На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Точка зрения


Человеческий фактор в программе информатизации

Мария Викторовна Выграненко,
методист Городского центра
информатизации «Эгида»;
учитель информатики
высшей квалификационной категории
гимназии № 12 Калининского района

     Действующая программа информатизации образования направлена на усовершенствование технических возможностей образовательных учреждений. И действительно, в образовательных учреждениях уже заметно увеличился и обновился компьютерный парк, практически все школы подключены к сети Интернет. Десять лет назад для нас такие условия казались сказочными. Вроде все замечательно. Но оказывается, что в этих чудесных условиях стало некому работать. По городу катастрофически не хватает учителей информатики и методистов районных отделов образования по этому направлению. Замечательные классы стоят запертыми. Как же так получилось, что из программы информатизации выпал человеческий фактор, ведь без учителя вся эта техника – груда железа? Почему с поступлением техники и увеличением круга обязанностей не вводятся официальные ставки для обслуживания техники, сетевого администрирования, обслуживания точки доступа к сети Интернет? Ставка лаборанта или, в лучшем случае, техника не имеет ничего общего с зарплатой, например, системного администратора в любой фирме.

     С каждым годом растет нагрузка учителя информатики. В связи с нехваткой учителей, многие работают по совместительству в двух-трех школах. Тем, кому повезло, администрация выделяет много часов в собственной школе, но, как правило, по часу в неделю в классах с 5 (а то и со второго) по 11. Правда, в этом случае количество подготовок и количество журналов, которые нужно вовремя заполнять, превышает все мыслимые нормы. И при такой учебной нагрузке на учителя информатики ложится еще огромное количество технической и внеучебной работы, которая вменяется ему в обязанность различного рода директивными документами. Например:

     Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях.

     13.08.2002 № 01-51-088ин

     Органам управления образованием субъектов Российской Федерации

     Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях.

     Анализ использования компьютеров в образовательном процессе показал, что они применяются, в основном, для изучения информатики в рамках учебного предмета.
Оказывается, изучение информатики – это плохо. В связи с этим Министерство считает необходимым рекомендовать органам управления образованием субъектов и муниципальных образований Российской Федерации принять срочные меры по увеличению времени использования компьютеров в обучении другим предметам. Обучаем. Но очень трудно согласовать время проведения урока по заказу в каком-либо классе по определенному предмету. Обычно урок на заказ – личное время учителя информатики. В некоторых школах появились проекционные кабинеты для этих целей, но оплата труда работника такого кабинета не регламентирована никакими документами. Все на усмотрение администрации. Особо обращаем внимание на необходимость организации доступа и использования компьютерной техники учащимися во внеучебное время. Организуем! В свое личное время! Участвуем в телекоммуникационных проектах, конкурсах, викторинах и т.п. И все это исключительно на энтузиазме и «в свободное от работы» время! Интересно, из каких средств должен оплачиваться этот второй рабочий день учителя информатики? Число факультативов постоянно сокращается. Рассчитывать только на то, что директор «подкинет» премию из надтарифного фонда? Но если это провозглашается, как главная линия в информатизации, хотелось бы чего-то более конкретного. При этом рекомендуем государственным и муниципальным органам управления образованием рассмотреть вопрос о введении в штатное расписание общеобразовательных учреждений должности заместителя директора по информатизации образовательного процесса в целях координации работ, связанных с использованием информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях. Спасибо! Вместо того чтобы оплатить уже выполненную работу, которой и так «выше крыши», учителю предлагается навесить на себя дополнительные обязанности по составлению планов, отчетов, справок и т.д., а так же ограничиться только 12-тью учебными часами (как положено администрации). Кто же тогда работать-то будет?

     Средства информационных и коммуникационных технологий школы могут и должны использоваться с соблюдением правил гигиены и техники безопасности до 12 часов в день.

     Используем! Нарушая все правила гигиены и ТБ.

Из требований Санпина:

     Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день.

     Но учителей не хватает. Да и чтобы выжить, приходится брать «кучу» часов. Вместо положенных 4 часов работаем по 6-10. А потом еще «внеучебное» время.

     В.М.Филиппов

     Приложение к письму Минобразования России от 13.08.2002 № 01-51-088ин

     Рекомендации по организации эффективного использования компьютерной базы в общеобразовательных учреждениях

     Для эффективного использования компьютерной базы общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить:

     – координацию разработки программы информатизации образовательного процесса с привлечением педагогических работников образовательного учреждения;

     – организацию работы по повышению квалификации и методической поддержке учителей в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;

     – создание и развитие школьной медиатеки;

     Кстати, о медиатеке. Почему до сих пор не разработано государственное положение о медиатеке с утвержденным штатным расписанием? Существует только Пермский вариант. Или разрабатывать и «проталкивать» свой вариант положения о медиатеке в городской администрации тоже входит в обязанности учителя информатики? С появлением медиатеки решились бы проблемы с проведением предметных компьютеных уроков, да и появилась бы возможность остановить бесконечный поток коллег и учеников, которым постоянно требуется помощь в сканировании, наборе, оформлении и распечатке каких-то документов и рефератов. Почему-то многие считают, что урок информатики служит именно для этого.

     – доступ к образовательным ресурсам в Интернет, электронным каталогам библиотек и учебных книгоизданий;

     Интересно, почему толковая идея городского интранета подменилась всеобщим подключением к вебстриму? Ведь это совсем не широкополосный Интернет, как было объявлено. Скорость совсем невысокая, зато на учителей информатики свалилась проблема защиты от вирусного Интернет-терроризма. А теперь еще новая обязанность – регистрировать посетителей Интернета: кто, куда, зачем и сколько времени ходил!

     – организацию образовательного процесса на основе новых технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий;

     – координацию информационного взаимодействия (электронная почта, сайты учреждений) с другими образовательными учреждениями, органами местного самоуправления, общественностью и др.;

     – функционирование информационно-управленческой системы общеобразовательного учреждения;

     – координацию работ по обслуживанию, ремонту, усовершенствованию технических средств, пополнению расходных материалов.

     Наверное, тем, кто это писал, не приходилось заглядывать в прайсы сервисных центров и они не знают, сколько стоит установка программного обеспечения, проверка и лечение антивирусными программами и т.д. Это – третья смена учителя информатики. Опять личное неоплачиваемое время, в лучшем случае, ставка лаборанта. (Сравните с прайсом. Иногда приходится переустанавливать Windows по несколько раз в день. Много времени отнимает налаживание сети. Такое техническое обслуживание лежит только на учителе. Ставка инженера, если она и есть в школе, идет тому, кто ремонтирует «железо»).

     Во внеурочное время необходимо организовать:

     – проведение и консультирование проектной деятельности обучающихся в различных предметных областях в части, связанной с применением ИКТ (поиск информации, оформление работ и т.д.);

     – доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении обучающимся и сотрудникам общеобразовательного учреждения (познавательная и развивающая деятельность учащихся, разработка методик уроков, подготовка методических материалов, научных разработок, отчётной и диагностической документации, материалов для учебных и общественных мероприятий и т.д.);

     – оказание консультативной помощи и внеурочную деятельность с применением ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности подростков и т.д.);

     – работу школьных средств массовой информации с применением ИКТ (обновляемая школьная страничка в Интернете, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов);

     – досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, компьютер для младших школьников, клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и пр.).

     Вот сколько всего написали! Так почему же обязанности учителя информатики превышают в три-четыре раза обязанности любого другого учителя-предметника, а зарплата у нас одинаковая?

     И еще один принципиальный вопрос. Пора взглянуть правде в глаза и признать, что средний интеллектуальный уровень детей год от года падает. Не видит этого только тот, кто не работает в школе. Некоторые зарубежные специалисты видят причину этого в обилии видеоинформации. Дети стали с трудом воспринимать устную и письменную речь. Отсюда и повальная безграмотность. Хорошо или плохо то, что мы, беря курс на медиа-уроки, идем у них на поводу, облегчая восприятие материала? А может, некоторые трудности детям все-таки необходимы?

     Не подумайте, что я противник информатизации образования. Но, мне кажется, не надо перегибать палку. На уроках информатики надо заниматься информатикой. Нельзя выхолащивать алгоритмическую линию этого предмета. Конечно, далеко не все выпускники станут программистами, но умение логически мыслить программирование развивает великолепно. А связь с другими предметами можно проводить во время проектной деятельности учащихся.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru