На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №6-7, 2006
Тема номера:
«Профильное обучение»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Профильная школа. Из опыта работы 04
Психологические аспекты профильного обучения 05
Актуальное интервью 06
Точка зрения 07
Информационные технологии в начальной школе 08
Общественные организации в системе образования Новосибирска 09
Менеджмент в образовании 10
Музейный компас 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Общественные организации в системе образования Новосибирска


К вопросу создания творческих объединений учителей г. Новосибирска

Наталья Владимировна Федорова,
к.п.н., заместитель директора
по научно-методической работе ГЦРО,
председатель координационного совета
Сибирского отделения АсТУР

Современная государственная политика в области образования создает условия, при которых образовательные учреждения (ОУ) становятся все более самостоятельными, независимыми от органов управления образования. Такая ситуация способствует более ответственному и творческому подходу к развитию ОУ, что, в свою очередь, наряду со сложной демографической ситуацией задает условия для конкуренции среди ОУ города. На днях в одном из выступлений представителей власти уже прозвучала тревога, что государству нельзя так активно уходить из сферы образования.

Кроме того, национальные проекты в сфере образования весьма дискуссионны, не во всем продуманы. Они способствуют обострению конкуренции, созданию закрытости творческих коллективов школ, однако они позволяют и выявлять авторский опыт, творческих личностей среди учителей, дают возможность лучшим из педагогов самовыражаться, т.к. зачастую они были известны лишь в школе, реже – в районе, и практически единицы педагогов известны в городе, в регионе. Еще меньше информации о творческих объединениях, позволяющих педагогам через разные виды деятельности реализовать свой исследовательский и психолого-педагогический потенциал.

Сегодня нас окружает мир, резко изменившийся со времен советского государства, и проблемы старшего поколения ложатся тяжелым грузом на плечи детей. Как сделать педагогику безопасной для душевного и телесного здоровья ребенка? Как зажечь в ребенке искорку знания и постоянно подпитывать его жажду открытий? А каким должен быть современный педагог? Носителем научных идей? Психотерапевтом? Мастером на все руки? Или учителем жизни?

Наверно, этими вопросами задаются специалисты в области образования, когда ищут пути объединения творческих педагогов в ассоциации, союзы, творческие педагогические коллективы. И такое объединение инициируется в разных регионах по-разному.

Так, например, для осуществления государственной политики в области русского языка, направленной на сохранение его чистоты, дальнейшее развитие и распространение, а также для успешной реализации Федеральной программы «Русский язык» в регионах страны Указом главы администрации (губернатора) Ивановской области от 20 ноября 2001 года был образован совет по русскому языку, председателем которого стал сам глава администрации В.И. Тихонов. Утверждены положение о совете и его состав, в который входят школьные учителя-словесники и преподаватели-русисты вузов, представители сферы культуры и творческих союзов области, электронных и печатных средств массовой информации, работники библиотек, аппарата администрации. Все члены совета участвуют в его работе на общественных началах.

Данный совет есть прообраз такого профессионального объединения учителей, работников СМИ и культуры, ведущую роль в котором играет руководство области, именно оно продвигает проекты и активизирует деятельность по сотрудничеству с государственными и общественными организациями. Так, совет в 2002 году вступил в члены Российского общества преподавателей русского языка и литературы, заключил соглашение с Министерством образования и науки РФ о сотрудничестве по реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2002-2005 гг., принял участие в конкурсе грантов по данной программе, создал региональное представительство ГЛЭДИС (Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам) и справочно-консультационную службу в Ивановской области.

Интересен также опыт г. Екатеринбурга, в котором были созданы профессиональные объединения преподавателей разных учебных предметов (русского языка и литературы, английского языка, истории, информатики, преподавателей художественно-эстетических отделений школ г. Екатеринбурга и др.), а также ассоциации работников дошкольного образования, специалистов по коррекционной педагогике и др.

