На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья


Компьютер – «друг или враг»?

Лариса Александровна Беляева,
педагог-психолог ГЦОЗ «Магистр»

     В наше время компьютером никого не удивишь. Компьютер, конечно, облегчает жизнь, и нет смысла перечислять все положительные функции этой «умной машины». Но пользоваться ей надо разумно, не делая взаимодействия с ней своим смыслом жизни.

     Попадая в виртуальный мир, человек теряет связь с реальностью. Ему становится неинтересен окружающий мир и все, что в нем происходит. Особенно уязвимы и не защищены от этого дети, психика их еще не сформировалась и легко поддается различным влияниям. В данном случае велико значение чувственной сферы ребенка, которая полностью повергается в мир виртуальных страстей. А компьютерные игры насыщены: приведениями, монстрами, скелетами, людоедами, инопланетными существами и т.д., которые ведут войну, убивают друг друга, истязают друг друга, затем восстают из мертвых и все повторяется по кругу на новом уровне.

     А дети, наигравшись, продолжают жить в страшных фантазиях, манипулируя этими образами, тем самым нагоняя на себя страх. Им начинают сниться кошмарные сны, чудиться приведения, они боятся оставаться одни в комнате, и как следствие, начинает развиваться невроз страха.

     Волнения детских психиатров не напрасно. Они отмечают, что дети через компьютер привыкают к «пассивному возбуждению». Этим они получают определенную дозу радости, насыщенности. Дети ничего не делают и ни чем не интересуются, кроме игр на компьютере. Общение, если оно есть, сводится у них только к разговору о деяниях героев виртуального мира. По наблюдениям психологов и психиатров, власти компьютера подвержены дети замкнутые, не умеющие общаться со сверстниками, с заниженной самооценкой, оставленные без родительского внимания, не имеющие интересного занятия.

     И, все-таки, можно ли разумно использовать компьютер? Да, конечно можно. В настоящее время для детей создано множество развивающих игр, компьютерных энциклопедий и т. д. Взрослым необходимо ориентироваться в данном материале и не пускать все на самотек, а также учитывать личностные и возрастные особенности ребенка и его интересы. Использовать «умную машину» с умом, чтоб она стала хорошим подспорьем для решения творческих задач, а не для распада личности. Есть над чем задуматься, когда созрело решение о приобретении компьютера.

     Необходимо:
     - составить семейный договор о пользовании компьютером;
     - составить расписание;
     - демонстрировать полезность компьютера, как прочих бытовых приборов, а не как «агрегат» времяпрепровождения;
     - не приобретать компьютерную продукцию необдуманно.

     Но если ребенок пристрастился к компьютеру:
     - не демонстрировать и не говорить в присутствии ребенка о собственном бессилии что-либо сделать по поводу его бесконечного «просиживания» перед компьютером;
     - не лишать его компьютера дома, он найдет его у друзей или в клубе, лишение только вызовет протест со стороны ребенка;
     - необходимо отвлекать ребенка от компьютера, стараясь заинтересовать его другими интересными видами деятельности;
     - при необходимости обратиться к специалистам.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru