее осуществление в современных условиях – в условиях изменяющегося рынка труда является непростой задачей и, несомненно, эта работа должна проводиться на новом качественном уровне, чтобы отвечать требованиям сложившейся социокультурной и экономической ситуации. В условиях профильной школы эти задачи становятся еще более актуальными, в связи с этим профориентационная деятельность должна быть постоянной, системной, т.е. осуществляться не только психологом-профориентатором или ответственным учителем, а системой социальных институтов, чтобы быть востребованной учащимися и родителями и иметь развивающий характер.

Профориентационная работа в предпрофильных классах начинается с изучения образовательного запроса учащихся и родителей с помощью анкетирования, выявления уровня представлений о мире профессий, об учебных заведениях района и города.

В сотрудничестве с центром занятости населения знакомим учащихся с «образовательной картой» города, с типами и уровнями учреждений профессионального образования, с реальной ситуацией на рынке труда. Все это помогает активизировать проблему выбора профессии для учащихся, а для педагогов – выбрать средства, формы и методы профориентации.

На этапе предпрофильной подготовки в учебные планы 9-х классов в нашей школе введен профориентационный спецкурс «Мой выбор», разработанный с учетом возможностей школы и интересов учащихся, и элективный ориентационный курс «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования» (автор Чистякова С. Н.).

Два этих курса призваны дать 9-классникам комплекс знаний и умений для определения профиля образования в старшей школе и сформировать способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

Один из параметров профессиональной компетентности учащихся – информированность о мире профессий и учебных заведениях. Для решения этой задачи важно использовать современные методы обучения. В этом нам помогает цикл кинофильмов «Рассказы о профессиях» кинорежиссера В. Д. Гриня. Комплект содержит 25 фильмов о современных профессиях, информацию об образовательных учреждениях, в которых их можно получить. Каждый фильм по 10 минут, фильмы используются как составляющие урока. Они дают эмоциональное, наглядное, современное представление о мире профессий.

Практикуются очные и заочные экскурсии в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Есть опыт привлечения преподавателей вузов и колледжей, выпускников школы, родителей для проведения профориентационной работы среди школьников. Организуем ярмарки профилей, где учащиеся 10-11 классов представляют свои профили образования и специальности колледжей и вузов-партнеров.

Важным элементом профориентации является изучение типов профессий и требований профессии к человеку. Сами учащиеся в процессе самостоятельной исследовательской работы собирают, систематизируют и презентуют современную информацию о профессиях, защищают индивидуальные и групповые проекты о профессиях.

Работа с матрицами, составление таблиц, где отмечаются привлекательные и непривлекательные стороны профессий, «оценка профессий», составление информационной карты профессий – все это в арсенале методов организации профориентационной работы с девятиклассниками нашей школы. В школе есть возможность работать в Интернете, пользоваться компьютерной базой данных.

Классные руководители на классных часах проводят обзоры журналов, газет о востребованности профессий, знакомят учащихся с рабочими местами. Все перечисленное – условия для профессионального самоопределения старшеклассников.

Система психолого-педагогического сопровождения на уровне предпрофильной подготовки предполагает организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей, возможностей и способностей учащихся.

Экспресс-диагностика осуществляется психологами с помощью анкет, опросников, бланковых методик (ДДО Климова, ОПГ Кабардовой, карты интересов, анкеты профессиональных планов и др.). Это оперативное получение информации о качествах, профессиональных склонностях школьника, особенностях психических процессов, выявление противопоказаний к конкретным профессиям.

Углубленная диагностика осуществляется с помощью компьютерных программ. Используются методики Личко (акцентуация характера), Люшера, Айзенка, тест Томаса (поведение в конфликтной ситуации), ШТУР, диагностика межличностных отношений Лири «Конфликтный ли вы человек?», тест Амтхауэра (структура интеллекта) и др.

Перечисленные формы и методы решают задачи самопознания и дают представление о различных факторах, которые нужно учесть при выборе профессии. Девятиклассники учатся адекватно оценивать свои возможности, уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи, склонности и способности и соотносить их с требованиями той профессии, которую выбирают.

Чтобы получить обратную связь, в течение учебного года диагностика проводится многократно в разных формах и разных вариантах.

Изменения в профессиональной направленности, общей готовности к самоопределению, динамику в изменении мотивов в выборе профессий психологи отслеживают в течение года. Так, если в конце прошлого года на вопрос «Почему выбираете эту профессию?» 87% учащихся 9-х классов отвечали: «Интересно, престижно, высокая заработная плата», то теперь 63% школьников выбирают профессию по другим критериям: «Соответствует моим склонностям, ценностям, увлечениям, возможностям».

В целом, в школе сложилась результативная система профориентационной работы. В перспективе представляется необходимым шире включать вопросы профориентационной работы в содержание учебного материала школьных предметов, осуществляя его связь с жизнью и деятельностью учащихся, а также активнее использовать новые, современные, привлекательные для молодежи массовые формы внеклассной работы по проблемам профессиональной ориентации учащихся школы.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru