На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования. Из опыта работы


Проблемы информационных технологий в физике

Маргарита Александровна Безлепкина,
директор Лицея НГТУ
Ирина Николаевна Пятаева,
учитель физики Лицея НГТУ

гр. problema – задача, задание,
теоретический или практический вопрос,
требующий разрешения, исследования.

     На сегодняшний день, когда в школах наличие компьютеров (несмотря на широкомасштабную государственную программу) все-таки роскошь, и компьютерного времени едва хватает на информатику, может показаться, что проблемы использования информационных технологий в физике нет, потому что нет достаточного количества компьютеров, нет времени, нет собственно предмета «Информационные технологии в физике». Однако в новой концепции образования ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда».

     Обратившись к словарю, вспомним: «Индивидуализация – выделение личности или особи по ее индивидуальным свойствам; принятие во внимание особенностей каждого индивидуума. Социализация – особенности поведения индивида в группе.

     Гуманизм (лат. humanus – человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, вера в его силы и возможности».

     Но сегодня, независимо от нашего желания или нежелания, и индивидуализация, и социализация, и гуманизм воспитываются все более развивающимися возможностями компьютерных технологий. Компьютер стал качественно другой. Ребята все больше увлекаются играми, а наша задача – увлечь их решением научных задач через компьютерные технологии. И от того, насколько быстро мы сумеем сориентироваться, зависит, пожалуй, в немалой степени успех нашего личного образовательного процесса. А это значит, что информационные технологии должны быть внедрены в учебный процесс. И, как следствие, сразу возникает проблема, требующая исследования.

     В нашем лицее курс "Информационные технологии в физике" введен в учебный план в 2002 году. Как мы работаем, как исследуем данную проблему, вот об этом и хочется рассказать.

     В настоящее время все больше говорят о гуманизации образования. Но именно гуманизация образования предполагает совершенно новый подход к овладению знаниями. Гуманистическое образование предполагает психологическую модель личностно-ориентированного обучения, которое состоит из 3 блоков: мотивационный, операционный, контрольный. Мы используем способы мотивации, которые позволят обеспечить у обучаемых формирование внутренних целей-мотивов: четко поставленные диагностические цели; создание проблемных ситуаций; ситуация выбора, т.е. ребятам предлагается задания, которые нужно закончить; юмор; парадоксы; узнавание физических явлений, законов в окружающем мире.

     Собственно учебную деятельность (операционный блок) мы условно разделили на аудиторную и внеаудиторную.

Аудиторная Внеаудиторная
лекции
лабораторные работы
семинары и практические работы
контрольные работы
типовые расчеты
решение олимпиадных задач
подготовка к конференциям
лекции профессорско-преподавательского состава НГТУ о современных направлениях развития физики
участие в дистанционных олимпиадах
КВН, брейн-ринг, экскурсии

     Мы делаем попытку объединить все вышеперечисленные виды работ вокруг работы с компьютером, а именно: лекции читаем, используя не только интерактивные курсы, такие как «Открытая физика», «Репетитор 1С», но и собственные презентации. На сегодняшний день у нас собрана медиатека, содержащая порядка 50 CD и DVD дисков. Лабораторные работы проводим по методическим пособиям, разработанным преподавателями кафедры ПиТФ и лицея НГТУ. В перспективе намечено проводить виртуальные лабораторные работы. На сегодня у нас имеется пока только одна лабораторная работа, созданная учащимся группы 11-2 Антоном Ростовцевым, «Закон сохранения импульса» (руководитель Пятаева И.Н.), но уже введенный в учебный план элективный курс «Программирование в среде Labview» позволит расширить рамки. Результаты измерений и построение графиков выполняем в Exсеl , а в 11 классе и с использованием Mathcad.

     Семинары, контрольные работы проводим, как в тестовой форме, так и в традиционной (материалы разработаны также преподавателями кафедры ПиТФ и лицея НГТУ).

     Диагностика уровня обученности (контрольный блок) проводится на учетно-проверочных уроках, как правило, в три этапа:

     1 – предварительный, 2 – уточняющий, 3 – окончательный.

     Предлагаемые задания могут быть в форме теста, качественных или количественных задач, графических заданий, вопросов по теории предмета. Оболочка программы выставлена на сайте НГТУ. Мы же активно используем ее возможности, наполняя своими заданиями. Имеется в нашем арсенале и локальная оболочка, созданная учащимися гимназии № 13 пос. Краснообска, под руководством А. В. Катанского.

     Стремление к активной самостоятельной деятельности лежит в основе современных тенденций развития не только образовательного учреждения, но и учебных пособий, предлагаемых обучающимся. Так, например, тенденции: «режиссура лежит в структуре материала, положенного в основу обучения; ответственность берет на себя учащийся; реализация умения работать самостоятельно; активность учащегося выше активности преподавателя» (Скок Г.Б.), как нельзя лучше отвечают новым условиям образовательного процесса в целом.

     И тогда, в свете вышесказанного, особое место занимают в нашей работе творческие задания для ребят. По итогам работы на занятиях по информационным технологиям учащимся предлагается подготовить самостоятельно проработанную тему по физике (как правило, это дополнительный материал) и представить ее на "суд зрителей» в виде презентации, публикации, документа Word или Excel, сайта или собственного программного продукта. Представление зависит от материала, изучаемого на информационных технологиях. А тема – от материала, пройденного на уроках физики. Здесь нужно подчеркнуть, что в лицей приходят ребята с разным уровнем подготовленности по информационным технологиям, поэтому важно не отбить у них желание учиться. С учетом этого, задания даем в соответствии с возможностями и знаниями учащихся.

     Итак, на занятиях «Информационные технологии в физике» решаются следующие задачи:

     – формирование умений и навыков поиска и обработки информации;

     – формирование знаний и умений по физике (работа с компьютерными моделями, виртуальные лабораторные работы);

     – формирование проектировочных умений, необходимых для адаптации к высшему образованию;

     – развитие коммуникативных способностей;

     – диагностика и контроль знаний – работа с тестами по темам и разделам физики, т.е. мы практически поставили информационные технологии на службу физике.

     Но тогда остается открытым, пожалуй, самый важный на сегодняшний день вопрос: а каковы критерии оценивания? Обратимся снова к словарю: «критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило», «оценка – мнение о ценности, уровне или значении чего-нибудь». Значит, критерии могут быть выражены и в словесной формулировке, и тогда просто нужно разработать требования к работе (что мы и делаем совместно с учащимися до выполнения заданий).

     Учитываем оформление (стиль, фон, использование цвета, анимационные эффекты, расположение информации на странице, шрифты, способы выделения информации), содержание (имеет ясно изложенную цель, понятно, доступно, логично, оригинально, наличие самостоятельного исследования). А для удобства можно перевести эти требования в баллы.

     Защита работ проходит в форме "круглого стола", на котором каждый из учащихся может выразить свое личное отношение к теме и оценить работу. Годовая оценка за курс совпадает с оценкой за курсовую работу при условии зачётов по всем изученным темам курса.

     Комплект учебно-методических материалов включает в себя рабочую программу, тематическое планирование курса, вопросы и образцы заданий для самостоятельной работы по темам курса, критерии оценки курсовых работ, учебные и дидактические пособия по физике.

     Более того, на базе нашего лицея уже ведется работа по созданию ресурсного центра: работает воскресный лицей, Школа развития, проводятся каникулярные недели для сельских ребят, консультации для преподавателей и учащихся школ города и многое другое.

     Можно еще долго говорить о целях, задачах и концепции учебного заведения, но нам хотелось показать, что учебный процесс в лицее НГТУ очень мобилен, т.е. и преподаватели, и ученики все время в поиске, а это ли не путь к достижению цели.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru