На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня вторник, 16 апреля 2024
Выпуск №8, декабрь 2006
Тема номера:
«Информатизация образования»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
К истории вопроса 03
Информатизация образования. Из опыта работы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Менеджмент в образовании 07
Школа здоровья 08
Обзор педагогической прессы 09
Музейный компас 10
Общественные организации в системе образования Новосибирска 11
Человек года 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Задачи и перспективы внедрения информационно-коммуникационных технологий в работу школьных музеев г. Новосибирска

Наталья Александровна Кириллова,
методист Городского центра
информатизации «Эгида»

     Одной из основных целей современного образования является формирование компетентности учащихся в сфере ИКТ. В структуре современного образовательного учреждения школьный музей, как информационное и коммуникационное подразделение, актуализирует новый уровень работы с информацией. Формы работы школьников в музее, не ограниченные рамками классно-урочной системы, позволяют новыми средствами реализовывать традиционные направления деятельности школьного музея (поисковое, фондовое, экскурсионно-лекторское, экспозиционное, пропагандистское). Кроме того, задачи музейной педагогики требуют формирования мотивации к активному участию школьников в развитии гражданского общества и воспитания чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, чувства сопричастности к прошлому и настоящему своего Отечества. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий. Таким образом, задачами внедрения ИКТ в практику школьного музея являются:

     1) повышение мотивации участия школьников в работе музея;

     2) повышение эффективности традиционных направлений деятельности музея;

     3) формирование единой ресурсной базы материалов школьных музеев для более широкого их использования в учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

     Востребованность новых средств работы учащимися определяет заинтересованность руководителей школьных музеев в освоении компьютерных технологий, организации проектной и исследовательской работы с использованием современных средств обработки информации. Городской центр информатизации «Эгида» готов оказать помощь образовательным учреждениям в расширении форм работы школьного музея по организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся. Материально-техническая база и квалификация методистов центра позволяют реализовать данные задачи, организуя работу по следующим направлениям:

     1) повышение квалификации руководителей школьных музеев в области ИКТ;

     2) организация конкурсов краеведческой тематики для учащихся;

     3) оказание консультативной помощи в использовании информационных технологий;

     4) предоставление возможности музеям образовательных учреждений презентовать накопленный методический и научно-исследовательский потенциал:

          - публикация материалов на страницах электронного издания «Интерактивное образование»;

          - публикация страниц школьных музеев на Новосибирском информационно-образовательном сервере www.NIOS.ru.

     Участие во II открытой научно-практической конференции «Поисково-исследовательская работа в музее образовательного учреждения» позволило методистам ГЦИ "Эгида" познакомиться с проблематикой, сформулировать основные цели, задачи внедрения ИТ в практику школьного музея и определить основные направления работы. По материалам конференции в 4 номере электронной газеты «Интерактивное образование» за 2006 год была опубликована статья «Информационные технологии в работе школьного музея».

     Одной из проблем использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в целом и в работе музея в частности является поиск образовательных и тематических ресурсов сети Internet. В электронной газете «Интерактивное образование» (№ 5, 2006) в статье «Ресурсы музеев в Internet. Ресурсы Internet для школьного музея» начата систематизация Internet-сайтов, представляющих материалы ведущих российских и зарубежных музеев. Для музеев краеведческого и исторического профилей будут интересны разделы «Ресурсы о Великой Отечественной войне» (содержит 46 ссылок), «Ресурсы Интернет по истории Новосибирска» (11 ссылок), «Периодические издания Новосибирска» (7 ссылок).

     28 сентября 2006 года на совещании руководителей школьных музеев мы рассказали о планах ГЦИ "Эгида" на 2006-2007 год. Активный интерес участников совещания к нашим проектам, заявки на участие в семинарах и прохождение курсовой подготовки лишний раз подтвердили актуальность внедрения информационных технологий в работу музеев школ г. Новосибирска.

     В целях формирования компьютерной компетентности руководителей музеев запланированы следующие практические семинары на базе ГЦИ "Эгида":

     1. «Информационные технологии в работе школьного музея»

     Теоретическая часть семинара включает следующие вопросы:
     - реализация задач музейной педагогики с помощью средств ИКТ;
     - формы работы школьников с использованием ИКТ;
     - создание электронных материалов;
     - создание электронных каталогов.

     Практическая работа посвящена формированию следующих навыков:

     - организация информационного пространства музея;
     - обработка изображений и их использование в документах Microsoft Office;
     - сканирование изображений;
     - сохранение файлов на устройствах внешней памяти.

     Подготовлены информационные и методические раздаточные материалы, в буклете к семинару даны рекомендации по использованию программного обеспечения в различных формах деятельности учащихся. Г. А. Шихваргер, заместитель директора по УВР ДТД УМ «Юниор», предложил разработать единую форму электронных документов для описания фондов школьных музеев. Данный вопрос решили рассмотреть методисты ДТД УМ «Юниор» совместно со специалистами ГЦИ "Эгида": создать шаблон подобного документа и предложить для апробации руководителям школьных музеев.

     2. Семинар «Интернет-ресурсы в поисковой и пропагандистской деятельности школьных музеев» включает в себя рассмотрение следующих вопросов:

     - использование электронной почты как средства коммуникации в поисковой деятельности;
     - ресурсы Internet как средство организации исследовательской деятельности;
     - веб-проект как средство формирования виртуальной экспозиции музея.

     При планировании работы ГЦИ "Эгида" на 2006-2007 учебный год мы предложили сформировать целевые группы руководителей школьных музеев для обучения по программе «Основы компьютерной графики и сайтостроения в проектной методике». Первая группа руководителей уже начала обучение, и многие из них планируют подготовить в качестве выпускной работы на курсах сайт своего музея. График обучения, предусматривающий занятия раз в неделю, позволяет привлечь к реализации проекта учеников из актива музея. Таким образом, первая «ученическая» работа руководителя музея может стать реальной основой для формирования группы школьников, которые в дальнейшем будут создавать, поддерживать и развивать сайт музея и другие веб-проекты.

     Для повышения интереса учащихся к проектной деятельности, поощрения талантливых школьников, осваивающих способы и средства ИКТ в обучении и самореализации, а также поощрения педагогов, внедряющих в учебный процесс инновационные методы с применением информационно-коммуникационных технологий ГЦИ "Эгида" проводит конкурсы, в том числе краеведческой тематики. В 2006 году ученики города могли представить свои проекты в следующих конкурсах:

     1) городской конкурс «Мой Новосибирск» включал в себя номинации:
        - история семьи,
        - история улицы,
        - история образовательного учреждения,
        - история музея,
        - история района,
        - история города;

     2) городской географический проект «Столицы мира»;

     3) конкурс «Памятные и исторические места Новосибирска».

     Работы победителей конкурсов опубликованы на Новосибирском информационно-образовательном сервере www.NIOS.ru. С 1 декабря 2006 года запускаются всероссийские конкурсы «Имена на карте» и «Мемориальная доска», которые ставят своей целью повышение интереса молодежи к изучению истории, культуры, географии своего региона и воспитание гражданско-патриотического сознания молодежи. Конкурс «Имена на карте» предполагает поиск в своем регионе географических названий, связанных с именами исторических личностей (история присвоения названия, иллюстративный материал). «Мемориальная доска» содержит две номинации: «Что скрыто под мемориальной доской» (информация о человеке, которому посвящена мемориальная доска, история ее появления и выбора места размещения) и «Мемориальная доска, которой пока нет» (информация о человеке, которому должна быть посвящена мемориальная доска, и место ее размещения).

     Участие школьников в веб-проектах краеведческой тематики, создание электронной базы фондов музеев, размещение в Internet сайтов музеев, с одной стороны, направлено на решение задач музейной педагогики, с другой – на формирование в сети ресурсов исторического профиля, отражающих события системы образования, жизни города и его жителей. Непосредственное документирование общественных явлений позволяет школьникам стать «летописцами» своей школы, улицы, района, города. Соприкасаясь с историей родного края, они активно формируют его лицо, принимая на себя ответственность за прошлое, настоящее и будущее своей страны.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru