Взгляд педагога: о концепции изучения информатики в школе
|
Михаил Александрович Выграненко,
учитель информатики
первой квалификационной категории
гимназии № 12 Калининского района
|
Уже позади 20-летний юбилей информатики как полноправного школьного предмета, и, казалось бы, пора нам, коллеги, подравниваться в едином учебном строю, базироваться на чём-то общем, несмотря на стремительную технологическую эволюцию. Но ситуация удручающая – «кто в лес, кто по дрова». Или, если продолжать строевую лексику – «сено-солома». Я имею в виду, прежде всего, директивную, управленческую составляющую учебной работы, несмотря на непрерывное экспериментирование, ежегодные инновации «высоких штабов». Есть, конечно, в этом благотворный момент – свобода рядового учителя, мыслящего и увлечённого энтузиаста. Однако надежда на энтузиастов – дело зыбкое, свойственное первым шагам на пути любого важного дела, а ведь «уже позади 20-летний юбилей…» и т. д., см. начало. Гораздо печальнее беспорядок, который разрушает серьёзность предмета, делает его декоративным и поверхностным. Не дождавшись (и не дожидаясь) внятной современной концепции предмета, предлагаю её сам на основе своего учительского, житейского и родительского опыта.
Название и структура предмета
Думаю, что для начала следует утвердиться с названием предмета, так как официально оно регулярно меняется: ОИВТ, Информатика и КТ, ИиИКТ, и т. д., и т. п. Все учителя, ученики и их родители, все школьные администраторы и чиновники разных уровней, все методисты, разработчики и исследователи всегда называли и называют его «информатика», и хорошо бы так тому и быть.
Что касается общей структуры предмета, можно принять позицию, закрепившуюся в последнее десятилетие и разделяющую информатику на три этапа освоения:
1. подготовительный (пропедевтика);
2. базовый;
3. продолженный.
Подготовительная информатика
Первый этап школьной информатики охватывает начальные и 5-6 классы. Я убеждён, что как учебному предмету со всеми его атрибутами – учебником, рабочей тетрадью, домашними заданиями, контрольными работами, опросами и оценками – информатике на этом этапе существовать не нужно. Это не продуктивно, несмотря на тенденцию последних лет погрузить детей в эту область чуть ли не с детсадовского возраста, приводит к информатике «в развлечениях, играх, песнях и плясках» и дальнейшей облегченности, поверхностности и несерьёзности предмета. Этому способствует и объективная невозможность отвести для предмета больше 1 учебного часа в неделю, и недостаток математической базы у детей этого возраста (не забудем, что информатика – в значительной мере математическая дисциплина). Так что лучше оставить эти классы для совершенствования главным образом в чтении, письме и счёте, а информатику проводить в виде дополнительных занятий компьютерной поддержки общеобразовательных предметов. В какой форме – дополнительной ли образовательной услуги, кружка, факультатива или занятия группы продлённого дня – решать конкретному учреждению образования. Для таких занятий существует обширное и в значительной части весьма занимательное программное обеспечение, которое, к сожалению, остаётся за пределами нынешних учебных курсов и учебных пособий для этих классов. А сэкономленное учебное время следует передать в пользу базового или продолженного курсов.
Неоднозначно положение 7-го класса в структуре школьной информатики. С одной стороны, считаю возможным ведение полновесных уроков в объёме 1 часа в неделю, но не в рамках базового курса, а как предварительный курс, «Введение в информатику». В нём следовало бы сделать акцент на следующих моментах:
- изучение клавиатуры компьютера и приобретение основательных навыков работы с ней, уверенное владение манипулятором «мышь» при изучении общего раздела «Компьютер и его аппаратное обеспечение»;
- изучение внешнего вида (интерфейса) операционной среды Windows и его элементов, приобретение навыков в совершении действий в ней и с её основными объектами (файл, папка) при изучении общего раздела «Компьютер и его программное обеспечение»;
- решение задач элементарного обслуживания компьютера, обеспечения его безопасной и бесперебойной работы;
- знакомство с некоторыми простыми приложениями и создание простых документов (текстовых, графических, звуковых);
- знакомство с компьютерными возможностями по передаче информации (в рамках локальной сети, в телекоммуникациях).
С другой стороны, учитывая особенности возраста, я предпочёл бы отнести 7 класс к этапу пропедевтики и не давать в нём уроков.
Базовый курс
Базовый курс информатики – это пространство 8-9 классов, как это и определено действующим федеральным компонентом государственного стандарта. Перенос базового курса из старшей школы в среднее звено произошёл в последние годы (и не везде, наверное, ещё завершился) и связан с идеей профильного образования, которая стремительно и, прямо сказать, навязчиво проводится в административном порядке. Очевидность этой идеи неоднозначна, выгоды сомнительны, а скорость процесса приводит к непродуманным решениям и просто ошибкам.
Нагрузка, считаю, должна быть 2 часа в неделю и для 8-го, и для 9-го класса (стандартом задано 1 и 2 часа соответственно). Больше – нет возможности, т. к. это потеснит какую-то другую предметную область, и меньше – нецелесообразно, т. к. упрощает курс до примитивности. Здесь существует осложнение в виде действующего требования не сдваивать уроки в среднем звене, весьма спорного в отношении информатики. Что ж, можно вести занятия и разрывно, хотя двойной урок во всех отношениях предпочтительнее, и любой профессионально подготовленный учитель знает, как при этом не нарушить требования СанПиНов.
Сегодняшние руководящие подходы к содержанию базового курса не могут не вызывать естественного возмущения любого практикующего учителя информатики, даже и с минимальным опытом работы, так как не учитывают умственного, психологического, эмоционального развития учащихся этого возраста. А подходы эти просты: вложить в базовый курс все возможные темы и все известные направления развития информатики, даже если для этого будет отведено не больше урока. В среднем, для этого и не может быть отведено больше, анализируя содержательный объём учебного материала, предусмотренного действующим стандартом. В результате – исключительно поверхностные знания и завышенная самооценка учащихся с одной стороны, разочарование и уныние учителя – с другой. Базовый курс информатики для школьника – это не значит освоить всё, известное разработчикам учебных программ, это значит получить крепкие основы знаний и навыков, необходимых для успешного обучения в дальнейшем. Механическое перенесение учебного материала в связи с перемещением базового курса из старшей школы в среднее звено считаю недопустимым. Поэтому предлагаю следующий состав его содержания.
1. Информация и информационные процессы:
- определение информации и информационных процессов, их место в окружающем мире;
- кодирование, измерение и количество информации;
- компьютер как главный инструмент в современных информационных процессах.
2. Компьютер и его программное обеспечение (ПО):
- определение и значение программы, ПО и его виды;
- операционная система Windows и её внешний вид (интерфейс);
- файл и папка как основные объекты Windows: определение, признаки, действия;
- файловая система и адрес файла/папки.
3. Компьютер и его аппаратное обеспечение (АО):
- определение и состав компьютера, его функциональная схема, виды и принципы построения;
- процессор и внутренняя память компьютера;
- устройства ввода информации;
- устройства вывода информации;
- устройства внешней памяти (носители информации);
- устройства соединения и коммуникации.
4. Основы технологии создания текстовых документов (ТД):
- кодирование текстовой информации в компьютере, форматы текста и конвертирование форматов;
- определение текстового редактора и объекты ТД;
- форматирование ТД и установка необходимых параметров перед началом работы;
- набор, сохранение и редактирование ТД;
- графическое оформление ТД;
- построение таблиц в ТД и действия с ними.
5. Основы технологии создания графики:
- кодирование графической информации, форматы графики и конвертирование форматов;
- понятие растровой графики, её преимущества и особенности;
- понятие векторной графики, её преимущества и особенности;
- основы компьютерной анимации.
6. Основы мультимедиа-технологии:
- понятие мультимедиа-технологии и её место в современном информационном мире;
- создание мультимедиа-продукта на примере компьютерной презентации;
- представление звука в компьютере, форматы звука;
- представление видео в компьютере, форматы видео.
7. Основы технологии создания электронных таблиц (ЭТ):
- определение табличного редактора и ЭТ, элементы и объекты ЭТ;
- построение ЭТ и оснащение её вычислительными формулами, оформление ЭТ;
- функции в ЭТ и адресация ячеек;
- решение простых информационных задач с использованием ЭТ;
- оформление решений в виде диаграмм и графиков.
8. Основы телекоммуникационной деятельности и поиска информации:
- понятие компьютерных телекоммуникаций, компьютерная сеть и её виды;
- АО и ПО компьютерных сетей;
- глобальная сеть Интернет, её организация и ресурсы;
- просмотр, поиск и сохранение информации в Интернет;
- знакомство с электронной почтой.
9. Основы алгоритмизации и программирования:
- алгоритм, его свойства и способы представления;
- исполнитель алгоритма, его система команд и исходное состояние, сообщения об ошибках и отказ исполнителя, компьютер как идеальный исполнитель алгоритмов;
- порядок решения задач при построении алгоритмов и программ;
- общие сведения о языке программирования (ЯП) как средства алгоритмизации решения задач: основные символы и режимы работы, понятие оператора и команды, организация данных и действий в ЯП, оформление и сохранение программы, ввод и вывод информации в ЯП;
- программирование графических построений;
- линейный алгоритм и оператор присваивания в ЯП;
- алгоритм ветвления и условный оператор в ЯП;
- алгоритм цикла и его виды, оператор цикла с параметром в ЯП;
- преобразования текста и текстовые функции в ЯП;
- вспомогательный алгоритм и метод пошаговой детализации при составлении алгоритмов, подпрограмма и её виды в ЯП;
- понятие массива, его размера и размерности, свойства элементов массива, понятие индексированной переменной;
- определение массива в программе, его заполнение и вывод, решение задач с использованием массива.
Продолженный курс
Информатика в старших классах (10-11), согласно проводимому в настоящее время переходу на профильное обучение, должна разделяться на два варианта. Первый, условно назову его обычный продолженный курс, предназначен для тех классов, где информатика не является профилирующим предметом, и оптимальная недельная нагрузка для него – 2 часа. Он никак не может быть базовым, как это определено нынешним стандартом, так как базовый курс информатики предусмотрено изучать в 8-9 классах. Что касается содержания этого курса, то оно, как мне представляется, совершенно не продумано на сегодняшний день, и имеет место простое переписывание изученных в базовом курсе тем с нагромождением новомодных понятий и терминов. Думаю, что в практической своей части этот курс должен в какой-то мере отражать соответствующий профиль класса. Однако для любого профиля считаю обязательным для изучения в этом курсе следующее:
- вероятностный и количественный подходы к измерению информации, закрепление навыков подсчёта количества информации;
- информационная система, информационное общество и информационная культура, правовые основы работы с информацией;
- современное состояние АО и ПО компьютера, сервисное ПО, архивирование информации и антивирусное обслуживание;
- компьютерный документооборот и делопроизводство;
- логика как основа построения компьютера и решения задач с его помощью;
- формализация и моделирование решения задач различных предметных областей;
- основы технологии создания и использования баз данных;
- телекоммуникационные возможности компьютера и система World Wide Web (WWW);
- основы технологии создания Web-ресурсов.
Второй вариант курса, собственно профильный, должен изучаться в классах соответствующего профиля (математический, физико-математический, информационно-математический, информационно-технологический). Он требует учебной нагрузки не менее 3 часов в неделю, и его содержание обязательно должно включать всё перечисленное для первого варианта. Увеличение времени освоения предмета связано, прежде всего, с углублением практической составляющей курса, увеличением объёма и усложнением заданий, расширением проектной деятельности. Тем не менее, содержание этого курса нужно дополнить изучением:
- систем счисления, их взаимосвязи и операционных правил (в особенности двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной), как математическому аппарату физического смысла кодирования информации;
- способов представления различной информации (аналогового, цифрового) и соответствующих устройств;
- состава и загрузки операционной системы, низкоуровневой командной среды для её установки, восстановления и настройки;
- типов различных устройств в составе компьютера, особенностей их работы, подключения и настройки;
- объектно-ориентированной среды визуального программирования.
Учебники и пособия
Учебники, учебные и методические пособия, дидактические материалы – не теряющий своей остроты вопрос на всём протяжении существования информатики в школе. И это при том, что было и существует много изданий по информатике, включая периодику. Часто складывается ощущение, что отсутствует элементарное профессиональное рецензирование, не говоря уж об обсуждении в широкой учительской среде.
Думаю, что на этапе пропедевтики предмета нужны только методические разработки для учителя. Хорошо, если с приложением необходимого ПО или надёжными рекомендациями по использованию ПО свободного доступа.
Конечно, базовый курс требует учебника. Его главными признаками должны быть универсальность, относительная долговременность (не менее 3-5 лет, ежегодное переиздание и переформирование учебных комплектов авторами считаю недопустимым), тщательный расчёт на соответствующий возраст в отношении изложения материала, невысокая цена, доступность (и по месту, и по времени года), низкий вес (мягкая обложка). Думаю, что лучше разделить учебник и практическое пособие для того, чтобы комплектом последнего оснастить школьный кабинет и не загружать им портфели учащихся. Вместе с методическим пособием для учителя это составит три книги.
То же самое можно отнести и к продолженному курсу, только в двух вариантах в соответствии с вышесказанным.
Заключение
Вот уже несколько лет в Новосибирске идет речь о создании региональной ассоциации учителей информатики. Вроде бы, она уже и создана, но так как никто чётко не представляет, чем она должна заниматься, то никакой деятельности и не заметно. Я предлагаю: давайте разработаем региональную версию школьной информатики (вспомним, например, пермский вариант). Не претендуя на безупречность своей концепции, призываю в процессе виртуальной или очной дискуссии выработать единые программы, залицензировать их, написать в соответствии с ними учебники, практикумы и методические пособия для учителя, отпечатать их на местной производственной базе, подать на грифование в министерство и т. п. Неужели в нашем городе недостаточно квалифицированных специалистов для этого? Почему нам приходится решать кучу проблем с поиском, покупкой, а затем адаптацией для нормальной работы питерских и московских учебников? Для решения этой задачи именно сейчас возникли реальные условия: возможность виртуального общения на серверах городского и областного отделов образования, интерактивная газета и т. д. И на энтузиазм учителей пока еще можно рассчитывать. А делать это нужно именно учителям, иначе всё будет так, как есть.
|