На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лучшие школы. Опыт победы


Особый статус

Юлия Анатольевна Андросова,
заместитель директора
по научно-методической работе
высшей квалификационной категории
МОУ Вторая Новосибирская Гимназия

     В начале 2006 года во Второй Новосибирской Гимназии никто еще и не помышлял о предстоящих конкурсах, разработках, проблемах, связанных с Приоритетным национальным проектом «Образование». Как всегда во всю кипела работа – организация уроков и второй половины дня, подготовка гимназистов к участию в научно-практических конференциях, сбор материалов к предстоящей в следующем учебном году аттестации образовательного учреждения и прочие заботы.

     Весть о представлении на конкурс Программы развития гимназии не застала нас врасплох – Программа развития разработана и реализуется, результаты деятельности педагогического коллектива налицо, в хороших учениках недостатка нет. Вот только с оформлением конкурсных документов пришлось повозиться. Условия участия в конкурсе менялись с поразительной регулярностью – регламентировался и объем работы, и вопросы, необходимые для освещения (критерии разработки программы), и форма подачи материала (включать ли приложения в указанный объем 30 страниц или нет?), и поджимающие сроки, и прочие проблемы. И все-таки трудности были успешно преодолены – Вторая Новосибирская Гимназия в конкурсе победила!

     Что же для нас значило участие в конкурсе инновационных образовательных учреждений в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»? Попытаемся ответить на этот вопрос. Тем более, что в образовании сложилась хорошая традиция подводить итоги, анализировать ситуацию после проведенных значительных дел, выдвигать новые задачи.

     Современная ситуация социального развития показывает, что система образования не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и педагогических формах. Необходимы новые цели, задачи, средства и способы оценивания. Эти проблемы не чужды и педагогическому коллективу гимназии. Определяя пути дальнейшего развития, мы сделали свой выбор на разработке модели образовательного учреждения «Гимназия полного дня».

     Созданные в гимназии конкретные условия и образовательная среда предоставляют все возможности для успешной реализации этой цели.

     Особенностью образовательного процесса в гимназии является реализация программно-целевого подхода. Задолго до открытия гимназии № 2 на базе средней общеобразовательной школы № 68 была разработана программа «Одаренные дети». Созданные в гимназии условия позволили выстроить работу с одаренными детьми, обладающими повышенной мотивацией к учебной и исследовательской деятельности, способностями к универсальному образованию. Образовательная деятельность, безусловно, не могла ограничиваться рамками учебного процесса. В гимназии успешно соединены уроки и внеурочная работа, учебный труд и творческий поиск, разработка проектов и участие в работе творческих мастерских.

     Постепенно программа «Одаренные дети» начала пополняться новыми подпрограммами, в более полной мере раскрывающими сущность гимназического образования. На сегодняшний день разработанные в гимназии инновационные образовательные программы являются содержательным ресурсом, определяющим приоритеты и направления деятельности гимназии. Например, программа «Индивидуальные образовательные программы гимназистов с использованием элементов профильного обучения» описывает подходы коллектива гимназии в вопросе реализации современного содержания образования. Наши гимназисты имеют возможность выбора содержания образования в соответствии с интересами, способностями, склонностями, жизненными планами. В программе «Социокультурная адаптация и предшкольная подготовка детей» представлены концептуальные, организационные, содержательные подходы создания на базе гимназии подготовительных классов, обеспечивающих адаптацию ребенка к школе, развитие положительной мотивации к учебной деятельности. Программа «Информатизация образовательного процесса гимназии» направлена на создание и развитие в гимназии единой образовательной информационной среды, способствующей формированию информационной культуры, повышению качества гимназического образования за счет использования новых информационных технологий. И этот список можно продолжать – под каждое направление деятельности гимназии имеются документально оформленные либо программа, либо проект («Творчество после звонка», «Здоровье гимназиста – забота гимназии», «Семья и гимназия – партнеры в воспитании ребенка», «Забота о гимназии – дело гимназиста» и т.д.).

     Успешному участию гимназии способствовал богатый опыт участия в различных экспериментах. С 2003 года гимназия является базовой школой города по информатизации образования. С 2004 года гимназия – городская базовая школа по предшкольной подготовке детей старшего дошкольного возраста. В 2004 году на базе гимназии была открыта областная экспериментальная площадка "Индивидуальные образовательные программы гимназистов". С 2005 года гимназия – областная базовая школа по внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий. В экспериментах участвует не только в целом педагогический коллектив гимназии, но и отдельные учителя, и предметные кафедры, лаборатории. Например, на кафедре начального образования реализуется экспериментальная работа по по внедрению в образовательный процесс системы развивающего обучения, на кафедре математики учитель Фомина Э.Г. участвует в эксперименте «Математика, психология, интеллект». Учителя находятся в постоянном творческом поиске, осваивают и внедряют современные образовательные технологии, учебно-методические комплексы. На сегодняшний день учителя гимназии используют в своей работе более 20 различных технологий (технология «Дебаты», модульное обучение, тренинговые методики, рейтинговую оценку знаний, деятельностные технологии, метод проектов и другие). Все учителя гимназии владеют современными информационными технологиями и активно используют их в образовательном процессе.

     Работа Гимназического Совета Самоуправления способствует демократизации всей системы управления гимназией. Например, вопросы, рассматриваемые гимназистами на гражданских форумах ("Может ли городской патриотизм быть выше национального", "Потеря человечности: как жить дальше", "Какая армия нужна?", "Подросток в социальном пространстве школы"), становятся темами обсуждения на классных часах, родительских собраниях, определяют темы гимназических мероприятий...

     Особо следует отметить организацию второй половины дня. Действующая в гимназии Ассоциация творческих коллективов объединяет более 500 гимназистов в 25 студий, кружков, клубов. Занятиями руководят как приглашенные профессиональные работники искусства, так и учителя гимназии. Проходят занятия в специально оборудованных помещениях: музыкальном и хореографическом кабинетах, тренажерном зале, зале лечебной физкультуры, видеостудии, издательском центре, каминном зале и др.

     Созданная в гимназии материально-техническая база также во многом способствует успешной реализации намеченных планов. В гимназии имеются наряду с современно оборудованными учебными кабинетами зоны отдыха, оснащенные мягкой мебелью, украшенные зелёными насаждениями, спортивные площадки и площадка для отдыха младших школьников. Имеются библиотека, медиатека, информационно-издательский центр. Действующая АСУ опирается на мощную техническую базу – локальную вычислительную сеть (ЛВС), состоящую из трёх подсетей и охватывающую около 70 % учебных и служебных помещений гимназии. В настоящее время в рамках программы разработан комплекс из двенадцати баз данных ("Педагогические кадры", "Контингент учащихся", "Журнал итоговой успеваемости учащихся", "Журнал внеурочной занятости учащихся", "Журнал медицинских наблюдений", "Тематический библиотечный каталог", "Каталог медиаресурсов" и другие).

     Особое значение придается вопросам здоровья. Разработана и реализуется программа «Здоровье гимназиста – забота гимназии», которая базируется на понимании образования и здоровья как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями. В гимназии уже более десяти лет работает лицензированный лечебно-оздоровительный центр. В состав лечебно-оздоровительного центра входят педиатрический, процедурный, физиотерапевтический, стоматологический, спелеотерапевтический, массажный кабинеты, зал ЛФК. В гимназии работает фитобар, где дети получают разнообразные фиточаи (витаминные, иммуностимулирующие, успокаивающие). Проводятся ароматерапия и С-витаминизация во время сессий, олимпиад и вспышек ОРВИ. Лечебно-оздоровительный центр пользуется большой популярностью у учеников и их родителей, так как наши гимназисты имеют возможность оперативного получения медицинской помощи. Оздоровительный эффект обеспечивают предлагаемые комфортные условия, бережное отношение ко времени детей, которые могут, не отрываясь от образовательного процесса, своевременно проходить физиолечение, массаж, получать стоматологическую помощь, пользоваться всеми медицинскими услугами, предлагаемыми в стенах гимназии.

НОВЫЙ ШАГ В РАЗВИТИИ ГИМНАЗИИ

     Итак, новым шагом в развитии гимназии стала разработка модели образовательного учреждения «Гимназия полного дня». Гимназия полного дня – это не просто продленный день, а содержательно наполненная многофункциональная образовательная среда, в которой ребенок получает навыки выбора социально значимой и интеллектуальной деятельности, приобретает жизненный опыт, учится ответственности за свой выбор, осваивает умения по организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений.

     Новые подходы требуют новых идей. В связи с эти была разработана новая программа «От ярмарки идей – к фестивалю проектов». Эта программа описывает систему мероприятий, поддерживающих деятельность гимназии в режиме полного дня. В течение учебного года ученики, учителя, классные и творческие коллективы – все заинтересованные субъекты образовательного процесса могут стать инициаторами творческих дел, проектов, досуговых, управленческих и других замыслов.

     Работа гимназии в режиме полного дня будет способствовать, на наш взгляд, следующим качественным изменениям:
     – созданию условий для повышения конкурентоспособности личности;
     – активному участию гимназии в развитии инновационной сферы;
     – формированию кадровой элиты общества, основанного на свободном развитии личности;
     – обеспечению доступного качественного образования;
     – совершенствованию содержания гимназического образования и внедрению современных образовательных технологий.

     Подведение итогов – дело серьезное. Что стоит за этим? Какие изменения ожидают образование в ближайшее время? Мы очень верим в светлое будущее и надеемся, что педагогический коллектив Второй Новосибирской Гимназии, несмотря ни на какие трудности, и в дальнейшем будет идти по пути инноваций, поиска новых путей развития и повышения качества образования.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru