Компьютер – «друг или враг»?
|
Лариса Александровна Беляева,
педагог-психолог ГЦОЗ «Магистр»
|
В наше время компьютером никого не удивишь. Компьютер, конечно, облегчает жизнь, и нет смысла перечислять все положительные функции этой «умной машины». Но пользоваться ей надо разумно, не делая взаимодействия с ней своим смыслом жизни.
Попадая в виртуальный мир, человек теряет связь с реальностью. Ему становится неинтересен окружающий мир и все, что в нем происходит. Особенно уязвимы и не защищены от этого дети, психика их еще не сформировалась и легко поддается различным влияниям. В данном случае велико значение чувственной сферы ребенка, которая полностью повергается в мир виртуальных страстей. А компьютерные игры насыщены: приведениями, монстрами, скелетами, людоедами, инопланетными существами и т.д., которые ведут войну, убивают друг друга, истязают друг друга, затем восстают из мертвых и все повторяется по кругу на новом уровне.
А дети, наигравшись, продолжают жить в страшных фантазиях, манипулируя этими образами, тем самым нагоняя на себя страх. Им начинают сниться кошмарные сны, чудиться приведения, они боятся оставаться одни в комнате, и как следствие, начинает развиваться невроз страха.
Волнения детских психиатров не напрасно. Они отмечают, что дети через компьютер привыкают к «пассивному возбуждению». Этим они получают определенную дозу радости, насыщенности. Дети ничего не делают и ни чем не интересуются, кроме игр на компьютере. Общение, если оно есть, сводится у них только к разговору о деяниях героев виртуального мира. По наблюдениям психологов и психиатров, власти компьютера подвержены дети замкнутые, не умеющие общаться со сверстниками, с заниженной самооценкой, оставленные без родительского внимания, не имеющие интересного занятия.
И, все-таки, можно ли разумно использовать компьютер? Да, конечно можно. В настоящее время для детей создано множество развивающих игр, компьютерных энциклопедий и т. д. Взрослым необходимо ориентироваться в данном материале и не пускать все на самотек, а также учитывать личностные и возрастные особенности ребенка и его интересы. Использовать «умную машину» с умом, чтоб она стала хорошим подспорьем для решения творческих задач, а не для распада личности. Есть над чем задуматься, когда созрело решение о приобретении компьютера.
Необходимо:
- составить семейный договор о пользовании компьютером;
- составить расписание;
- демонстрировать полезность компьютера, как прочих бытовых приборов, а не как «агрегат» времяпрепровождения;
- не приобретать компьютерную продукцию необдуманно.
Но если ребенок пристрастился к компьютеру:
- не демонстрировать и не говорить в присутствии ребенка о собственном бессилии что-либо сделать по поводу его бесконечного «просиживания» перед компьютером;
- не лишать его компьютера дома, он найдет его у друзей или в клубе, лишение только вызовет протест со стороны ребенка;
- необходимо отвлекать ребенка от компьютера, стараясь заинтересовать его другими интересными видами деятельности;
- при необходимости обратиться к специалистам.
|