О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в г. Новосибирске
Информация Главного управления образования мэрии г. Новосибирска
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна.
Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода.
Во-первых, предстоит выявить возможные «точки роста». Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым – то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт.
Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей.
Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики – чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.
Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Основными направлениями приоритетного национального проекта «Образование» являются:
1. Стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы. (В рамках этого направления в 2006 году на конкурсной основе 17 вузов получили гранты в размере от 200 до 500 млн. рублей и три тысячи школ получили дополнительное финансирование в размере 1 млн рублей).
2. Информатизация образования (За два года школы, не имеющие доступа к Интернету, получат качественное подключение к глобальной сети).
3. Поддержка инициативной и талантливой молодежи (Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей – победителям всероссийских олимпиад и конкурсов – будут выделяться именные гранты по 60 тыс. рублей).
4. Организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту.
5. Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ (Цель создания национальных университетов – комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. Сверхзадача новых бизнес-школ – подготовка управленческих кадров мирового уровня).
6. Дополнительное вознаграждение за классное руководство (Для осуществления доплат классным руководителям из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации предусмотрены ежеквартальные перечисления средств из расчета 1 тыс. рублей в месяц в классе наполняемостью 25 и более человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью – с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся).
7. Поощрение лучших учителей. (Ежегодно 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы, будут выбираться путем открытого конкурса и общественной экспертизы. Победители региональных конкурсов получат поощрения размером 100 тыс. рублей).
8. Поставка школьных автобусов в сельские территории (планируется закупка автобусов на общую сумму 1 млрд рублей).
9. Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием (В 2006 году будут закуплены комплекты оборудования на общую сумму не менее 2,3 млрд рублей).
В муниципальном образовательном пространстве города реализация приоритетного национального проекта «Образование» имеет следующие результаты.
1. С 1 февраля 2006 с компенсацией за январь 2006 года производится выплата денежного вознаграждения за классное руководство. Доплату за классное руководство получают 5315 классных руководителей всех типов и видов ОУ (из расчета 1 тысяча рублей на класс наполняемостью 25 и более человек, а также педагоги в С(К) ОУ с меньшей наполняемостью класса).
2. С 17 апреля по 25 мая 2006 года Департаментом образования НСО с участием Главного управления образования мэрии проведен конкурс среди общеобразовательных учреждений НСО, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Всего в конкурсе приняло участие 119 общеобразовательных учреждений области, из них 32 ОУ города Новосибирска.
На участие в конкурсе претендовали школы, отвечающие требованиям, определенным Министерством образования и науки Российской Федерации в приказе № 46 от 7 марта 2006 года.
Финансовая поддержка предназначена для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников общеобразовательных учреждений.
Выдвижение образовательного учреждения на участие в конкурсе производилось органами самоуправления (приложение ОУ с наименованием организаций, выдвинувших на конкурс).
В проведении экспертизы деятельности школ участвовали ассоциации попечителей, выпускников, экспертов и научных руководителей общеобразовательных учреждений; советы ректоров вузов, руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования; территориальные профсоюзы работников народного образования и науки; профессиональные объединения работодателей, родителей и другие общественные организации.
В конкурсном отборе в составе конкурсной комиссии Новосибирской области принимали участие представители 14 общественных организаций:
– Областной общественной организации «Сибирский центр инновационных технологий»;
– Искитимской и Куйбышевской общественных организаций профсоюза работников народного образования и науки;
– Автономной некоммерческой организации «Региональный центр учебного книгоиздания»;
– Ассоциации лицеев и гимназий Новосибирской области;
– Областного благотворительного фонда «Эмпатия»;
– Городского фонда общественного активного образования «Ребенок в образовании»;
– Общественной организации Искитимского района «Семья и дети в информационном пространстве»;
– Новосибирской областной общественной организации профсоюза работников народного образования и науки;
– правления Новосибирской области отделения Российского Детского Фонда;
– издательского дома «Сибирская горница».
Оценка ОУ проводилась 5 экспертами в ранговой шкале от 1 до 10.
На основании результатов проведенной экспертизы конкурсная комиссия формировала рейтинговый список школ, в котором в соответствии с квотой определялись победители.
Список, одобренный коллегиальным органом по реализации ПНПО, был направлен в Министерство образования и науки России 15 июня 2006 года.
По итогам конкурса 54 учреждения области получили гран Президента в 1 млн. рублей, из них в Новосибирске – 19 ОУ из 9 районов города.
Лидером по баллам среди городских школ стала гимназия №2 Ленинского района.
3. С 15 по 25 июля 2006 года проходил конкурс на получение денежного поощрения лучших учителей. Экспертиза материалов проводилась экспертной группой, созданной при Главном управлении образования мэрии.
В состав комиссии входили представители общественных организаций:
– городской молодежной детской общественной организации г. Новосибирска «Созвездие лидер»;
– ветеранской организации управления образования мэрии;
– Городского общественного учреждения директоров МОУ дополнительного образования;
– Городского Совета профсоюзов работников образования;
– Новосибирского общественного союза бывших узников фашистских концентрационных лагерей;
– территориального общественного самоуправления «Весна» Центрального района;
– благотворительного Фонда памяти В. Женова.
Рассмотрено 95 заявлений на участие в конкурсе. Определен 61 победитель (согласно квоте по г. Новосибирску). Всего в Новосибирской области денежную премию получили 180 учителей, на расчетные счета которых было зачислено по 100 тыс. рублей.
4. В 2006 году в рамках НП «Образование» в 45 школах были оснащены кабинеты биологии, физики, химии, географии.
5. Приказами Минобрнауки №208 от 09.08.2006 и № 224 от 11.09.2006 «О присуждении премий для поддержки талантливой молодежи» присуждены премии 62 учащимся и студентам Новосибирской области: по 60 тыс. рублей – 42 человека, 30 тыс. рублей – 20 человек.
Из них 32 премии получили учащиеся школ Новосибирска (16 – по 60 тыс. руб.; 16 – по 30 тыс. руб.) – это победители Всероссийских, зональных и областных олимпиад, научно-практических конференций, интеллектуальных и творческих конкурсов.
Наибольшее число премий получили учащиеся гимназии №1 (13 чел.); лицея №130 (4 чел.), по 2 премии у гимназий №3 и НОУ Православная гимназия Пр. С. Радонежского; по 1 премии – у ЛИТ, СОШ №№ 202, 199, 47, 94, 63, 163.
6. В рамках реализации ПНП «Образование» (раздел «Информатизация») в 2006 году к сети Интернет подключено 213 ОУ Новосибирска.
В целом, приоритетный национальный проект «Образование» реализуется успешно. Он всколыхнул общественной мнение относительно школы, заставил большинство общеобразовательных учреждений пересмотреть свои программы развития, оценить собственные результаты, определить перспективы дальнейшего развития, выбрав новые ориентиры в соответствии с современными требованиями.
Однако существуют и проблемы:
1. По-прежнему остается низким уровень заработной платы учителей, социальная поддержка педагогов осуществляется недостаточно, что влияет на кадровый состав работников образовательных учреждений.
2. Актуальной является проблема закрепления выпускников педагогических вузов в школах, вследствие чего не происходит омоложение педагогических кадров. Низким остается процент учителей-мужчин.
3. Развитие общественных форм государственно-общественного управления в системе образования пока осуществляется не активно. Механизмы привлечения общественности и гражданских институтов к процессам организации и управления образовательным процессом, включая наличие различных органов общественного управления, наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни находятся в стадии формирования.
4. В ходе реализации национального проекта остались не охваченными вопросы:
– повышения статуса школьных библиотек (увеличение финансирования для обновления фондов; обеспечение образовательных учреждений качественными учебниками);
– участия в ПНП учреждений дошкольного образования, специальных (коррекционных) и вечерних (сменных) и открытых (сменных) школ, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования;
– соответственно, участия педагогических работников данных учреждений в приоритетном национальном проекте.
Решение данных задач возможно при скоординированной совместной работе всех институтов государственно-общественного управления, в том числе органов управления образованием (образовательных учреждений) и общественных организаций.
Департамент образования Новосибирской области 19.01.2007 года объявил о начале проведения мероприятий, направленных на организацию конкурсных отборов общеобразовательных учреждений и педагогов Новосибирской области.
В целях организации конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, в соответствии с письмом Минобрнауки России от 19.12.2006 года № 03-2795 "О совершенствовании процедур конкурсного отбора" Департамент образования Новосибирской области сообщает, что на 2007 год распространяется действие следующих нормативных правовых актов по данным направлениям:
– Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 324 "О денежном поощрении лучших учителей";
– Приказ Минобрнауки России от 10 мая 2006 года № 102 "Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей".
Не будут изменены в 2007 году порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
На основании названных нормативных правовых актов департамент образования Новосибирской области будет планировать проведение конкурсного отбора общеобразовательных учреждений и лучших учителей для денежного поощрения в 2007 году. Непосредственно процедуры проведения данных конкурсов устанавливаются Департаментом образования Новосибирской области.
|