На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого


О национальном проекте «Образование»

Василий Яковлевич Синенко,
член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор,
ректор НИПКиПРО

     Для чего вообще необходим Национальный проект в образовании? По словам И.И. Калины, руководителя департамента в области Образовательной политики Министерства образования и науки РФ, «Национальный проект – это мощное попутное течение, которое помогло ускорить движение тех, кто двигался сам и даже сдвинул с места тех, кто пребывал в тихой заводи».

     Я очень люблю красивые аналогии. Эта аналогия мне тоже понравилась. Но вот… Что же необходимо, чтобы национальный проект «сработал», был эффективен?

     Во-первых, поток «попутного течения» должен быть полноводным, т.е. средства национального проекта должны быть ощутимыми, иначе для ускорения движения просто не хватит мощности. Думаю, на первом этапе можно согласиться с объемами выплат каждому учителю-номинанту проекта, а вот учебному заведению – маловато. Появились желающие здесь же отвести «на свои поля» часть потока, увеличив в два, три, а то и в четыре раза цены на школьное оборудование именно в тот момент, когда номинанты – школы-«миллионщики» – были готовы приобрести целые кабинеты (физики, химии, биологии…). Кроме этого, в рамках Национального проекта можно было бы хотя бы в полтора раза увеличить оплату и классным руководителям. Вопросы, связанные со школьным автобусом и информатизацией образования требуют особого обсуждения. Скажу только, что, к сожалению, наличие автобусов или компьютеров проблемы сельских школ решают крайне слабо, необходима стратегия их использования, чтобы получить значительный эффект.

     Итак, мы говорили о «полноводности» течения… Есть еще одно обстоятельство, от которого зависит эффективность ускорения движения образовательных учреждений. Это скорость «потока». Другими словами, средства не только должны быть достаточны по объему, но и продвижение их должно быть достаточно быстрым. От длительных финансово-бюрократических проволочек теряется смысл, эмоциональный накал, сформированный мотив участия в конкурсах по Национальному проекту. В не меньшей степени этому содействуют и переусердствования различных органов, организующих проверки и отчеты по использованию школами-номинантами средств от Проекта. Я здесь имею в виду не органы управления образованием, которые тоже попадают под тотальные проверки, а силовые органы. Это значительно замедляет скорость прохождения средств.

     Снова вернемся к аналогии с попутным течением. Чтобы течение ускорило движение какого-либо предмета, да еще чтобы он увлек другие предметы, надо в поток поместить такой предмет, который сам бы имел начальное движение и был наделен «зацепками» для контакта с другими, неподвижными, застойными предметами (которые находятся в «тихой заводи»). Другими словами, необходим очень тщательный отбор школ и учителей – будущих номинантов Национального проекта. А это и есть еще одно из условий (думаю, самое главное) его эффективности. К сожалению, в большинстве случаев средства, выделяемые образовательным учреждениям и отдельным учителям, рассматриваются как премия за хороший труд. Да, элемент поощрительности здесь есть, но все-таки проект предусматривает именно дальнейшее повышение эффективности в деятельности учителя, учреждения и позитивное, результативное влияние на других участников образовательного процесса. К сожалению, отбор победителей, номинантов проекта требует пересмотра. Здесь, на мой взгляд, должен доминировать анализ живой деятельности (не давление бумажной информации), широкое привлечение общественных советов, родительской общественности.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru