На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования. Из опыта работы


Особенности применения электронных учебных пособий в период школьной адаптации первоклассников

Елена Михайловна Задкова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
руководитель кафедры начального образования
гимназии № 9 Заельцовского района

     Опубликовано в издании «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска»: Сб. материалов 2-й науч.-практ. конф «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: информационная и методическая культура участников образовательного процесса», 29 ноября 2005 года, г. Новосибирск / Отв. за вып. Ю. Г. Молоков ; НИПКиПРО. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006.

     Сравнивая школьное обучение со строительством дома, можно сказать, что первый класс в этом процессе – основа, фундамент обучения. Как пройдет период адаптации к учебному процессу у первоклассников, от этого во многом зависит их дальнейшее успешное обучение в школе.

     Дети приходят в первый класс с разным уровнем готовности к обучению. Как пишет Безруких М.М.: «Готовность – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (организация деятельности, внимание, память, речь, развитие моторики, зрительного восприятия и др.); уровень личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию, состояние здоровья». Само слово «адаптация» обозначает приспособление к новым условиям. Главной задачей учителя в этот период является такая организация учебного процесса, которая помогла бы первоклассникам легко усваивать учебный материал, чувствовать себя психологически комфортно, «занять новое место в системе общественных отношений, включившись в учебный процесс как в серьезную деятельность, приводящую к результату, важному как для ребенка, так и для окружающих его взрослых» (И.В. Дубровина), т.е. успешно адаптироваться к новым условиям. Большую помощь учителю в решении этой задачи оказывает применение электронных учебных пособий.

     Гимназии № 9 недавно был присвоен статус экспериментальной площадки Института электронных программно-методических средств обучения Российской академии образования. Этому событию предшествовала совместная работа учителей начальных классов с научным консультантом гимназии Молоковой А.В., кандидатом педагогических наук, заведующей лабораторией ИЭПМСО РАО. Я уже четвертый год применяю в учебном процессе электронные учебные пособия для начальной школы, разработанные под ее руководством. Но только в этом учебном году, набрав первый класс, имею возможность использовать комплект электронных учебных пособий именно с самого начала обучения, в период школьной адаптации.

     Первоклассники имеют разный уровень социальной зрелости. Социально-зрелые дети испытывают потребность в общении со сверстниками и учителем, умеют подчинять свое поведение законам коллектива, что несвойственно социально-незрелым детям. Использование компьютера помогает таким детям адаптироваться в классе. Я начинаю знакомство с компьютером в группе продленного дня, которую посещает большинство учеников класса. Из 25 учеников 13 имеют домашние компьютеры, что облегчает процесс обучения. В этот период наиболее эффективной, с точки зрения адаптации детей, является работа в группах с разной социальной зрелостью. Неуверенные, робкие, замкнутые школьники, имеющие навык обращения с компьютером, начинают чувствовать себя социально-значимыми в ситуации востребованности их опыта.

     Группы из 2-4 человек наиболее эффективны, когда 2 ученика непосредственно выполняют задания, а остальные выступают в роли активных наблюдателей-консультантов, в случае необходимости дающих нужные рекомендации. Затем они меняются местами. Таким образом, устанавливаются дружеские связи между детьми, формируются их коммуникативные навыки, повышается уровень социальных умений, что способствует социальной адаптации первоклассников к новым условиям.

     Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению характеризуется, в первую очередь, обучаемостью, которая включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы, второй – перенос усвоенного правила на аналогичные задания. Электронные учебные пособия, переданные институтом гимназии, имеют структуру, позволяющую делать акцент именно на этом. Режимы работы «Учись», «Работай», «Тренажер», «Проверь себя» позволяют детям получить знания, закрепить их и проверить степень усвоения материала. Первоклассники с удовольствием выполняют учебные задания, которые имеют игровую форму, особенно детей привлекает оперативная реакция компьютера на правильность выполнения заданий.

     Уже в первые месяцы обучения была заметна высокая познавательная мотивация у первоклассников, первоначально испытывающих трудности при традиционном подходе к их обучению. Ориентируясь на индивидуальные особенности детей, я предлагаю им электронные задания различного уровня сложности, выполняя которые, дети могут успешно работать каждый в своем темпе, что повышает их самооценку.

     Таким образом, использование электронных учебных пособий в период адаптации существенно облегчает этот процесс. По результатам опроса, все 25 учеников первого класса на вопрос «Помогает ли вам компьютер учиться?» ответили положительно, 19 учеников отметили, что им нравится работать в группе, помогать друг другу, 6 учеников предпочитают работать индивидуально. Пожелания учащихся я учитываю при организации учебной деятельности, при выборе методов и приемов обучения с использованием электронных учебных пособий.

     На мой взгляд, применение компьютера на уроках и во внеурочное время существенно помогает учителю создать условия для благоприятной адаптации первоклассников.

Список литературы:

     1. Безруких, М.М. Готов ли ребенок к школе? [Текст] / М.М. Безруких. – М.: Вентана-Граф, 2001.

     2. Дубровина, И.В. Готовность к школе [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Академический проект, 2001.

     3. Молокова, А.В. Электронные учебные материалы для начальной школы [Текст] / А.В. Молокова, Т.В. Осколкова. – Новосибирск: НГУ, 2003.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru