На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Точка зрения


Проблемы учителя информатики и варианты их решения

Надежда Степановна Лопатина,
учитель информатики
высшей квалификационной категории
лицея №200 Заельцовского района

     Если выразиться коротко, то проблемы можно обозначить следующим списком:

     1. Предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в Новосибирске. Почему переподготовке учителей информатики в нашем регионе нет должного внимания?

     2. Информированность и общение учителей информатики. Наличие у большинства школ высокоскоростных линий практически обеспечено, почему же до сих пор мы передаем друг другу информацию в основном по телефону? Как обмениваемся опытом, своими наработками?

     3. Сотрудничество учителей информатики с преподавателями других школьных дисциплин. Это дополнительная нагрузка или стимул творческой активности?

     А если подробнее, то, с одной стороны, присутствию каждой из этих проблем можно найти оправдание, а с другой – каждый учитель информатики, сталкиваясь с ними, пытается решать эти проблемы так, как это ему по силам, или никак не решать.

     «Нет такой другой дисциплины, содержание и методику преподавания которой мы можем/вынуждены менять, чуть ли не каждый год» Эта мысль постоянно обсуждается на форумах преподавателями информатики, и здесь все объективно, так как связано это в первую очередь с тем, что Computer Science – сейчас одна из самых динамично развивающихся наук.

     А далее две, как мне кажется, противоречащие друг другу проблемы обучения в вузах: «Дисциплина Информатика, наряду с базовыми дисциплинами, такими как математика, пронизывает все дисциплины всех курсов – с первого до последнего».

     «Студентов учат тому, что они уже давно должны знать (освоить в средней школе), но не знают по разным причинам – недостаточное число компьютеров (и в школе, и дома), нет учителей по этому предмету и т.д.».


     И еще одна мысль. Дмитрий Шавович Матрос, доктор математических наук, профессор Челябинского педагогического университета, на курсах которого в октябре мне довелось учиться, высказался по поводу информатики так: «Преподавание информатики слишком сильно зависит от квалификации учителя» . У него это прозвучало как-то неодобрительно, осуждающе даже.

     Но это не проблема нашей дисциплины, а еще одно подтверждение того, что подготовке учителей информатики и, в большей степени, переподготовке необходимо уделять много внимания.

     Ни для кого не секрет, что информатика самая «дорогостоящая» дисциплина среди всех преподаваемых в школе. Ну и коли качество обучения учеников информатике так дорого обходится, и зависит не только от уровня технического оснащения школы, но и от нашей подготовленности, необходимо прилагать достаточные усилия и средства на повышение квалификации учителей информатики.

     Я не имею в виду обучение предметников информационным технологиям – это отдельное направление, которое достаточно эффективно развивается, хотя и там много проблем, а говорю о переподготовке учителей информатики, обучении их новым направлениям, выходящим, пока, за рамки школьной программы (3-мерная и анимационная графика, обработка видео-информации, клиент-серверные технологии, языки программирования С, РНР, Java, JavaScript и многое другое). К сожалению, обучать нас этим новым и востребованным в среде учителей информатики средствам программирования в Новосибирске никто не торопится.

     В конце концов, возможна организация дистанционного обучения по таким направлениям. А у нас впервые в 2006 году для учителей были организованы бесплатные дистанционные курсы по Macromedia Flash, которые по каким-то причинам прекратили свою работу, едва начавшись. Слушателей курсов даже не проинформировали о причине прекращения их работы.

     Я уже слышу возражения, что в сети можно найти самые разные курсы. Да, согласна, но учителю они недоступны, так как в большинстве своем очень дороги.

     Так, на сайте http://iit.metodist.ru/ – «Информатика и информационные технологии. Лаборатория информатики МИОО» есть возможность пройти обучение дистанционно по 5 направлениям, но моя попытка зарегистрироваться по одному оказалась безуспешной, во-первых, потому что поток слушателей уже был сформирован (хотя до начала занятий оставалось более двух месяцев), а во-вторых, стоимость обучения на курсах для не москвичей 3000 рублей.

     Или курсы, ориентированные на начинающих учителей, (сайт http://edu.1september.ru/ – «Педагогический университет. Первое сентября»). Стоимость обучения около 1000 р.

     Еще один адрес: http://oso.rcsz.ru/ – дистанционное обучение. Обучающие сетевые олимпиады. Сообщество Инфо-Net; пока только прошла у них регистрацию. Оценить качество обучения еще не могу.

     Но почему в Новосибирске не организована подготовка для учителей информатики и дистанционная в том числе? А может быть они организованы, а мне по какой-то причине неизвестно о них?

     Тогда новый вопрос: «Информированность и общение в сети. Обмен опытом».

     При обучении информатике учителю стоит не раз вспомнить о классических дидактических принципах, сформулированных еще со времен Яна Амоса Коменского. При изучении любого материала учителю необходимо так организовать учебную деятельность учащихся, чтобы:

     1) они двигались от простого к сложному, от знакомого и доступного к незнакомому;

     2) они могли не только слышать, но и – прежде всего – видеть то, о чем говорит учитель (принцип наглядности – "золотое правило дидактики");

     3) они могли применить полученные знания на практике.

     Девизом нашей работы должно стать:

     Услышал – забыл, увидел – понял, сделал – узнал.

     На семинарах различных уровней давно уже идет речь о создании ассоциации учителей информатики. Собрать нас вместе – это целая проблема.

     Но что так сильно мешает организовать виртуальный форум? Почему на Новосибирском официальном образовательном сайте nios.ru отсутствует возможность обсудить общие проблемы – форума нет.

     А ведь такое общение могло способствовать не только решению проблем общеорганизационных, но и обмену опытом, способствовать реализации второго принципа Коменского и не только в преподавании информатики.

     Теперь практически у большинства школ есть проекторы, но что мы показываем своим ученикам на уроках? Среди цифровых образовательных ресурсов для информатиков – это «Вычислительная математика и программирование», есть еще диск «Информатика в видеосюжетах» автора Соловьевой. Выбор не велик, и поэтому каждый учитель готовит средства наглядности сам. Давайте организуем общую копилку.

     В этом году «Эгида» проводит конкурс образовательных ресурсов, созданных учителями информатики. Это очень хорошо, только вот сроки окончания большинства конкурсов, когда обычно кипит завершающая работа над проектами, совпадают со сроками проведения предметных олимпиад. Дети в конкурсах и олимпиадах обычно заняты разные, но ведь руководители-учителя одни и те же. Мое пожелание: давайте, теперь уже, конечно, в будущем учебном году отнесем этап сдачи конкурсных проектов на более поздний период – февраль, март, например.

     И еще, у каждого из нас есть много материала, полезного в каждодневной работе учителя, но не конкурсного характера, именно поэтому копилка нашего Новосибирского образовательного ресурса и пригодилась бы, а участие учителя в организации и подготовке таких материалов могло быть учтено при прохождении аттестации.

     А то складывается впечатление, что у нас в Новосибирске информатикам и опубликовать в сети нечего. (Кстати сказать, на сайте websib.ru в разделе Информатика/Лучшие аттестационные работы помещен мой самоанализ, а ему уже скоро 5 лет, и опубликована работа без моего на то согласия).

     Но многим из нас при подготовке описания своей технологии или написании самоанализа было предложено сдать в электронном виде дидактические материалы, из них могла быть создана, думаю, неплохая поддержка курса информатики.

     Г.А. Звенигородский еще в 80-е годы говорил, что разработка средств программного обеспечения школьного образовательного процесса по разным предметам должна стать делом самих школьников, воплощением их опыта в изучении информатики и профессиональной ориентации.

     Цифровых образовательных ресурсов по физике, химии, географии достаточно много. Но когда при проведении базовых курсов по ИТ и на семинарах по применению инновационных технологий для учителей района мы показываем проекты своих учеников, это вызывает неподдельный интерес у предметников.

     Многие учителя используют метод проектов – вот средство для применения в обучении информатике (и не только в информатике) третьего принципа Коменского (ученики могли применить полученные знания на практике).

     И снова напрашивается вопрос об обмене опытом и преемственности.

     Компьютер давно перестал быть редкостью, сейчас он есть практически в каждой семье. И если он остается для школьника только источником развлечений и отдыха, это наша (учителей в первую очередь, родителей во вторую) недоработка.

     Необходимо занять время, проводимое учениками за компьютером дома творческими делами, отвлекающими их от компьютерных игр и бесцельной болтовни в чатах.

     Сотрудничество учителей информатики с преподавателями других школьных дисциплин. Это дополнительная нагрузка или стимул творческой активности?

     Многие наши учителя с полным пониманием проблем создания информационных обучающих средств подходят при выборе рекомендуемых тем учащимися для самостоятельной проектной работы по информатике. На этом этапе от учителя информатики требуется сотрудничество с учителями-предметниками.

     Через реализацию совместных проектов математика-информатика, обществознание-информатика и др., на уроках информатики средствами интеграции достигаем цели увеличения интенсивности образовательного процесса. На этом этапе четко проявляются склонности и способности ученика. Не все станут специалистами в области информационных технологий: программистами и системными администраторами, но каждый наш ученик найдет применение информационным технологиям в своей профессии.

     Достижение этой цели реализуемо через проектную деятельность. На этапе изучения новых технологических сред школьники на уроках могут выполнять аналогичные по сложности, но различающиеся по содержанию задания. А для наиболее способных, уже на этом этапе можно и нужно задать индивидуальное задание, заинтересовать их в самообразовании, дать через реализацию творческого проекта персональную траекторию обучения одаренного ученика.

     Если эту цель удается успешно достичь, то через некоторое время у такого талантливого ученика появляется возможность поучиться и учителю. Такой результат, когда ученик обгоняет учителя, считаю своей особой удачей. Иногда, не часто (таланты – это редкие сокровища) раз в два, а то и в три года случаются такие удачи. Могу гордиться своими выпускниками 2005 г., 6 человек из этого выпуска поступили в НГТУ на ФПМИ. Среди них особенно талантливые Алексей Ашурок (автор широко используемой в нашем лицее и не только у нас программы ADSoftTester, разработчик сайта http://adtester.h15.ru/) и Андрей Анненков (автор самоучителя по теме «Логика»). Работы этих ребят и еще одну «Тренажер по теме «Системы счисления» (автор работы Владимир Непрынцев) в 2006 г. мною были отправлены на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (сайт http://portfolio.1september.ru/).

     На первых порах сложно было привлечь предметников к совместным творческим проектам. Важнейшую роль в активизации использования средств ИКТ играет научный консультант нашего лицея, кандидат педагогических наук Анна Викторовна Молокова. Её умение организовать и направить деятельность учителей на использование опыта практического применения информационных технологий в их преподавательской деятельности поражает своей эффективностью.

     Круг учителей, использующих ИКТ в своей педагогической практике: и в образовательной, и в воспитательной работе – постоянно расширяется, все больше учителей вовлекаются в поисково-исследовательскую деятельность лицея. Создаются творческие коллективы из детей и учителей, нацеленные на решение одной проектной задачи.

     Средствами информатизации решаются задачи работы с одаренными детьми, вовлечение массового ученика в творческий процесс, происходит усиление воспитательного эффекта образования.

     Ряд проблем учителя информатики не обозначен мною вообще. Среди них, наверное, можно назвать олимпиадную подготовку и участие в сетевых проектах, создание и сопровождение школьного сайта и еще многие другие. Мне бы хотелось, чтобы все эти проблемы мы не только обсуждали, но и искали вместе пути их решения.

     E-mail: lnslns@mail.ru

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru