На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 24 апреля 2024
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья


Патологическое влияние компьютера на психику детей и подростков

Мелёхина Светлана Владимировна,
педагог-психолог лаборатории профилактики
социогенных заболеваний среди детей и подростков,
психолог оздоровительно-реабилитационного отделения ГЦОЗ «Магистр»

Когда я увижу море в следующий раз,
неизвестно увидит ли оно меня.
Пабло Неруда

     Компьютеризация нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер, и практически невозможно найти учебное заведение, организацию без наличия в них компьютеров и компьютерных сетей. Аналогично тому, как изобретение игровых автоматов породило такую форму аддиктивного (зависимого) поведения, получившего название "патологическая игра" – геймблинг, таким же образом очередной виток технического прогресса создал еще более замысловатую аддиктивную патологию – Интернет-зависимость.

     С одной стороны, компьютер помогает собирать и анализировать информацию, манипулировать ею, с другой — придаёт невиданные возможности, позволяя осуществить в виртуальном пространстве то, что никогда не удастся опробовать в реальности. В компьютерных играх человек чувствует себя уверенным и сильным, он может общаться с любым человеком мира в том облике, который придумывает сам. И тогда возникает соблазн сменить повседневную действительность, требующую ежедневной борьбы, на виртуальную, в которой существование и общение не имеют никаких ограничений ни во времени, ни в пространстве, ни в возрасте, ни в поле, ни в каком-либо другом параметре, описывающем человеческую жизнь. Чем слабее личность, чем безвольнее её желания, чем меньше в ней упорства и трудолюбия, необходимых для достижения поставленных целей, тем с большей вероятностью она предпочтет эрзац всемогущества в киберпространстве редкому ощущению победы над собой в реальности.

     Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева выделяют признаки компьютерной аддикции, к ним относятся:

     1) ютимия (несколько повышенное настроение) во время использования Интернета;
     2) неудержимое влечение к выходу в Интернет;
     3) увеличение количества времени нахождения в Интернете;
     4) трудности прекратить сеанс связи;
     5) нарастающие отрицательные эмоции (раздражительность, дисфория, апатия, сниженное настроение, чувство пустоты, чувство скуки) вне общения с компьютером;
     6) потеря интереса к семье, учёбе, прежним увлечениям;
     7) безответственность, невыполнение обязанностей в школе и дома.

     Истинные фанаты Интернета готовы играть по 30-50 часов в неделю, ежедневно тратя на игру до 14-18 часов. Безусловно, столь длительное пребывание в виртуальной реальности меняет состояние человека. Психолог Питсбургского университета США Kimberly S. Young провела международный электронный опрос 396 пользователей сети World Wide Web (www), и получила результат: 1-5 % работающих в Интернете имеют этот тип расстройства, причём женщин на 20 % больше, чем мужчин.

     Основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Этому способствует ряд факторов – широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к сети Интернет, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных клубов и Интернет-салонов, особенно в крупных городах.

     Как правило, подростки знакомятся с компьютером в школе или компьютерном клубе. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию Интернет-зависимых.

     Существует "группа риска" среди учащихся, которые могут быть подвержены Интернет-зависимости. Они интровертированы, умны, необщительны или не имеют коммуникативных навыков, неспособны к четкой дифференцировке своих чувств и спонтанности реагирования в коммуникативных ситуациях. Их легко отличить по поведению: они погружены в себя, много фантазируют, держатся в стороне от одноклассников, иногда не успевают по предметам.

     А.Ф. Шайдулина считает, что такие черты часто формируются в результате псевдосолидарного типа семейных отношений, в которых выражение чувств считается излишним или, вообще, относится к проявлению слабости. Отношения в семьях носят формальный характер, отсутствует искренняя вовлеченность родителей в дела ребенка, что способствует возникновению у него ощущения изолированности, и в дальнейшем приводит к проблемам адаптации в коллективе сверстников. Даже при наличии порой широкого круга общения, дружеские отношения возникают крайне редко, нет и эмоциональной привязанности к кому-либо из окружения. С одной стороны – сами подростки объясняют это отсутствием потребности в эмоционально близких отношениях, с другой стороны, мы обнаружили явные паттерны алекситимического синдрома, характерного для аддикций вообще. При этом и без того узкий круг общения, по мере развития Интернет-зависимости, приводит фактически к формальной изоляции подростка.

     Чаще всего, сами подростки не отдают себе отчета в то, что их увлечение вариантами компьютерных развлечений стало чрезмерным. Инициаторами обращения за помощью были родственники, случайно обнаружившие значительные проблемы в процессе обучения в школе или институте (пропуски занятий, перенос экзаменов, угрозу отчисления из учебного заведения и т.п.).

     В завершение хочется сказать о необходимости проявления интереса родителей к деятельности ребёнка или подростка за компьютером, помня о том, что Интернет обладает большим аддиктогенным потенциалом. Неконтролируемое использование Интернета может приводить к развитию особой формы психологической зависимости, характерной для компьютерной аддикции.

     Современная информированность общества, понимание проблемы лицами, работающими с компьютерами, родителями, учителями являются факторами, сдерживающими распространение компьютерной аддикции.

Источники

     1. Orzack M.H - Web Publishing, 1996-1999.

     2. Young K. - Web Publishing, 1996-1999.

     3. Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения. Монография.– Новосибирск: НГПУ, 2002.

     4. Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм.– СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003.

     5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск: Олсиб, 2001.

     6. Мелёхина С.В. Дипломная работа СФП НГУ, Исследование самоотношения при виртуальной аддикции, 2004 г.

     7. Николаева Е.И. Социальные, психологические и психофизиологические механизмы аддиктивного поведения. Учебное пособие к курсу «Девиантное поведение» – Новосибирск: НГУ, 2000.

     8. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость – новая форма аддиктивного поведения у подростков.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru