На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №6-7, 2006
Тема номера:
«Профильное обучение»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Профильная школа. Из опыта работы 04
Психологические аспекты профильного обучения 05
Актуальное интервью 06
Точка зрения 07
Информационные технологии в начальной школе 08
Общественные организации в системе образования Новосибирска 09
Менеджмент в образовании 10
Музейный компас 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Точка зрения


К вопросам профильного обучения

Григорий Авраамович Шихваргер,
заместитель директора по УВР
ДТД УМ «Юниор»,
заслуженный учитель РФ

     Вопросы индивидуального подхода в обучении всегда заботили опытных учителей. Такой подход частично решался на дополнительных занятиях, консультациях, факультативах. Для большинства обучающихся – это работа в группе, классе.

     «Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

     Переход к профильному обучению позволяет:
     - создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
     - обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
     - установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
     - обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием…».

     «Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный язык» – в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Экономика» и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.».

     Т.е. профильное обучение предполагает градацию учащихся на гуманитарные и естественнонаучные профили. И тут возникает проблема, как отобрать учащихся на тот или другой профиль, как проконсультировать родителей и учащихся. Существующие вербальные, применяемые в школе и инструментальные методики дают очень приблизительный результат. Поэтому длительное, систематическое педагогическое наблюдение за развитием ученика – неоценимый материал для профконсультации. Ведение личного дела учащихся с начальной школы, педагогические и психофизиологические наблюдения, основанные на реальных достижениях ученика, наблюдения родителей – основа для консультаций, в том числе и для проведения профконсультаций.

     Осторожность и такт в педагогических консультациях должен соблюдаться в связи с тем, что каждый ученик – личность с присущими только ему индивидуальными особенностями.

     При изучении группы, класса сразу можно отсечь тех ребят, у кого устойчиво и ярко выражены интересы и склонности к конкретному виду человеческой деятельности. Они постоянно посещают один и тот же кружок, факультатив, секцию. Это, как правило, победители олимпиад, участники конкурсов, соревнований. Процент таких обучающихся небольшой.

     У остальных учащихся интересы и склонности не выпуклы. Эта категория людей тоже неоднородна. При проведении психофизиологических обследований у определенной части выявляются достаточно четко те или иные интересы. Задача школы и родителей создать условия для практической проверки выявленных интересов и склонностей.

     Для большей части группы, класса интересы и склонности разнообразны и уравновешены. Для этой категории нужно организовывать занятия, проводить допрофессиональную подготовку, проводить агитационную работу, ориентируя их на потребности общества. Беседы, экскурсии на предприятия, учебные заведения, встреча с передовиками производства и др.– апробированные формы работы.

     Для проведения обоснованной профконсультации в выше названной работе упоминается необходимость пробы сил обучающимся. Я имею в виду творческие проекты, которые декларируются в учебном плане, работа в школьных и межшкольных мастерских, цехах межшкольных учебно-производственных комбинатов, на предприятиях, в банках и др. Для организации этого процесса нужны совместные организационные усилия классного руководителя, педагогического коллектива школы, родителей, органов образования, предприятий, учебных заведений.

     Усиливается роль классного руководителя как профессионала педагогического диагноста. Он не только координирует успеваемость или организует внеклассную деятельность. В старших классах значительное место должно быть уделено сбору и обобщению материалов наблюдений за учеником, забота об организации процесса, который я называю пробой сил. Забота классного руководителя, семьи в том, чтобы каждый ученик группы, класса попробовал свои силы на факультативе, в клубе, учреждении дополнительного образования и т.д.

     Учреждения дополнительного образования в реализации профильного обучения должны сыграть одну из главных ролей в связи с тем, что создана и функционирует система дополнительного образования, которая предполагает преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» /отв. Ред. проф. В.И. Шкатулла. – М.: Юрист, 1998. – 558 с.ISBN 5-7975-0051-5]. Эта система имеет подготовленные кадры, материальную базу, систематическое финансирование. (Я не рассматриваю в этой работе проблем дополнительного образования). Основные функции существующей системы дополнительного образования – занятость детей и профориентация. Дополнительное образования входит в систему Российского образования. Но связь с общеобразовательными школами, в основном, только декларируется. Общих планов учебно-воспитательной работы, скоординированных педагогических действий в вопросах индивидуального подхода к воспитанию обучающихся нет.

     При организации профильного обучения необходимо создавать условия для пробы сил. Инструментом для реализации совместных усилий со школой является выполнение творческих проектов в объединениях, кружках дополнительного образования.

     Готовы ли учреждения дополнительного образования к участию в реализации профильного обучения? Готовы ли руководители этих учреждений к изменениям в рамках профильного обучения? А это сложная и психологическая, и организационная перестройка. При совместной работе со школой учреждения дополнительного образования становятся востребованными учителями, классными руководителями и, конечно, учащимися и их родителями. В этом их адекватная реакция развития в связи с изменениями, которые произошли в образовательном пространстве – переходом на профильное обучение. С моей точки зрения, учреждения дополнительного образования, которые не увидят необходимости поменять акцент в своей работе, не имеют перспектив для развития.

     Когда мы говорим о практических занятиях любой формы, всегда стоит вопрос о финансировании. Кто должен финансировать профориентационную работу? Предусмотрен ли комплексный подход к изменениям в системе образования в связи с переходом на профильное обучение? А ведь решение затронутых в статье вопросов – это и есть вовлечение общества в процесс воспитания и очень важного его раздела – профориенационной работы. В конечном итоге качественной подготовки специалистов разного уровня.

     Как в современной школе формируются условия для осуществления профильной подготовки? Есть ли в этом процессе научно-обоснованный подход? Сформирован ли госзаказ на выпускника профильной школы?

     В настоящее время профили в школах формируются стихийно. Открытие профиля идет по принципу, что проще. Не нужны специальные исследования, чтобы ответить на вопрос, что, прежде всего, открываются гуманитарные профили, а в последнее время в связи с государственной поставкой компьютерной техники профили с применением информационно-коммуникационных технологий.

     Как будут создаваться условия для ребят с интересами и склонностями технической направленности? Ведь реальная жизнь связана с производством материальных ценностей.

     Межшкольные учебно-производственные комбинаты или подобные модели, где сосредоточена материально-техническая база, и специалисты решают профориентационные задачи на район или группу школ. Эта модель отработана, только требуется реанимировать ее с учетом условий современных требований.

     Учитывая личностные особенности ребенка, требования жизни, все-таки задача школы в 10 и 11 классах – дать прочные знания. Подготовить ученика к выбору будущего вида деятельности с учетом потребностей общества. Научить учиться и переучиваться всю жизнь.

     Помочь выпускнику сделать выбор могут и должны учебные заведения, предприятия, организации. В конце концов, они подбирают себе рабочего, студента. Чем профессиональнее будет сделан отбор, тем качественнее будет профессиональная подготовка.

     Наше время резко изменило условия, в которых выпускники школы, профессиональных учебных заведений выбирают рабочее место. В советское время было много рабочих мест и гораздо меньше претендентов на них. Человек часто методом проб и ошибок искал место работы. Сейчас ситуация изменилась: мало мест и много претендентов. Теперь место выбирает человека. Мы называем это конкуренцией. Отсюда и требования в психологической подготовке выпускника.

     Реальная жизнь не может создать идеальных условий, индивидуальных планов для профориентации, выбора профиля деятельности. Поэтому задача школы, начальных ступеней профобразования дать качественное общее образование, научить учиться, жить в рамках конкуренции. А это значит подготовить человека к тому, что ему придется все время учиться, переучиваться, адекватно реагировать на быстро изменяющиеся условия на предприятиях. Вот задача современной школы.


     В высших учебных заведениях звание «бакалавр» – это начальный этап профессионального высшего обучения. Бакалавры готовятся тоже без учета госзаказа и получение этого звания не предполагает работу по специальности. На этом этапе человек получает глубокие знания о профессиях выбранного направления. Звание «магистр» – человек должен получать в реальных условиях на основании договоров между профессиональными учебными высшими заведениями и предприятием. Это профессиональный окончательный выбор.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru