На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня понедельник, 23 сентября 2019
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Менеджмент в образовании
Менеджмент в образовании
Сергей Александрович Нелюбов,
кандидат педагогических наук, доцент,
заместитель начальника
Главного управления образования
мэрии Новосибирска

«Субъективность» руководителя как условие успешного развития информатизации в образовательном процессе

     Опубликовано в издании «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска»: Сб. материалов 2-й науч.-практ. конф «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: информационная и методическая культура участников образовательного процесса», 29 ноября 2005 года, г. Новосибирск / Отв. за вып. Ю. Г. Молоков ; НИПКиПРО. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006.

     Принципиально важным направлением деятельности современного образовательного учреждения является создание и развитие единого информационно-образовательного пространства, направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение качества образования на основе использования новых информационных технологий. Это закреплено в Городской целевой программе «Информатизация муниципальной системы образования г. Новосибирска на 2004–2007 годы», принятой решением городского Совета в 2004 году.

     Особая роль в решении обозначенных задач отводится руководителю образовательного учреждения, который является должностным лицом, принимающим управленческие решения. Руководитель несет особую ответственность за осознанность, оптимальность, законность принимаемых решений. Он должен предъявлять серьезные требования прежде всего к самому себе, к своим действиям, к своему поведению.

     Насколько руководитель знает, понимает, осознает проблемы информатизации, настолько эффективно он решает их с помощью осуществления управленческой деятельности.

     Иными словами, личности руководителя образовательного учреждения должна быть присуща «субъектность». Под «субъектностью» руководителя мы понимаем особую форму проявления и организации активного самоотношения руководителя образовательного учреждения к самому себе как субъекту, осознания своего места и роли в осуществлении управленческой деятельности. Наличие субъектности позволяет руководителю выстраивать свою собственную траекторию управления по решению проблем, связанных с информатизацией.

     Рассмотрим основные характеристики «субъектности» руководителя образовательного учреждения, которые, как нам представляется, определяют успешность принятия и реализации управленческих решений по созданию единого информационно-образовательного пространства в учреждении.

     1. Активное, деятельностное начало руководителя, позволяющее ему осуществлять свои реальные отношения с действительностью, с коллегами, воспитанниками. Активность дает возможность руководителю свободно ставить цели в профессиональной деятельности; прогнозировать и регулировать результаты управленческой деятельности и взаимоотношений; творчески и критически относиться к выдвижению новых управленческих задач, выходящих за пределы заданной ситуации; инициативно выдвигать и решать как педагогические, так и управленческие проблемы. Думаем, применительно к деятельности руководителя следует говорить об управленческой активности, которая играет значимую роль в концептуальной схеме психолого-педагогического анализа деятельности руководителя.

     2. Творческий подход и ответственность в принятии управленческих решений.

     3. Способность к рефлексии. Именно рефлексия, по словам С.Л. Рубинштейна, есть то, что обеспечивает “выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней” (выделено нами – С.Н.) [1, 348].

     Важность рефлексии заключается в том, что руководитель образовательного учреждения не только владеет управленческой деятельностью и реализует ее, но в процессе осуществления осознанно вносит изменения, меняет методы и способы ее выполнения.

     Считаем возможным ввести в научный оборот понятие “управленческая рефлексия”, которая рассматривается нами как способность и умение руководителя осознавать, анализировать, обобщать ход, результаты процесса управления, использование методов, приемов, средств управления, осознание своей позиции и роли в достижении поставленных целей, решения задач образовательного учреждения по вопросам информатизации. Управленческая рефлексия включает умение руководителя осуществлять самооценку, самоконтроль, самоанализ, самопознание профессиональной деятельности.

     Говоря об управленческой рефлексии, следует сказать о рефлексивной культуре, которая является системой способов организации рефлексии, построенных на основе ценностных и интеллектуальных критериев.

     Развитие рефлексивной культуры является одним из условий преодоления складывающихся критических ситуаций в образовательном учреждении. Рефлексивная культура включает: готовность руководителя действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, гибкость в принятии решений, постоянную готовность к поиску путей решения творческих задач в проблемных ситуациях профессиональной деятельности, способность переосмысливать стереотипы своего личностного опыта, возможность реализовать личностные, коммуникативные и интеллектуальные свойства адекватной ситуации. Уровень развития рефлексивной культуры руководителя предопределяет и соответствующий уровень надежности его деятельности, успешность в выполнении задач информатизации.

     4. Способность понимать значимость создания единого информационного пространства на разных уровнях в системе «образовательное учреждение – район – город». Важность понимания для руководителя обусловлена тем, что посредством понимания он не только познает окружающий мир, но и выражает свое отношение к социальной действительности.

     5. Наличие у руководителя готовности, включающей осознание им необходимости внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

     6. Использование существующего опыта педагогов, своих коллег руководителей и других образовательных учреждений по вопросам информатизации в процессе выполнения управленческой деятельности.

     Резюмируя сказанное, следует отметить, что современный руководитель образовательного учреждения должен осуществлять разумное поведение, уметь прогнозировать, контролировать ситуацию в образовательном учреждении, осуществлять анализ возникающих проблем, предвидеть трудности и своевременно принимать меры для их преодоления. Такие управленческие действия руководителя позволять оптимизировать процесс создания в образовательном учреждении информационного пространства.

Список литературы

     1. Рубинштейн, С.Л. Проблема общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 1976. – 416 с.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru