На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 17 апреля 2024
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования. Из опыта работы


Организация исследовательской деятельности учащихся

Елена Юнатановна Бородина,
учитель информатики
первой квалификационной категории
технического лицея №128

     На международном рынке труда лидирующее положение занимают профессии, требующие от человека развитого интеллекта и умения использовать информационные технологии в своей работе. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь, необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу.

     Исследования в области психологии мышления показывают, что поздно начинать учить человека заниматься исследовательской деятельностью, когда он является студентом или аспирантом. Начинать этот процесс следует гораздо раньше – в детском возрасте. Уже в школе и даже в дошкольных учреждениях закладываются главные умения и навыки исследовательской деятельности. Детям свойственна любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Большинство исследований, самостоятельно проводимых детьми, являются спонтанными и неосознанными. Для того чтобы сделать их стройными, систематизированными и методологически грамотными, надо включать исследовательскую деятельность школьников в образовательный процесс. Широкие возможности такой деятельности дают факультативные занятия и научно-исследовательские общества учащихся (НИОУ).

     Организацию работы НИОУ можно разделить на несколько этапов.

     1 этап. Выявление учеников, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Достаточно сложный этап, так как дети, желающие заниматься дополнительно, не всегда представляют, что для любой исследовательской работы необходимы терпение, усидчивость, настойчивость, что исследовательская работа – это порой монотонный, кропотливый труд, это путь ошибок, взлётов и падений.

     2 этап. Развитие навыка анализа действительности для построения информационной модели и её изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка. Сюда входит изучение различного программного обеспечения, методов исследования, решение задач, характерных для определенной тематики.

     Последующие этапы предусматривают именно исследовательскую деятельность по конкретной теме. К ней привлекаются учащиеся, успешно прошедшие 2-й подготовительный этап.

     3 этап. Постановка проблемы. Учащийся должен четко представить, что его интересует в этой теме, над какими вопросами он будет работать, что в итоге он хочет получить, доказать и т.д.

     4 этап. Практический. На этом этапе учащийся собирает материал, проводит эксперименты, пишет программы, проверяет результаты своих исследований, консультируется с педагогом.

     5 этап. Завершение работы. Идет оформление полученных результатов, изученного и переработанного материала, отладка, оформление и апробирование полученных результатов, написанных программ, разработанных комплексов и т.д.

     6 этап. Представление результатов своей работы. Это могут быть выступления на отчётных занятиях НИОУ, научно-практических конференциях, семинарах, городских и районных конкурсах.

     Важное место в организации исследования занимает привлечение учащихся к проектной деятельности.

     «Заказчиками» проектов могут выступать учителя-предметники, администрация, а также сами учащиеся. В дальнейшем созданные проекты могут быть использованы в учебной, административной и внеклассной работе.

     Привлечение учащихся в НИОУ целесообразно начать с 5, 6, 7 классов, так как есть резерв времени на подготовительные этапы. Дети среднего звена наиболее активны, менее заняты и с удовольствием изучают все новое.

     Широкие возможности в проектной деятельности даёт использование информационных технологий. Наглядность, яркость проектов, выполненных посредством ИТ, вызывает интерес не только у авторов проекта, но и позволяет вовлечь в проектную деятельность всё большее число учащихся.

     По моим наблюдениям, в этом возрасте наиболее привлекательно программное обеспечение, которое просто в изучении и употреблении, быстро дает результат и является красочным. Лучше всего для этого использовать графические и анимационные редакторы.

     Начало исследовательской деятельности в среднем звене имеет еще один положительный момент. Наблюдая за деятельностью учащегося на протяжении 3-4 лет, учитель отслеживает тематику его работ, что в дальнейшем позволяет предложить учащемуся тему исследования или проектной деятельности, наиболее отвечающую его умениям и интересам.

     Учителю важно отслеживать сочетание степени сложности проекта, возможностей и интереса учащегося. При оптимальном сочетании повышается мотивация, растет уровень притязаний и возникает желание изучать новое, работать самостоятельно. Формируется важнейшая личностная линия – саморазвитие, самообучение, самооценка, самореализация. Именно это качество – уметь и хотеть учиться – в дальнейшем будет определять успешность профессиональной деятельности.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru