На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования. Из опыта работы


Городская экспериментальная площадка по информатизации муниципальной системы образования как основа комплексной подготовки педагогических работников г. Новосибирска в области применения и использования ИКТ

Сергей Владимирович Федорчук,
заместитель директора
по научно-методической работе
Городского центра информатизации «Эгида»

     Развитие и широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.

     Особое значение использование ИКТ приобретает в системе образования, так как образовательный процесс в современных условиях ориентирован на усвоение учащимися широкого комплекса знаний, умений и навыков (образовательных компетенций). Конкуренция на международном рынке образовательных услуг требует активного внедрения современных образовательных технологий, педагогических новаций, целью которых является формирование интеллектуально развитой и высоконравственной, духовно богатой личности, способной к постоянному самообразованию, и главное, готовой к позитивной конкуренции. Причем относится это, в одинаковой степени и к педагогам, и к учащимся.

     В Федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы, принятой Правительством РФ 23 декабря 2005 года, данное обстоятельство еще и уточняется: «главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе». И далее, что, несомненно, еще важнее: «Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне... Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность». 1

     Основной целью государственных инвестиций в информатизацию образования становится формирование и развитие инфраструктуры единого информационного пространства. Это означает, что запланированные меры ориентированы на развитие ИКТ в сфере образования с целью увеличения доли учащихся, применяющих ИКТ в обучении, до 90% к 2010 году. При этом количество обращений участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) к информационным ресурсам, размещенным на федеральных образовательных порталах, по отношению к 2005 году должно вырасти на 50%, а объем интернет-трафика, приходящегося на обращение к информационным ресурсам, в 2 раза.

     Интерес политической власти страны к образованию неслучаен. Он основан на понимании тезиса «образование – основа воспроизводства общественных ценностей, национально-культорологических особенностей и традиций, интеллектуального потенциала страны». Глобализационные процессы современного мира стирают грани различий между цивилизациями, и чтобы выжить, нужно уметь адекватно отвечать на вызовы времени. Образование – уникальная среда, в которой здоровый консерватизм всегда соперничает с тенденциями модернистского толка, оно способно решить проблему конфликта «ментальностей», возникшую у большинства россиян после начала демократических преобразований 1990-х годов: когда «русская традиция» столкнулась с «западным универсализмом».

     Примирение двух тенденций возможно только на образовательной ниве, когда типы ценностей интегрируются в конкретный способ мышления, понятный большинству россиян. В этом смысле первостепеннейшее значение приобретает сохранение и развитие не только русской педагогической школы, но и системы образования России, которая имеет многовековую историю. Образовательная система общества является отражением его интеллектуального потенциала и историко-культурного опыта. Активность системы образования направлена на репродукцию традиционных устоев жизни общества и развитие интеллектуальных способностей каждого его члена в отдельности. Традиционно под понятием «система образования» понимается совокупность образовательных учреждений, реализующих преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности. 2

     Таким образом, образовательная система – это сложный комплекс подсистемных механизмов, объединяющих в единое целое процесс взаимодействия между педагогами и учащимися в ходе учебно-воспитательной деятельности, результативность функционирования которой определяется качеством образовательных компетенций учащихся. Среди основополагающих элементов образовательной системы можно выделить:

     - обучение как получение знаний в различных учебных заведениях;
     - воспитание как формирование качеств личности;
     - повышение квалификации;
     - культурно-просветительскую работу;
     - самообразование.

     В отечественных научных разработках проблемами реализации возможностей средств ИКТ в образовательном процессе занимается отрасль педагогической науки – информатизация образования. Информатизация образования рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей средств ИКТ, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях, включающий в себя подсистемы обучения и воспитания. 3

     При традиционном обучении основными активными (с точки зрения осуществления обратной связи) участниками учебного информационного взаимодействия являются два компонента: обучающий и обучаемый (обучающийся). При использовании средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, появляется интерактивный партнер как для обучающегося (обучаемого), так и для обучающего, в результате чего обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия. Роль обучающего как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется (смещается в направлении кураторства или наставничества).

     Таким образом, изменение структуры учебного информационного взаимодействия приводит к активному взаимодействию между обучающим и обучаемым (обучающимся) и средством ИКТ, обладающим такими возможностями, которые позволяют использование учебной информации, добытой обучающимся самостоятельно, что переводит процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного преобразования информации». А в более совершенном варианте – на уровень самостоятельной постановки учебной задачи (проблемы), выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений по искомой закономерности.

     В связи с этим необходимо обеспечить любому специалисту сферы образования подготовку в области применения и использования ИКТ в его профессиональной деятельности, которая будет гарантировать необходимый уровень информационной культуры члена информационного общества и определенный уровень профессиональной подготовки, ориентированной на специалиста определенного профиля сферы образования.

     Подготовка работников образования должна носить дифференцированный характер в зависимости от многих условий (профиль учителя-предметника, уровень решения управленческих задач, обязанности организатора учебно-воспитательного процесса, проблемы, решаемые ответственным за технико-технологическую поддержку процесса информатизации образования). 4

     В настоящее время в г. Новосибирске сформировалась система повышения квалификации и переподготовки работников муниципальной системы образования в области применения и использования ИКТ. Ее основой служит Городская экспериментальная площадка по информатизации образования (ГЭП), которая включает в себя центр «Эгида» и 15 базовых школ.

     Во всех районах города функционируют методисты по информационным технологиям, деятельность которых ориентирована на поддержку процессов информатизации образования на местах.

     Базовые школы ГЭП имеют выход в Интернет и подключены к городской локальной сети (интранет). На сайте центра «Эгида» (http://egida.nios.ru/), расположенном на информационно-образовательном портале Главного управления образования мэрии Новосибирска (http://nios.ru/), функционирует специальный раздел «ГЭП» (http://egida.nios.ru/methodical_department/exp.php), повествующий о проблемах и перспективах, задачах и результатах деятельности базовых школ. Деятельность базовых школ направлена:

     - на обучение работников муниципальной системы образования районов по программам базовой подготовки и Intel «Обучение для будущего»;
     - на консультирование педагогов по вопросам методики преподавания информатики и ИКТ, проектной деятельности и технологии применения электронных средств обучения;
     - на проведение семинаров для работников образования по различной проблематике: методика преподавания информатики и ИКТ, проектная деятельность, применение ИКТ в начальной школе и управленческой деятельности, дистанционное обучение, Интернет и медиаресурсы (базовая школа проводит в год 1–2 семинара);
     - на разработку и апробацию учебно-методических материалов образовательного характера.

     В рамках ГЭП по различным проблемам информатизации образования было проведено 30 общегородских мероприятий, которые посетило свыше 850 человек. За 2004–2006 годы в рамках ГЭП прошли обучение 2 238 работников муниципальной системы образования (в 2003 году – 574, 2004 году – 582, 2005 году – 598, 2006 году – 565 человек).

     Центр «Эгида» является городским ресурсным центром и организует обучение работников муниципальной системы образования по программам вторичной подготовки (второй и третий уровни сложности – проектная деятельность, языки программирования, сайтостроение и т.д.). Обучение проводится на основании государственной лицензии по 41 учебной программе, в том числе:

     - основы работы на ПК для различных категорий работников муниципальной системы образования (в том числе для руководителей образовательных учреждений и муниципальных служащих);
     - удаленное рабочее место бухгалтера АС УРМ «Бюджет» и повышение квалификации технических специалистов образовательных учреждений;
     - информационные технологии в издательской деятельности, интернет-технологии, проектная деятельность и Intel «Обучение для будущего»;
     - основы сайтостроения и компьютерной графики, мультимедийные технологии и языки программирования.

     При этом центр «Эгида» использует следующие формы организации обучения слушателей:

     - недельные и двухнедельные курсы с отрывом от производства;
     - учебные курсы без отрыва от производства (по методическим дням, выездные – по заказу образовательных учреждений);
     - 200-часовая программа обучения педагогов без отрыва от производства (по методическим дням);
     - проведение семинаров и практикумов (в т.ч. и на основе видеотехнологий);
     - дистанционное обучение учителей информатики и ИКТ (с сентября 2007 года).

     В результате нашей деятельности повышение квалификации в области применения и использования ИКТ в МУДО ГЦИ «Эгида» прошли 2 598 человек (в 2004 году – 921, 2005 году – 967, 2006 году – 926), что составляет примерно треть всех обученных в городе. По окончании учебных курсов слушатели получают документ государственного образца. Для слушателей курсов сотрудниками центра «Эгида» было выпущено 6 учебно-методических пособий по различным программам подготовки. 5

     Одним из важных компонентов деятельности центра является методическая работа, которая ведется по следующим направлениям:

     - совещания с преподавателями базовых школ в рамках ГЭП и с методистами по информатизации;
     - практикумы для преподавателей начальных классов;
     - мероприятия, связанные с проведением городских конкурсов;
     - участие методистов центра в районных и городских мероприятиях;
     - семинары для преподавателей и администраторов образовательных учреждений по дистанционным формам обучения, методике преподавания информатики и ИКТ, профильному обучению, использованию ИКТ в управлении и др.;
     - учебно-методические семинары по заявке образовательных учреждений.

     В результате за 2004–2006 годы центром «Эгида» было проведено 52 семинара, которые посетило 1 334 педагога (в том числе и совместные семинары с ГНУ ИЭПМСО РАО и НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО).

     В соответствии с Городской программой информатизации была развернута сеть школьных экспериментальных площадок по внедрению электронных учебных пособий в образовательный процесс, координатором деятельности которых выступает НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО. В настоящее время опыт экспериментальных школ обобщен и внедряется в педагогическую практику через систему научно-методических семинаров для учителей и методистов, совместные мероприятия с центром «Эгида».

     Институтом электронных программно-методических средств обучения РАО и НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО за 2004–2006 годы было проведено 42 научно-методических семинара для учителей и руководителей образовательных учреждений, которые посетило свыше 1 200 человек. За этот же период было проведено свыше 40 общегородских мероприятий по внедрению ИКТ в образовательный процесс для учителей, методистов и руководителей образовательных учреждений (семинары, круглые столы, конференции). В них принимало участие около 2 500 работников муниципальной системы образования. За период с 2004 по 2006 год при активном участии сотрудников ГНУ ИЭПМСО РАО и НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО было организовано 29 педагогических советов и административных совещаний по проблемам внедрения ИКТ в образовательный процесс.6

     В центре «Эгида» работает точка доступа в Интернет и медиатека для работников муниципальной системы образования (136 электронных изданий учебного назначения) и база данных по выпускным работам слушателей курсов, которая доступна всем педагогам. Преподаватели получают качественные и профессиональные консультации по поиску Интернет-ресурсов и использованию медиаресурсов. Методистами центра создаются аннотированные каталоги ресурсов Интернет по нормативно-правовой базе, проблемам управления образованием, педагогике и методике преподавания. Центр «Эгида» продолжает работу по созданию каталогов Internet-ресурсов для преподавателей различных учебных дисциплин. Для учителей города, слушателей курсов и семинаров центра «Эгида», посетителей точки свободного доступа мы можем предложить упорядоченные ресурсы по 17 направлениям, в том числе и для руководителей образовательных учреждений. В настоящее время начата систематизация Internet-сайтов, представляющих ресурсы российских и зарубежных музеев.

     С февраля 2005 года центр «Эгида» при поддержке Главного управления образования мэрии Новосибирска проводит городские интерактивные конкурсы для учителей и учащихся образовательных учреждений, в том числе, конкурс сайтов образовательных учреждений, «Мой Новосибирск», электронных и мультимедийных учебно-методических разработок по информатике и ИКТ и электронных учебников среди школ. Например, в мае 2005 года на базе МОУ гимназии № 2 прошел I фестиваль школьных студий компьютерной графики, который наглядно показал высокий уровень выставляемых работ.

     Мы считаем, что обеспечение муниципальной системы образования подготовленными в области ИКТ кадрами является проблемой первостепенной значимости, решать которую необходимо в системе, исходя из основной задачи современного российского образования – формирования устойчивых условий для личностного совершенствования человека и развития креативных задатков всех участников образовательного процесса.

Источники

     1. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образо-вания на 2006 - 2010 годы» // http://nios.ru/documents/nation/3.doc

     2.Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ru \\ http://slovari.yandex.ru

     3. Роберт И. В., Козлов О. А. Развитие концепции подготовки кадров информатизации образования. ИИО РАО, Москва // http://2005.edu-it.ru/docs/1/1-12.Robert,Kozlov.doc

     4. Роберт И. В., Козлов О. А. Указ. соч.

     5. В 2005 – 2006 годах МУДО ГЦИ «Эгида» были выпущены:

     - Голик Т. А. Редактор векторной графики CorelDraw: учеб. пособие / Под ред. Федорчука С. В. – Новосибирск: Изд-во МУДО ГЦИ «Эгида», 2006.

     - Жирнова Л. В., Кириллова Н. А. Основы работы на ПК (учебно-методическое пособие) / Под ред. Федорчука С. В. – Новосибирск: Изд-во МУДО ГЦИ «Эгида», 2005.

     - Кириллова Н. А. Образовательные ресурсы Интернет / Под ред. Ларгина И. Д., Федорчука С. В. – Новоси-бирск: Изд-во МУДО ГЦИ «Эгида», 2006.

     - Попова Е. С. Методические рекомендации по внедрению (использованию) информационных технологий в ра-боте (психолога) психологической службы: учеб. пособие / Под ред. Ларгина И. Д. – Новосибирск: Изд-во МУДО ГЦИ «Эгида», 2006.

     - Удаленное место бухгалтера (АС УРМ «Бюджет»): пособие по программе / Под ред. Федорчука С. В. – Ново-сибирск: Изд-во МУДО ГЦИ «Эгида», 2006.

     - Шарапова Т. И. Обучение слепому десятипальцевому методу письма: учебное пособие / Под ред. Ларгина И. Д. – Новосибирск: Изд-во МУДО ГЦИ «Эгида», 2006.

     6. По данным НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru