На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лучшие школы. Опыт победы


О реализации проекта «Лицей НГТУ – ресурсный центр профильного обучения»

Маргарита Александровна Безлепкина,
директор МОУ Лицей НГТУ
Ольга Владимировна Заковряшина,
заместитель директора по научно-методической работе
МОУ Лицей НГТУ

     В программе развития Лицея НГТУ, победившей в конкурсе общеобразовательных учреждений в рамках ПНП «Образование», в постановке проблемы мы опирались на результаты социолого-педагогического исследования «Портрет старшеклассника Новосибирской области 2004 года»[1]. «Школьники хорошо понимают жизненную ценность образования в наше время. Однако среди учащихся, которым учиться в школе не интересно, всё же 62,4% хочет поступать в вуз! Среди тех, кому учёба даётся с трудом, 38,6% будет пытаться поступить в вуз! Следовательно, среди будущих абитуриентов окажется немало молодых людей, которые не имеют полноценного учебного опыта». Из приведённых в этом исследовании данных следует, «что все разговоры о перегрузке в старших классах – не более чем миф. Действительно, формальная нагрузка на учащихся возможно и является значительной, но школьники находят эффективное противоядие в отношении активности учителей». В вышеуказанном исследовании сделан вывод, что «интеллектуальный потенциал молодых людей задействован далеко не полностью, многие из них могли бы учиться успешнее (с большим интересом и старанием)».

     Отсутствие благоприятных условий для интеллектуального развития молодых людей в школе обусловлено многими факторами. Главное – дефицит высокопрофессиональных кадров и материального обеспечения учебно-воспитательного процесса. По мнению А. Н. Величко, в этой ситуации «можно ожидать, что большинство учебных заведений г. Новосибирска и Новосибирской области … будут отказываться от физико-математического профиля. Такой отказ станет практически катастрофой, т.к. большинство вузов г. Новосибирска имеет техническую направленность, им некого будет принимать на обучение»[2].

     Мы рассматриваем профилизацию как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования[3].

     Профильная подготовка учащихся в Лицее НГТУ осуществляется высококвалифицированными преподавателями общеобразовательных кафедр университета, объединенными в 5 филиалов соответствующих кафедр НГТУ и 5 методических объединений. В их числе – 4 доктора наук, 10 кандидатов наук, 41 учитель высшей категории. Педагогический коллектив лицея имеет уникальный десятилетний опыт работы с учителями и учащимися школ г. Новосибирска и Новосибирской области по профильному обучению физике, математике и информатике на базе Центра довузовского образования НГТУ, а также опыт работы каникулярной школы с учащимися Новосибирской области на базе Лицея НГТУ в рамках программы «Одарённые дети».

     Повышение доступности качественного образования для старшеклассников НСО возможно обеспечить совместными действиями Лицея НГТУ и общеобразовательных учреждений. Эти действия должны быть направлены на принятие целей профильного образования всеми участниками образовательного процесса в условиях взаимодействия образовательных учреждений; на становление системы совместной продуктивной деятельности учителя со своими учениками.

     Миссия Лицея НГТУ: Сохраняя свои традиции, Лицей НГТУ стремится стать ресурсным центром, создающим условия для профильной подготовки старшеклассников г. Новосибирска и Новосибирской области по математике, физике и информатике в условиях непрерывного образования «школа – вуз».

     Программа реализуется через обучение педагогов и учащихся общеобразовательных школ г. Новосибирска и Новосибирской области на базе Лицея НГТУ. В 2006-2007 учебном году организовано проведение:
     – семинаров для учителей по методике преподавания предмета на профильном уровне (таблица). Предлагаются программы для 10-11 классов по математике, физике, информационным технологиям в физике, математике и экономике, по информатике;
     – установочных лекций, практикумов для учащихся школ Ленинского района на базе лицея (таблица).

Таблица. Семинары для учителей и занятия для школьников,
проведенные и запланированные в 2006-2007 учебном году.

Сроки Мероприятие Ответственный
24.10.06г. Установочная лекция для школьников по подготовке к олимпиаде по математике. Подолян Елена Вячеславовна, к.п.н., доцент кафедры инженерной математики НГТУ, учитель математики высшей квалификационной категории
16.10.06г. Установочная лекция для школьников 11 классов по подготовке к олимпиаде по физике. Спутай Сергей Владимирович, к.т.н., доцент кафедры прикладной и теоретической физики НГТУ, учитель физики высшей квалификационной категории
17.10.06г. Установочная лекция для школьников 10 классов по подготовке к олимпиаде по физике. Катанский Александр Васильевич, учитель физики высшей квалификационной категории
10.11.06г. Установочная лекция для школьников по подготовке к олимпиаде по информатике. Тамаревская Анна Георгиевна, координатор Центра олимпиадной подготовки школьников при НГУ, учитель информатики высшей квалификационной категории
14.11.06г. Семинар для учителей информатики «Использование информационных технологий в обучении математики». Калашникова Алла Григорьевна, к.п.н., доцент кафедры инженерной математики НГТУ, учитель математики высшей квалификационной категории
15.11.06г. Семинар для учителей математики «ЕГЭ 2006 г. в Новосибирской области». Подолян Елена Вячеславовна, к.п.н., доцент кафедры инженерной математики НГТУ, учитель математики высшей квалификационной категории
14.02.07г. Семинар для учителей математики «Программно-методическое обеспечение курса «алгебра и начала анализа» (профильный уровень). Подолян Елена Вячеславовна, к.п.н., доцент кафедры инженерной математики НГТУ, учитель математики высшей квалификационной категории
март Семинар для учителей русского языка. Борисова Инна Владиславовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
апрель Семинар для учителей физики. Пятаева Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры прикладной и теоретической физики НГТУ, учитель физики высшей квалификационной категории
апрель Семинар для учителей информатики. Романенко Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры вычислительной техники НГТУ, учитель физики высшей квалификационной категории

     Для реализации поставленных задач в лицее разработаны подпрограммы:

     1. Модернизация учебно-лабораторной базы. В настоящее время приобретено новое лабораторное оборудование по физике, интерактивная доска, оборудование для проведения видеоконференций, мебель для кабинета информатики.

     2. Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Разрабатывается учебно-методическое сопровождение для нового лабораторного комплекса. Готовятся к печати и выпущены новые учебно-методические пособия по математике, физике и информатике для учителей школ города. Электронные учебные пособия будут размещены в Интернете для дистанционного обучения старшеклассников.

     3. Гармонизация психологического состояния и развитие личностного потенциала педагогов и учащихся.

     4. Переход на качественно новый уровень использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

     Мы предполагаем, что по окончании финансирования данного проекта будет продолжаться постепенное наращивание ресурсной базы Лицея НГТУ за счет привлечения средств социальных партнеров лицея. Работа со старшеклассниками НСО на базе Лицея НГТУ будет продолжена в рамках деятельности экспериментальной площадки районного, городского, областного уровней.

ЛИТЕРАТУРА

     1. Социолого-педагогический портрет старшеклассника Новосибирской области 2004 года / Сост.: Ю.С. Захир, Е.И. Пиотух, Е.И. Руснак.– Новосибирск, 2006. – 43с.

     2. ЕГЭ 2005: Новосибирская область / Сост.: Н.П. Юсупова, Ю.С. Захир, Н.А. Могилёв. – Новосибирск: Рекламно-издательская фирма «Новосибирск», 2006. – 46 с.

     3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования России от 18 июля 2002 г. №2783.

     4. Глебова Г.Ф., Сенькина Г.Е. Как спроектировать профильное обучение: Учебно-методическое пособие. – Смоленск: Смол.ГУ, 2006. – 96с.

     5. Оберемок С.М. Общие основы проектирования: Материалы к обучающему курсу.– Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. – 48с.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru