О национальном проекте «Образование»
|
Василий Яковлевич Синенко,
член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор,
ректор НИПКиПРО
|
Для чего вообще необходим Национальный проект в образовании? По словам И.И. Калины, руководителя департамента в области Образовательной политики Министерства образования и науки РФ, «Национальный проект – это мощное попутное течение, которое помогло ускорить движение тех, кто двигался сам и даже сдвинул с места тех, кто пребывал в тихой заводи».
Я очень люблю красивые аналогии. Эта аналогия мне тоже понравилась. Но вот… Что же необходимо, чтобы национальный проект «сработал», был эффективен?
Во-первых, поток «попутного течения» должен быть полноводным, т.е. средства национального проекта должны быть ощутимыми, иначе для ускорения движения просто не хватит мощности. Думаю, на первом этапе можно согласиться с объемами выплат каждому учителю-номинанту проекта, а вот учебному заведению – маловато. Появились желающие здесь же отвести «на свои поля» часть потока, увеличив в два, три, а то и в четыре раза цены на школьное оборудование именно в тот момент, когда номинанты – школы-«миллионщики» – были готовы приобрести целые кабинеты (физики, химии, биологии…). Кроме этого, в рамках Национального проекта можно было бы хотя бы в полтора раза увеличить оплату и классным руководителям. Вопросы, связанные со школьным автобусом и информатизацией образования требуют особого обсуждения. Скажу только, что, к сожалению, наличие автобусов или компьютеров проблемы сельских школ решают крайне слабо, необходима стратегия их использования, чтобы получить значительный эффект.
Итак, мы говорили о «полноводности» течения… Есть еще одно обстоятельство, от которого зависит эффективность ускорения движения образовательных учреждений. Это скорость «потока». Другими словами, средства не только должны быть достаточны по объему, но и продвижение их должно быть достаточно быстрым. От длительных финансово-бюрократических проволочек теряется смысл, эмоциональный накал, сформированный мотив участия в конкурсах по Национальному проекту. В не меньшей степени этому содействуют и переусердствования различных органов, организующих проверки и отчеты по использованию школами-номинантами средств от Проекта. Я здесь имею в виду не органы управления образованием, которые тоже попадают под тотальные проверки, а силовые органы. Это значительно замедляет скорость прохождения средств.
Снова вернемся к аналогии с попутным течением. Чтобы течение ускорило движение какого-либо предмета, да еще чтобы он увлек другие предметы, надо в поток поместить такой предмет, который сам бы имел начальное движение и был наделен «зацепками» для контакта с другими, неподвижными, застойными предметами (которые находятся в «тихой заводи»). Другими словами, необходим очень тщательный отбор школ и учителей – будущих номинантов Национального проекта. А это и есть еще одно из условий (думаю, самое главное) его эффективности. К сожалению, в большинстве случаев средства, выделяемые образовательным учреждениям и отдельным учителям, рассматриваются как премия за хороший труд. Да, элемент поощрительности здесь есть, но все-таки проект предусматривает именно дальнейшее повышение эффективности в деятельности учителя, учреждения и позитивное, результативное влияние на других участников образовательного процесса. К сожалению, отбор победителей, номинантов проекта требует пересмотра. Здесь, на мой взгляд, должен доминировать анализ живой деятельности (не давление бумажной информации), широкое привлечение общественных советов, родительской общественности.
|