В положениях ассоциаций определено, что «городская ассоциация учителей – это форма добровольного профессионального взаимодействия учителей, организатором и координатором деятельности которой является Управление образования администрации города Екатеринбурга. Цель деятельности ассоциаций учителей-предметников – «создание условий для профессионального общения педагогов в процессе обсуждения актуальных педагогических проблем, позитивное решение которых будет способствовать выполнению миссии образовательных учреждений города, определенной Законом «Об образовании РФ». В положения об ассоциациях включены задачи, формы деятельности членов ассоциаций, определена область ответственности Экспертного совета ассоциаций, цель деятельности которого – «осуществление объективной научной оценки (общественно-государственной экспертизы) создаваемых в городе экспериментальных площадок, инноваций в образовании, содержания предлагаемой к рассмотрению учебно-методической продукции, обеспечивающей выполнение Государственного образовательного стандарта, защиты социального, психологического и физического здоровья обучающихся».

Руководствуясь изученным опытом, а также опираясь на государственные документы в области образования и многочисленные предложения педагогов и руководителей (зам. руководителей) ОУ города, Городским центром развития образования было принято решение инициировать создание творческих объединений педагогов некоторых профессиональных областей и заместителей руководителей ОУ.

Первым приказом по ГЦРО от 25 января 2006 года стало утверждение Положения о координационном совете профессиональных объединений учителей русского языка и литературы и его состава (по 2 представителя от каждого района г. Новосибирска – всего 21 педагог). В Положении указано, что координационный совет (КС) создается в целях координации деятельности первичных ячеек ассоциации педагогов города и руководствуется в своей работе Законом РФ об образовании, Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года и Концепцией модернизации системы образования г. Новосибирска до 2010 года.

В настоящее время в составе КС формируются профессиональные группы учителей русского языка и литературы (лаборатории, РМО учителей, годичные команды учителей, проектные группы, досуговые объединения, временные творческие коллективы, консультационный центр по русскому языку и литературе). Педагоги, включенные в состав КС, определили следующие формы работы профессионального объединения учителей русского языка и литературы:

- презентация районных методических объединений;
- литературные праздники, фестивали;
- издательская деятельность (печатный орган на базе гимназии № 1);
- анализ и подготовка городских предметных олимпиад школьников;
- школа исследователя при ГЦРО (для обучения написанию исследовательских работ);
- школа становления молодого учителя;
- клуб психологической и правовой поддержки педагогов;
- освещение деятельности КС на сайте и в газете «Педагогическое обозрение».

За полгода своей деятельности КС создал действенную, способную развиваться и проявлять исследовательский и творческий потенциал организацию учителей русского языка и литературы. Кроме того, КС внес ряд предложений по созданию или модернизации лабораторий в составе ГЦРО с той целью, чтобы они решали насущные, актуальные проблемы учителей, способствовали повышению их профессиональной компетентности, широкому внедрению идей современного образования в образовательное пространство Новосибирска.

В мае 2006 года на заключительном занятии курсовой подготовки заместителей директоров по научно-методической работе было принято решение о создании ассоциации заместителей директоров по НМР, обсуждалось Положение об ассоциации, которое предлагается читателям газеты для широкого обсуждения.

В Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ (декабрь 2004 г.) указывается на повышение роли общественных институтов в управлении образованием. Хочется верить, что роль профессиональных объединений педагогов будет только возрастать. Городской центр образования готов к сотрудничеству с городскими общественными объединениями учителей и к активизированию работы по созданию профессиональных объединений специалистов сферы образования города.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о Новосибирской ассоциации заместителей директоров
по научно-методической работе

1. Общие положения
1.1. Ассоциация зам. директоров по НМР объединяет заместителей руководителей и научно-методических работников образовательных учреждений города.
1.2. Деятельность ассоциации осуществляется в рамках законодательства Российской Федерации и настоящего Положения и основывается на принципах демократии, гласности и равноправия его членов.
1.3. Организационно-технические вопросы ассоциации обеспечивает Координационный совет, избранный членами ассоциации.

2. Задачи и формы деятельности
2.1. Задачами деятельности ассоциации зам. директоров по НМР города являются:
• ознакомление с нормативно-правовой базой деятельности зам. директоров по НМР, обмен опытом по реализации решений правительственных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования;
• распространение опыта руководства научно-методической работой в образовательных учреждениях;
• изучение опыта руководителей научно-методической работы в ОУ региона, России с целью освоения и реализации определенных направлений в собственной работе;
• расширение диапазона профессионального общения руководящих педагогических кадров.
2.2. Для достижения этих задач ассоциация зам. директоров по НМР организует:
• обмен и распространение на городском уровне информации о положительном опыте реализации научно-методического сопровождения образовательных программ и проектов;
• консультации сотрудников высшей школы и институтов повышения квалификации по проблемам организации и информационного обеспечения научно-методической работы в ОУ;
• творческие поездки в регионы России для обмена опытом научно-методической работы и повышения профессиональной квалификации в области управления научно-методической работой;
• конференции на базе ОУ г. Новосибирска;
• семинары, творческие мастерские, мастер-классы, к деятельности которых активно привлекаются педагоги и научные консультанты ОУ.
2.3. Ассоциация зам. директоров по НМР издает информационный бюллетень и рекомендует органам управления образования издание научно-методических материалов, способствующих распространению опыта научно-методического сопровождения образовательной деятельности в городе и регионе.

3. Члены ассоциации зам. директоров по НМР, их права и обязанности
3.1. Членами ассоциации зам. директоров по НМР могут быть все желающие осуществлять деятельность в рамках научно-методического сопровождения образовательной деятельности ОУ города: заместители директоров по НМР, по УВР, научные консультанты ОУ, научные сотрудники вузов и научно-исследовательских институтов, методисты районных филиалов ГЦРО по инновационной работе и др.
3.2. Члены ассоциации зам. директоров по НМР имеют право:
• пользоваться информацией о деятельности ассоциации в своей профессиональной деятельности;
• участвовать в семинарах, творческих мастерских, мастер-классах, конференциях, форумах;
• принимать участие в выборах Координационного совета ассоциации и быть избранными в него;
• информировать Координационный совет ассоциации о ситуации в образовательном учреждении, мероприятиях, проблемах, новых проектах.
3.3. Члены ассоциации обязаны:
• соблюдать настоящее Положение;
• осуществлять пропаганду деятельности ассоциации внутри образовательного учреждения, в котором они работают;
3.4. Членство в Ассоциации прекращается решением Координационного совета ассоциации на основании личного заявления.

28 – 30 июня 2006 года в Новосибирске на базе НИПКиПРО прошла научно-практическая конференция «Воспитание Человека – основа развития гуманного общества». Идея организации конференции принадлежит Ассоциации творческих учителей России, цель которой – создание Сибирского отделения АсТУР.

Задачи конференции:
- ознакомиться с существующим опытом работы АсТУР;
- предоставить возможность как можно большему количеству педагогов заявить о своих творческих способностях, планах и потребности в объединении;
- создать банк данных творческих возможностей, потребностей и проблем сибирских педагогов;
- определить цель и задачи создания Сибирского отделения АсТУР;
- выявить круг приоритетных идей, программ, технологий, проблем, которые могут быть взяты за основу работы Сибирского отделения АсТУР.

На конференции присутствовала большая делегация из г. Москвы, в составе которой председатель координационного совета АсТУР, кандидат философских наук, Отличник народного просвещения, директор интернациональной школы «Планета» Владимир Борисович Сорокин; кандидат химических наук, председатель общественного движения «Родительская забота», сопредседатель общественного движения «Образование для всех» Клара Шарафовна Мансурова; кандидат технических наук Татьяна Викторовна Аверьянова; композитор, автор-исполнитель, педагог дополнительного образования школы № 1688 Людмила Алексеевна Семенова.

В конференции приняли участие более 120 педагогов Сибирского региона. Среди них академик МАЭИН (г. Томск) Геннадий Сергеевич Горчаков, доктор биологических наук Сергей Владимирович Сперанский (г. Новосибирск), председатель Алтайской региональной общественной организации «Педагогическая лига» Елена Иннокентьевна Жигульская, главный редактор газеты «Добрята» (г. Томск) Татьяна Витальевна Неверовская, педагог дополнительного образования ДДиЮТ «Октябрьский», заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, композитор Константин Иванович Журавлев и др.

В своем выступлении Владимир Борисович Сорокин сообщил, что движение АсТУР уже есть в Рязани, Нижнем Новгороде, Мурманске и других городах России. Ассоциация возникла как наследница большого творческого союза учителей, который брал свое начало в Переделкине, где за круглыми столами педагоги обсуждали проблемы образования. Этот союз сродни мощному, вдохновенному движению гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили. Конференции дают возможность закладывать традиции в педагогическом общении, это шанс увидеть самых интересных, активных, творческих учителей. Живой педагогический опыт, переданный из рук в руки – вот что важно для сегодняшних учителей, такое общение может стать нитью, которой можно объединить творческих учителей и найти всех неравнодушных к будущему детей.

Много интересных идей педагогического взаимодействия были предложены на конференции – фестивали, арттерапия, слеты юнкоров, фонд поддержки русского языка, общественная палата Государственной Думы, детская лига культуры и др. – все виды деятельности в условиях современного развития общественных организаций России актуальны, интересны, вызывают большой творческий подъем педагогов и удовлетворение творческой деятельностью.

Запоминающимися стали мастер-классы, проведенные в рамках конференции. Профессор Международной Славянской Академии Евгений Семенович Синицын на мастер-классе «Система развития одаренных детей» предложил проведение курса «Веселой математики» против наркомании. Перенасыщение ребенка информацией вызывает агрессию; чтобы знать, как подавать информацию, надо изучить, как работает мозг. Психика гения работает на синтез, следовательно, надо дать возможность ребенку синтезировать. Совмещение эмоционально-чувственного, спонтанного восприятия художественного текста, созданного автором методики, дает возможность переживать чувство красоты, рисовать, а затем переходить к решению задачи, интегративный характер которой бесспорен.

Врач центра «Катарсис» Евгений Валентинович Ковалев дал объяснение противоречий системы образования на уровне развития человеческой психики. В человеке, по наблюдениям исследователей-физиологов, существует два крыла – личность и сущность. Личность мы формируем в обществе, сущность тоже требует формирования. Его поддержал ректор Новосибирского университета молодости и здоровья Николай Константинович Пирожков. Освещая вопрос развития сознания ребенка, он сравнил патогенное (болезненное, привычное мышление) и саногенное (оздоравливающее мышление). Неудовлетворение – это физиологический и психический процесс, переживание трансформируется в защитное оборонительное поведение, которое вызывает агрессию, бегство, оцепенение. Происходит вброс адреналина в кровь, вброс антител, повышение свертываемости крови. Человек ограничен рамками культурных стереотипов, запретов, в нем происходит интоксикация, которая вызывает боль в сердце, в ногах и т.п., на 2-3 недели происходит истощение иммунной системы. Психоэмоциональное поведение, продуцируемое специалистами центра, позволяет не только продуктивно мыслить, но и развиваться.

На круглом столе «Воспитание детей в семье – главная забота общества» под руководством председателя общественного движения «Родительская забота» (г.Москва) Мансуровой Клары Шарафовны, обсуждались вопросы проведения года семьи в г. Новосибирске, психолого-педагогические аспекты взаимодействия семьи и образовательного учреждения, летнего отдыха детей в городских и загородных оздоровительных лагерях. В рамках круглого стола Купрюхиным Анатолием Ивановичем, профессором НГТУ (г. Новосибирск) был проведен мастер-класс «Семья как сложная система».

Проблемы образования детей с особенностями в развитии всегда вызывают особый интерес педагогов, не остались в стороне от этого вопроса и участники конференции. Об изучении роли правополушарного мышления в творческом развитии ребенка и технологии управления процессом формирования его личности в своем выступлении говорил доктор медицинских наук, профессор Сергей Влаильевич Казначеев. Сильным по эмоциональному накалу и содержательному наполнению стало выступление группы издателей газеты «Добрята» из г. Томска, особое внимание уделивших вопросам воспитания детей средствами юнкоровского движения.

Развитие творческих способностей ребенка – главная задача деятельности Межрегиональной творческой студии «Звездный принц» г. Новосибирска, в рамках мастер-класса представившей программу «Искусство, объединяющее поколения» (ведущие Елена Михайловна Иванова, педагог-музыкант, нотографик; Наталья Леонидовна Домбровская, детский врач-невролог).

Много интересных, порой дискуссионных мыслей было высказано в процессе обсуждений, в выступлениях и репликах. Вот некоторые из них: «Дети удивительно мудры, но взрослые об этом даже не догадываются», «Педагогика сегодня не знает ни целей воспитания, ни средств воспитания», «Вокруг грамотные, но равнодушные друг к другу люди», «Цель – выживание – противоречит воспитанию нравственности, реальная цель абсолютно противоположна», «Простое накопление знаний мало влияет на формирование современной картины мира».

По итогам конференции была принята резолюция.

РЕЗОЛЮЦИЯ
учредительной конференции Сибирского регионального отделения «Ассоциации творческих учителей России»

В ходе плодотворной работы участники конференции – представители семи регионов Сибири ознакомились с накопленным опытом работы Ассоциации творческих учителей России, представили в докладах на пленарных заседаниях, круглых столах и мастер-классах научно-практические результаты деятельности творческих педагогов Сибири, предоставив возможность заявить о своих творческих возможностях и планах учителям, ученым, врачам – всем, кому дорого будущее страны, судьбы детей, духовное и физическое здоровье нации.

В результате обсуждения высказанных мнений участники конференции решили:

1. Создать Сибирское региональное отделение «Ассоциации творческих учителей России» и сформировать Координационный Совет с целью объединения усилий педагогов, деятелей науки и культуры, религии – всех людей, готовых содействовать духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому развитию нового поколения, утверждению гуманистических принципов педагогики, реализации творческого потенциала личности ребенка, наставника, родителя, развитию неформальных путей обмена педагогическими идеями, распространению новых методик и технологий.

2. Основными задачами Сибирского регионального отделения АсТУР считать:
- всемерное расширение круга живого общения педагогов России;
- ежегодное проведение научно-практических конференций, семинаров, фестивалей, конкурсов;
- создание открытого банка педагогических идей, отражающего творческие возможности, потребности и проблемы ученых и практиков обучения и воспитания детей и молодежи;
- содействие публикации и широкому информированию общественности о результатах творческих поисков членов Ассоциации;
- особо важным направлением деятельности Сибро АсТУР будет разработка и реализация программ оздоровления детей, учителей, родителей, пропаганда здорового образа жизни.

3. Считать основным предназначением современной школы воспитание Человека, возрождение идеалов добра, милосердия, справедливости, патриотизма, стремление к познанию истины и красоты. Миссия учителя состоит в созидании системы высоких ценностей как ориентира на жизненном пути учеников, при понимании, что человек – существо не только биологическое и социальное, но и духовное.

4. Утвердить в сознании педагогического сообщества принципы гуманной творческой педагогики:
- уважение к личности ребенка, бережное отношение к его чувствам и мыслям;
- достижение заинтересованности и успешности обучения через личностную мотивацию ученика благодаря опоре на его собственный жизненный опыт и мнение;
- предоставление максимально широкого выбора творческих форм учебной деятельности с учетом индивидуальных интересов, склонностей и дарований учащихся.

5. Обратиться к педагогам, врачам, ученым, представителям исполнительной власти с призывом усилить помощь развитию творческих дарований детей и педагогов Сибири, сотрудничеству в общем деле воспитания новых граждан России духовно и физически здоровыми, устремленными к созидательным целям на благо Отечества, ибо все мы должны понять: или будущее России в наших руках, или у России нет будущего.

1 июля 2006 года в ГЦРО состоялось заседание координационного совета Сибирского регионального отделения АсТУР, на котором избраны его председатель, определены направления деятельности Сибирского отделения. В августе состоялось второе заседание координационного совета, на котором было принято решение об участии членов Сибирского отделения АсТУР в конференциях, семинарах по педагогическим проблемам, публикации серии методических материалов из опыта работы педагогов региона. Приглашаем к участию в нашей работе всех заинтересованных в решении проблем воспитания человека гуманного общества и готовых работать на благо развития системы образования в регионе.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru