На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №6-7, 2006
Тема номера:
«Профильное обучение»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Профильная школа. Из опыта работы 04
Психологические аспекты профильного обучения 05
Актуальное интервью 06
Точка зрения 07
Информационные технологии в начальной школе 08
Общественные организации в системе образования Новосибирска 09
Менеджмент в образовании 10
Музейный компас 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Школьный музей в условиях лингво-гуманитарной школы

Ведущая рубрики –
Елена Валерьевна Тараненко,

заместитель директора Музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области,
руководитель высшей квалификационной категории,
соискатель кафедры педагогики НИПКиПРО

Школе №70 с углублённым изучением французского языка Ленинского района г. Новосибирска – 75 лет, из них почти 35 лет действует школьный музей.

В апреле 2002 года при анализе выполнения программы развития школы был сделан вывод, что педагогический коллектив готов к переходу от модели школы с углублённым изучением французского языка к модели лингво-гуманитарной школы, и была принята к действию вторая Концепция развития Школы на следующие 5 лет – с 2003 г. по 2008 г. – «Концепция лингво-гуманитарной школы», согласно которой была сформулирована следующая цель:

Cоздание такого воспитательно-образовательного личностно-созидающего пространства, в котором бы были предоставлены условия для превращения ученика, говорящего на родном и иностранном языках, в саморазвивающийся центр коммуникативного пространства, обладающий языковой, речевой, информационной, коммуникативной компетентностью, мышлением (логическим, критическим, креативным), устойчивой нравственной и гражданской позицией.

Учитывая особенности деятельности МОУ СОШ № 70 с углублённым изучением французского языка и развитие её как лингво-гуманитарной школы, были выделены несколько групп задач для достижения цели, среди которых отдельно определены следующие ценностно-смысловые задачи:

• актуализация внутреннего потенциала личности;
• формирование личности с общественно-значимым мировоззрением и активной жизненной позицией;
• привитие интереса к знанию истории и любви к родному городу, стране, воспитание патриотизма, чувства ответственности за свои поступки;
• воспитание личности, желающей и умеющей участвовать в межкультурной коммуникации на иностранных языках (в том числе – на французском языке) и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ей иноязычной деятельности;
• воспитание учащихся в любви к прекрасному, культуре своего народа, окружающей природе, бережного к ним отношения;
• формирование потребности соблюдения правил личной гигиены, осуществления контроля за своим физическим состоянием и здоровьем; формирование и закрепление в будущем ценностей здорового образа жизни у обучающихся.

Решение этих задач было возложено, в том числе, и на школьный музей как на структурное подразделение школы.

Модель выпускника состоит из следующих компонентов:

1. Блок характеристик, связанных с обученностью и обучаемостью:
- уровень учебной компетентности в соответствии с обязательным образовательным минимумом, уровень языковой, речевой, информационной, коммуникативной компетентности в соответствии с уровнем обучаемости;
- сформированные психические функции, прежде всего, воля, терпение, внимание, воображение, гибкость, мобильность, оперативность, способность работать в новых условиях и др.;
- готовность к дальнейшему обучению и активному самообучению;
- умение адекватно оценивать свои познавательные способности и ставить себе посильную задачу;
- владение знаниями и навыками здорового образа жизни, умение реализовать собственную активность, использование всего своего потенциала в поисках ценностных оснований жизнедеятельности.

2. Блок характеристик, связанных с воспитанностью и воспитуемостью:
- сформированность общественно-значимого мировоззрения;
- владение культурой делового сотрудничества и межличностных отношений;
- стремление к саморазвитию, самовоспитанию и творческому самоопределению;
- умение сознательно организовать свой образ жизни в конкретной социокультурной среде и проработать перспективы своего личностного роста;
- владение ценностями и нормами здорового образа жизни, физической и психологической культурой; умелое противостояние негативным проявлениям социума.

Исходя из этого, для решения поставленных целей и задач руководителем музея «Нормандия – Неман» Натальей Юрьевной Домбровской были определены следующие направления деятельности музея:
- обеспечивать равные стартовые возможности для всех категорий школьников;
- реализовывать базовый (обязательный минимум) образования на всех ступенях обучения;
- обеспечивать доступность качественного общего образования;
- развивать новые формы и механизмы оценки и контроля качества образования;
- оптимизировать нагрузки учащихся и расширять их возможности, в частности, через работу в музее (участие в конференциях, творческих конкурсах, проектах, олимпиадах);
- участвовать в реализации подпрограммы «Педагог-мастер» (создание стабильного высокопрофессионального педагогического коллектива);
- продолжать взаимодействие с научными, государственными, образовательными и другими учреждениями в рамках инновационной и экспериментальной деятельности;
- внедрять новые образовательные технологии и принципы организации управления деятельностью, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
- в качестве представителей музея «Нормандия-Неман», участвовать в поездках учителей французского языка в школы Новосибирской области с целью пропаганды французского языка и ценностей музейной работы, оказания методической помощи учителям и учащимся;
- развивать взаимодействие с образовательными учреждениями, в которых есть музеи;
- создать компьютерную базу данных музея «Нормандия-Неман»;
- проводить на базе музея семинары, заседания кафедр и методических объединений, курсов повышения квалификации на базе школы, конференций и других мероприятий, направленных на реализацию поставленных целей и задач;
- привлекать к участию администрацию, учителей и педагогов школы во внешкольных мероприятиях в рамках реализации программы;
- обобщать и распространять опыт в педагогической периодической печати, электронных СМИ, на образовательных выставках и ярмарках.

Кроме этого, для реализации задач, поставленных перед педагогом, существуют наборы приемов, способов, методов, форм организации деятельности, которые приводят к запланированным обязательным результатам (т.е. определенная, присущая именно этому руководителю, технология). Есть они и у Натальи Юрьевны.

Среди её приемов и методов можно назвать следующие режимы работы:
- коллективные (лекции, экскурсии и т.п.);
- групповые (лекторы-экскурсоводы, фондовики и т.д.);
- индивидуальные (работа с отдельными членами музея, например, при составлении писем или с членами научной секции).

Необходимо здесь упомянуть и про организационную культуру. В музее выработался определенный стиль общения: учитель – ученик, учитель – учитель, учитель – родитель, экскурсовод – аудитория и т.д. В этом стиле присутствуют доброжелательность, гуманизм, уважение, радость от общения, стремление к взаимопониманию. Иногда ученики могут бурно реагировать на происходящие события, но, как правило, работа в музее подразумевает рабочую тишину и спокойствие. И в этом отношении актив музея «Нормандия – Неман» стоит на пороге выработки внешних атрибутов общения, и сейчас этот вопрос находится на стадии разработки и становления.

Среди педагогических средств Натальи Юрьевны Домбровской – методов и приемов, при помощи которых поддерживаются определенные принципиальные позиции – необходимо акцентуировать несколько следующих важных установок:

1. Наталья Юрьевна Домбровская делает содержание своей работы гуманитарным. Речь идет о придании гуманитарного значения самому процессу обучения, о повороте образования к целостной картине мира культуры, мира человека, об «очеловечивании» знаний, о развитии гуманитарного мышления.

2. Она придерживается принципа гуманности в отношениях с людьми. Каждый ученик имеет право на свою систему ценностей, достоинство, уважение и индивидуальность, свободную мысль, отстаивание своих прав, не нарушающих прав других, доверие со стороны других, право на ошибку, вместе с тем несет ответственность за свое развитие и судьбу в гармонии с человеческим обществом и природой.

3. Она сама учится толерантности и старается помочь детям становиться более терпимыми. Наш музей посвящен дружбе между народами. Эта тема сегодня звучит особенно актуально, поэтому толерантное отношение к другим – одна из главных идей нашей работы. Важно научить ребенка принять другого человека таким, каким он есть на самом деле. Необходимо воспитать гражданина, хорошо знающего свою историю, свои национальные традиции, культуру и умеющего понимать и ценить историю, культуру и традиции других народов.

4. Наталья Юрьевна придаёт своей работе гражданственное звучание, что делать достаточно просто, занимаясь музеем. Все содержание деятельности зиждется на гордости за свою страну, свой народ, свой город, свою школу, свою семью.

5. Музейное дело предоставляет возможность воспитывать у детей ответственность за свои поступки. И Наталья Юрьевна старается придерживаться единого подхода к воспитанию и образованию всех организаторов учебно-воспитательного процесса, поддерживает начинания администрации, учителей, классных руководителей, их требования к учащимся – членам музея, в работе опирается на помощь коллег, их понимание специфики работы руководителя школьного музея.

Говоря о концепции развития нашего учебного заведения на первое десятилетие двадцать первого века, необходимо помнить, что деятельность всех подразделений лингво-гуманитарной школы, в том числе и музея, должна соответствовать государственным требованиям к организации образовательного процесса и конечному результату подготовки выпускников.

Явление музея образовательного учреждения специфично само по себе, но этот музей – уникален. На примере истории полка «Нормандии – Неман» у учащихся воспитывается чувство дружбы, взаимопонимания, толерантное отношение к другим народам и вероисповеданиям.

Под словом «дружба» обычно привыкли понимать близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов и целей. На примере авиаполка «Нормандия – Неман» у учеников «семидесятки» есть возможность убедиться в том, как дружба, взаимовыручка, взаимопонимание не только помогли русским и французам во время боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны, но и в послевоенные годы способствовали укреплению мира на земле.

Но немного истории. 20 лет музеем «Нормандия – Неман» руководит Наталья Юрьевна Домбровская, которая является одновременно и учителем французского языка. Сильной стороной своей работы считает обучение французскому языку через работу в музее.

Именно поэтому большинство учащихся её групп проходят через музейную работу. Организация изучения французского языка в тесной связи с культурой и традициями французского народа способствует усилению коммуникативно-познавательной мотивации учащихся, позволяет разнообразить приемы и формы работы, апеллировать к интеллекту и эмоциональной сфере школьников, наиболее эффективно реализовывать общедидактические требования сочетания обучения с воспитанием.

Музей «Нормандия – Неман» начал свою работу по сбору материалов в 1968 году, а в 1973 году получил статус школьного музея.

Музей занимается изучением истории французского авиационного полка «Нормандия – Неман». Основной фонд – более 3000 экспонатов – подлинников. Работой музея руководит совет музея, состоящий из учащихся 6-11 классов. Во главе музея стоит президент-учащийся старших классов. Круг интересов деятельности музея – это сбор материалов о второй мировой войне, о Франции, об авиации, о ветеранах. Основной вид поиска – переписка с Францией, изучение книг, статей, листовок, буклетов на русском и французском языках, встречи с французскими и русскими ветеранами.

Работа в музее ведется на двух языках – на русском и французском. Выставки оформляются тоже на двух языках, чтобы гости могли хорошо ориентироваться в экспозициях.

Материалы музея можно использовать, в первую очередь, на уроках истории и французского языка, и во внеклассной работе. В самом музее проводятся как уроки-экскурсии, так и классные часы, посвященные героическим страницам истории.

В музее хранится Книга Почетных посетителей, которая была создана 28 сентября 1974 года, и первую запись в ней сделал Захаров Г.Ф., Герой Советского Союза, генерал-майор, командир 303-й авиадивизии, в состав которой входил полк «Нормандия-Неман». В этой Книге – записи многих гостей музея. Это многочисленные делегации советских школьников, студентов, преподавателей, курсантов, кадетов; это зарубежные друзья, в том числе из Франции. В разные годы музей посетили Послы Франции в России: 1993 – г-н Моррель, 1997 – г-н де Вердьер, 2001 – г-н Бланшмэзон, 2005 – г-н Кадэ. Группы французских учащихся и преподавателей из Версаля, Аннеси, Клермон-Феррана и Лиль д’Аббо неоднократно бывали в гостях у юных музейщиков из 70-ой школы.

В музее работает несколько секций: ближнего и дальнего поиска (переписки), лекторско-экскурсионная, фондовая, оформительская, научная.

Говоря о деятельности школьного музея, необходимо отметить, что в нем существует множество различных видов работ, но ведущей является поисково-исследовательская работа. Поисково-исследовательская деятельность требует от учащихся знаний как родного, так и иностранного языка.

Например, работа соответствующей секции (переписки) осуществляет дальний поиск через организацию переписки с Францией, которая активно развивается в последнее десятилетие.

Благодаря дружескому отношению к музею г-на Муассона (Франция) поисковики из школьного музея «Нормандии – Неман» стали переписываться с французским ветераном, президентом ассоциации ветеранов полка «Нормандия-Неман» во Франции, г-ном Риссо. Составить письмо по-русски – это уже искусство. А написать его по-французски – этап ещё сложнее. Члены секции переписки вынуждены работать со словарями, знать законы французского эпистолярного жанра, свойственные различным видам корреспонденции. Когда приходит ответ, работы не меньше. Не всегда то, что написано в письме, может быть переведено, найдено в словарях.

По итогам активной поисково-исследовательской работы учащимися проводятся научные разработки, результаты, которых представляются на научных конференциях разного уровня, печатаются в сборниках и научных трудах. В 2005-2006 учебном году членами научной секции Алексеевой Ольгой и Долгушевой Беллой (8 класс) был подготовлен реферат «Человек великой эпохи», в память о ветеране Рыкове Юрии Петровиче, большом друге музея, который умер летом 2006 г. Пройдя отбор на уровне школы, работа была выдвинута на районную научно-практическую конференцию, где восьмиклассники удачно выступили, иллюстрируя рассказ мультимедийной компьютерной презентацией, созданной ими самими (слайдами).

Поисково-исследовательская деятельность лежит в основе многих событий, связанных с работой в музее. Так, обобщая собранный материал, был создан учебный фильм «Нормандия-Неман» (в двух версиях, на русском и французском языках), подтверждающий связь музея и учебных предметов, таких как история, французский язык, география, литература. Фильм могут использовать и классные руководители во время организации внеклассной работы. И руководитель музея – Домбровская Н. Ю., и Совет музея с удовольствием предоставляют этот фильм коллегам, использующим этот материал в учебно-воспитательных целях. На Сибирской Ярмарке этот фильм получил малую золотую медаль за нестандартный подход к теме и поиск интересных форм обучения иностранному языку.

Благодаря постоянному поиску музей МОУ СОШ № 70 находит новые связи, укрепляет уже имеющиеся отношения, выходит на международный уровень. Во время визитов иностранных гостей, в том числе четырех послов Франции в России, дети рассказывают о войне, о совместной борьбе русских и французов, о деятельности членов музея, учатся делать свободные высказывания, формулировать свои мысли средствами иностранного языка, кроме этого начинают лучше воспринимать иноязычную речь, вести диалог, правильно реагируя на реплики собеседника.

Несколько лет назад группа членов музея приняла участие в конкурсе, предложенном Посольством Франции в Москве и объявленном телевидением Франции ТВ-5 под названием «Как канатоходец». На французском телевидении работу музея оценили, прислали Диплом участника.

После этого конкурса активисты музея еще в течение года переписывались по сети Internet с организаторами конкурса, ТВ-5 постоянно высылало дидактический материал для работы с детьми, календари памятных дат, программы телевизионного канала ТВ-5.

Всем музеем принимали участие еще в одном конкурсе, объявленном Посольством Франции, посвященном франкофонии, что потребовало и от учеников, и от педагогов больших усилий поисково-исследовательского характера.

В прошлом учебном году МОУ СОШ № 70, в которой есть музей «Нормандия – Неман», единственный за Уралом, было прислано предложение принять участие в конкурсе рисунка, организованном Посольством Франции и посвященном Шарлю де Голлю и знаменитому авиаполку. Чтобы организовать работу, активистами музея были изучены книги, лекции, были исследованы несколько документов по истории Франции на французском языке. Во всех старших классах были проведены экскурсии в музее, а также были прочитаны лекции о Де Голле и о полке. Среди работ, представленных на конкурс, были четыре, авторами которых стали члены музея, а рисунок ученицы 11 класса Малашиной Кати, президента музея, был признан одним из лучших. Для поездки в Москву была создана небольшая делегация от школы. Делегация побывала на приеме в Посольстве Франции, посетила ветерана полка Соболева.

Активно занимается научно-исследовательской деятельностью и руководитель музея – Наталья Юрьевна Домбровская. В 2003 году она была приглашена в Посольство Франции в России на прием, посвященный ветеранам полка «Нормандия – Неман». Эта поездка в Москву стала новым этапом в развитии отношений музея и военной миссии при Посольстве Франции.

В том же году на базе музея «Нормандия – Неман» был проведен городской семинар руководителей школьных музеев «Принципы организации деятельности школьного музея», который организовывала и проводила Наталья Юрьевна Домбровская. Во время его работы она выступила с докладом по теме семинара, все ученики-члены музея рассказали о своей работе, затем гостям показали спектакль на французском языке, в котором половина актеров были члены музея, а в конце встречи был «круглый стол», где участники обменялись мнениями.

В 2003-2004 учебном году Наталья Юрьевна Домбровская стала инициатором создания документального фильма «Музей «Нормандия-Неман», который был награжден дипломом Сибирской Ярмарки «УчСиб – 2004 г».

В 2005 г. актив музея под руководством Натальи Юрьевны принял участие во 2-ом этапе городского конкурса-фестиваля музеев и получил Почетную грамоту в рубрике «Лучший сценарий праздника для ветерана». Сам сценарий был опубликован в брошюре «Сценарии праздников, посвященных 60-летию Победы», изданной Новосибирским городским центром творчества учащихся «Юниор».

В феврале 2005 года руководитель музея выступила на региональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы, с докладом «Дружба, рожденная в боях», который был опубликован в сборнике «Музей образовательного учреждения – уникальный социокультурный феномен, связывающий память поколений». В апреле 2005 года в школе прошел семинар для руководителей муниципальных образовательных учреждений города Новосибирска, на котором Наталья Юрьевна и её ученики провели экскурсию по музею и рассказали о его работе.

В 2005 году Наталья Юрьевна Домбровская победила в конкурсе «Женщина года» в номинации «Патриотическое воспитание», что является своеобразной пропагандой идей и ценностей музея «Нормандия – Неман».

В 2006 году Наталья Юрьевна участвовала во 2-ой открытой региональной научно-практической конференции «Поисково-исследовательская работа в музее образовательного учреждения» с докладом «Поисково-исследовательская работа в музее и межпредметные связи».

Более четырех лет она является активным участником творческой лаборатории руководителей школьных музеев г. Новосибирска. За эти годы много раз выступала на круглых столах во время заседаний, два раза приглашалась на расширенные заседания как представитель учительской династии.

В марте 2005 года в музее состоялся прием Посла Франции в России г-на Кадэ и сопровождающих его лиц (30 человек). 2004-2005 учебный год был богат на встречи с французами. В музее «Нормандия – Неман» побывали Од Парлеба и Игор Леру, путешественники из Франции; мадам Шеваль, атташе по культурному сотрудничеству Посольства Франции с сопровождающиеми ее лицами; помощник Воздушного атташе Посольства Франции Эрик Гайард и сопровождающие его лица; жена Посла Германии в Новосибирске, француженка госпожа Мери Грау; г-н Муассон (два раза); г-н Бенуа, консультант Альянс Франсэз-Новосибирск, работающий в НГТУ; Ян Вернери, преподаватель СИМОРа; госпожа Мари-Терез Шмидт, член Европарламента, госпожа Полетт Пьетю и сопровождающие их лица. Все визиты были прекрасным поводом для общения членов музея и гостей на французском языке.

Неоднократно за последние три года ГТРК «Новосибирск» снимала в музее сюжеты для своих программ: это и сюжеты для новостей о школьном музее (в марте 2004 года, несколько сюжетов в 2005-2006 учебном году), сюжеты о посещении музея иностранными гостями (март 2005года – сюжет о посещении музея Послом Франции, май 2005 года – сюжет о приезде ветерана войны г-на Муассона во время торжественного празднования всей страной праздника Победы). Упомянутые выше съемки в музее были не единичными. Минимум один раз в год Новосибирское телевидение снимает сюжеты о школьном музее «Нормандия – Неман». Пропаганда музея осуществляется также и через печатные СМИ.

Кроме всего вышеописанного музеем проводится огромное количество экскурсий для учащихся нашей школы и ее гостей. Только за два месяца 2005-2006 года (апрель-май) музей посетило 2150 человек, они познакомились с историей полка «Нормандия – Неман» и 303-ей авиадивизии, вспомнили далекие времена войны с фашизмом, получили уроки нравственности, патриотизма и толерантности.

За работу в юбилейном 2004-2005 учебном году музей получил 4 награды, самая значительная из которых – Диплом лауреата городского фестиваля-конкурса образовательных учреждений г. Новосибирска.

В 2005-2006 учебном году в музее сменился состав членов музея, восьмиклассники стали руководить его работой. Видны плоды работы по преемственности: ведь до этого, по инициативе Домбровской Н. Ю., восьмиклассники в течение трех предыдущих лет работали под руководством старшеклассников, постигая азы музейного дела.

Музей «Нормандия – Неман» вместе со всей школой решает важные задачи, от которых зависит будущее не только нашей страны, но и всего мира.

Сегодня музей продолжает активно принимать участие в жизни школы, района, города.

Подводя итоги деятельности музея только за последние три года, следует отметить, что работа была исключительно напряженной, сложной, но успешной, открывающей новые перспективы и внушающей оптимизм и желание делать все возможное для дальнейшего процветания школьного музея «Нормандия – Неман».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru