На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / По официальным данным


О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в г. Новосибирске

Информация Главного управления образования мэрии г. Новосибирска

     Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна.

     Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

     Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода.

     Во-первых, предстоит выявить возможные «точки роста». Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым – то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт.

     Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей.

     Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики – чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

     Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

     Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

     Основными направлениями приоритетного национального проекта «Образование» являются:

     1. Стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы. (В рамках этого направления в 2006 году на конкурсной основе 17 вузов получили гранты в размере от 200 до 500 млн. рублей и три тысячи школ получили дополнительное финансирование в размере 1 млн рублей).

     2. Информатизация образования (За два года школы, не имеющие доступа к Интернету, получат качественное подключение к глобальной сети).

     3. Поддержка инициативной и талантливой молодежи (Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей – победителям всероссийских олимпиад и конкурсов – будут выделяться именные гранты по 60 тыс. рублей).

     4. Организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту.

     5. Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ (Цель создания национальных университетов – комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. Сверхзадача новых бизнес-школ – подготовка управленческих кадров мирового уровня).

     6. Дополнительное вознаграждение за классное руководство (Для осуществления доплат классным руководителям из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации предусмотрены ежеквартальные перечисления средств из расчета 1 тыс. рублей в месяц в классе наполняемостью 25 и более человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью – с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся).

     7. Поощрение лучших учителей. (Ежегодно 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы, будут выбираться путем открытого конкурса и общественной экспертизы. Победители региональных конкурсов получат поощрения размером 100 тыс. рублей).

     8. Поставка школьных автобусов в сельские территории (планируется закупка автобусов на общую сумму 1 млрд рублей).

     9. Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием (В 2006 году будут закуплены комплекты оборудования на общую сумму не менее 2,3 млрд рублей).

     В муниципальном образовательном пространстве города реализация приоритетного национального проекта «Образование» имеет следующие результаты.

     1. С 1 февраля 2006 с компенсацией за январь 2006 года производится выплата денежного вознаграждения за классное руководство. Доплату за классное руководство получают 5315 классных руководителей всех типов и видов ОУ (из расчета 1 тысяча рублей на класс наполняемостью 25 и более человек, а также педагоги в С(К) ОУ с меньшей наполняемостью класса).

     2. С 17 апреля по 25 мая 2006 года Департаментом образования НСО с участием Главного управления образования мэрии проведен конкурс среди общеобразовательных учреждений НСО, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Всего в конкурсе приняло участие 119 общеобразовательных учреждений области, из них 32 ОУ города Новосибирска.

     На участие в конкурсе претендовали школы, отвечающие требованиям, определенным Министерством образования и науки Российской Федерации в приказе № 46 от 7 марта 2006 года.

     Финансовая поддержка предназначена для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников общеобразовательных учреждений.

     Выдвижение образовательного учреждения на участие в конкурсе производилось органами самоуправления (приложение ОУ с наименованием организаций, выдвинувших на конкурс).

     В проведении экспертизы деятельности школ участвовали ассоциации попечителей, выпускников, экспертов и научных руководителей общеобразовательных учреждений; советы ректоров вузов, руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования; территориальные профсоюзы работников народного образования и науки; профессиональные объединения работодателей, родителей и другие общественные организации.

     В конкурсном отборе в составе конкурсной комиссии Новосибирской области принимали участие представители 14 общественных организаций:
     – Областной общественной организации «Сибирский центр инновационных технологий»;
     – Искитимской и Куйбышевской общественных организаций профсоюза работников народного образования и науки;
     – Автономной некоммерческой организации «Региональный центр учебного книгоиздания»;
     – Ассоциации лицеев и гимназий Новосибирской области;
     – Областного благотворительного фонда «Эмпатия»;
     – Городского фонда общественного активного образования «Ребенок в образовании»;
     – Общественной организации Искитимского района «Семья и дети в информационном пространстве»;
     – Новосибирской областной общественной организации профсоюза работников народного образования и науки;
     – правления Новосибирской области отделения Российского Детского Фонда;
     – издательского дома «Сибирская горница».

     Оценка ОУ проводилась 5 экспертами в ранговой шкале от 1 до 10.

     На основании результатов проведенной экспертизы конкурсная комиссия формировала рейтинговый список школ, в котором в соответствии с квотой определялись победители.

     Список, одобренный коллегиальным органом по реализации ПНПО, был направлен в Министерство образования и науки России 15 июня 2006 года.

     По итогам конкурса 54 учреждения области получили гран Президента в 1 млн. рублей, из них в Новосибирске – 19 ОУ из 9 районов города.

     Лидером по баллам среди городских школ стала гимназия №2 Ленинского района.

     3. С 15 по 25 июля 2006 года проходил конкурс на получение денежного поощрения лучших учителей. Экспертиза материалов проводилась экспертной группой, созданной при Главном управлении образования мэрии.

     В состав комиссии входили представители общественных организаций:
     – городской молодежной детской общественной организации г. Новосибирска «Созвездие лидер»;
     – ветеранской организации управления образования мэрии;
     – Городского общественного учреждения директоров МОУ дополнительного образования;
     – Городского Совета профсоюзов работников образования;
     – Новосибирского общественного союза бывших узников фашистских концентрационных лагерей;
     – территориального общественного самоуправления «Весна» Центрального района;
     – благотворительного Фонда памяти В. Женова.

     Рассмотрено 95 заявлений на участие в конкурсе. Определен 61 победитель (согласно квоте по г. Новосибирску). Всего в Новосибирской области денежную премию получили 180 учителей, на расчетные счета которых было зачислено по 100 тыс. рублей.

     4. В 2006 году в рамках НП «Образование» в 45 школах были оснащены кабинеты биологии, физики, химии, географии.

     5. Приказами Минобрнауки №208 от 09.08.2006 и № 224 от 11.09.2006 «О присуждении премий для поддержки талантливой молодежи» присуждены премии 62 учащимся и студентам Новосибирской области: по 60 тыс. рублей – 42 человека, 30 тыс. рублей – 20 человек.

     Из них 32 премии получили учащиеся школ Новосибирска (16 – по 60 тыс. руб.; 16 – по 30 тыс. руб.) – это победители Всероссийских, зональных и областных олимпиад, научно-практических конференций, интеллектуальных и творческих конкурсов.

     Наибольшее число премий получили учащиеся гимназии №1 (13 чел.); лицея №130 (4 чел.), по 2 премии у гимназий №3 и НОУ Православная гимназия Пр. С. Радонежского; по 1 премии – у ЛИТ, СОШ №№ 202, 199, 47, 94, 63, 163.

     6. В рамках реализации ПНП «Образование» (раздел «Информатизация») в 2006 году к сети Интернет подключено 213 ОУ Новосибирска.

     В целом, приоритетный национальный проект «Образование» реализуется успешно. Он всколыхнул общественной мнение относительно школы, заставил большинство общеобразовательных учреждений пересмотреть свои программы развития, оценить собственные результаты, определить перспективы дальнейшего развития, выбрав новые ориентиры в соответствии с современными требованиями.

     Однако существуют и проблемы:

     1. По-прежнему остается низким уровень заработной платы учителей, социальная поддержка педагогов осуществляется недостаточно, что влияет на кадровый состав работников образовательных учреждений.

     2. Актуальной является проблема закрепления выпускников педагогических вузов в школах, вследствие чего не происходит омоложение педагогических кадров. Низким остается процент учителей-мужчин.

     3. Развитие общественных форм государственно-общественного управления в системе образования пока осуществляется не активно. Механизмы привлечения общественности и гражданских институтов к процессам организации и управления образовательным процессом, включая наличие различных органов общественного управления, наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни находятся в стадии формирования.

     4. В ходе реализации национального проекта остались не охваченными вопросы:
     – повышения статуса школьных библиотек (увеличение финансирования для обновления фондов; обеспечение образовательных учреждений качественными учебниками);
     – участия в ПНП учреждений дошкольного образования, специальных (коррекционных) и вечерних (сменных) и открытых (сменных) школ, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования;
     – соответственно, участия педагогических работников данных учреждений в приоритетном национальном проекте.

     Решение данных задач возможно при скоординированной совместной работе всех институтов государственно-общественного управления, в том числе органов управления образованием (образовательных учреждений) и общественных организаций.

     Департамент образования Новосибирской области 19.01.2007 года объявил о начале проведения мероприятий, направленных на организацию конкурсных отборов общеобразовательных учреждений и педагогов Новосибирской области.

     В целях организации конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, в соответствии с письмом Минобрнауки России от 19.12.2006 года № 03-2795 "О совершенствовании процедур конкурсного отбора" Департамент образования Новосибирской области сообщает, что на 2007 год распространяется действие следующих нормативных правовых актов по данным направлениям:
     – Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 324 "О денежном поощрении лучших учителей";
     – Приказ Минобрнауки России от 10 мая 2006 года № 102 "Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей".

     Не будут изменены в 2007 году порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

     На основании названных нормативных правовых актов департамент образования Новосибирской области будет планировать проведение конкурсного отбора общеобразовательных учреждений и лучших учителей для денежного поощрения в 2007 году. Непосредственно процедуры проведения данных конкурсов устанавливаются Департаментом образования Новосибирской области.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru