На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лучшие школы. Опыт победы


О реализации ПНП «Образование» в Новосибирском городском педагогическом лицее

Галина Андреевна Коротько,
кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель РФ,
директор МОУ НГПЛ им. А.С. Пушкина

     Новосибирский городской педагогический лицей (НГПЛ) создан в 1991 году как инновационное образовательное учреждение. На протяжении 15-летней истории лицей сочетает в своей деятельности современное содержание с разнообразием форм и способов образовательной практики. Последние три года отмечены следующими показателями продуктивной деятельности лицея.

     С 2003 года НГПЛ – базовая школа по внедрению информационных технологий в образовательных учреждениях г. Новосибирска. Публикации о новых формах педагогических практик, реализуемых в лицее, можно найти в сборниках тезисов научно-практических конференций по проблемам довузовского образования, в «Педагогическом обозрении», журнале «Сибирский учитель».

     По итогам первого городского конкурса «Школа года – 2003» НГПЛ стал победителем в номинации «Новое образование – новой России» и Лауреатом конкурса в номинации «Школа – планета детства». Коллектив лицея принял участие в конкурсе «Золотая медаль Сибирской ярмарки» в рамках образовательной выставки «УЧСИБ-2003» и был удостоен Малой золотой медали в номинации «Образовательные технологии». НГПЛ принимал участников VII международной научно-практической конференции «Качество управления образовательным пространством в регионе» (2003г.).

     В 2004 году педагогический лицей получил статус экспериментальной площадки «Школа – лаборатория» по созданию системы пролицейского образования (приказ № 352 от 07.06.2004г.). Открыты две дошкольные группы, впервые открыты 1, 2 классы, осуществлен набор в 5, 6, 7 классы. Работа в этом направлении оказывает особое влияние на формирование педагогического мышления учащихся, планирующих продолжение образования в сфере «человек-человек».

     В городском конкурсе учебно-методических материалов 2004 года лицей получил Диплом Лауреата в номинациях «Воспитание и социализация личности», «Содержание образования», явился победителем в номинациях «Профессиональное здоровье педагога», «Научно-методическая деятельность».

     По итогам областного этапа Всероссийского конкурса «Лучшие школы России – 2004» НГПЛ стал Дипломантом в номинации «Школа профессиональной карьеры». Педагоги лицея были среди организаторов и активных участников Всероссийской научно-практической конференции «Методологическая культура педагога XXI века» (НИПКиПРО, 2004 г.).

     Лицей реализует политику активной работы в социокультурном пространстве города и области. В 2004/2005 учебном году педагогический лицей был организатором проведения Дня Ассоциации лицеев и гимназий. Участие в данной работе НГПЛ рассматривает как один из ключевых механизмов взаимодействия в образовательном пространстве города и области.

     В педагогическом лицее созданы и работают исследовательские лаборатории по следующим направлениям: преемственность в образовательном процессе (создана в 2004 году), технология коллективной творческой деятельности (создана в 2005 году), проектная методика в образовании, педагогические технологии (созданы в 2006 году). В рамках проектной методики, развития технологии коллективной творческой деятельности коллектив лицея в течение 15 лет работает по изучению творчества А.С. Пушкина. Результатами проектной деятельности ежегодно являются исследовательские работы учащихся, литературные гостиные, творческие конкурсы поэтов, чтецов, в том числе на иностранных языках.

     Лицей сотрудничает с региональным Пушкинским обществом. Традиционно в День рождения Царскосельского лицея в НГПЛ проводится Пушкинский бал. 19 октября 2006 года педагогический лицей по инициативе регионального Пушкинского общества совместно с Управлением образования мэрии Новосибирска провел 1-й городской Пушкинский бал. В проведении Пушкинского бала приняли участие 20 лицеев и гимназий города. Постановлением мэра г. Новосибирска от 31.10.2006 № 1141 Новосибирскому городскому педагогическому лицею присвоено имя А.С. Пушкина.

     Для оперативного реагирования и проектирования развития учреждения в лицее созданы и успешно работают Центр мониторинга качества образования и Информационно-аналитический центр. Результаты мониторинга качества образования в педагогическом лицее представлены в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы качества педагогического образования» (НГПУ, 2005 г.), на областном съезде работников образования (2005 г.), на методическом семинаре в Областном центре мониторинга образования. Осмысление проблемы качества образования – научно-методической темы коллектива НГПЛ – нашло выражение в публикации монографии Т.И. Березиной и Г.А. Коротько «Управление качеством образования в лицее» (2005 г.). Участие в городском конкурсе учебно-методических материалов принесло НГПЛ победу в номинации «Программа развития образовательного учреждения».

     Учащиеся НГПЛ два последних года принимают активное участие в педагогической смене «Открытый урок» Всероссийского Детского Центра «Океан». Педагоги лицея подготовили победителей Всероссийской научно-практической конференции школьников «Юность. Наука. Культура» 2005, 2006 годов: Иванова Анна, учащаяся 11 класса НГПЛ стала Дипломантом на секции «Педагогика, психология, социология»; Козлов Алексей, учащийся 11 класса занял I место на секции по лингвистике и получил Знак отличия «Национальное достояние России». Исследование Алексея было признано лучшим на предметной секции как региональной, так и Всероссийской научно-практической конференции.

     НГПЛ – активный участник городской и региональной программ повышения профессиональной квалификации педагогов. Одним из внешних показателей этого участия являются разработанные педагогами и сотрудниками лицея программы для студентов и слушателей НГПУ, НИПКиПРО, Областного центра мониторинга: «Научно-методическая служба в ОУ», «Инновационные учреждения России и региона», «Мониторинг в образовательном процессе», «Основы мыследеятельностной культуры учителя литературы», «Преподавание географии крупными структурно-целостными блоками», «Проектная деятельность на уроках географии», «Экономическое обеспечение развития ОУ».

     Коллектив лицея принимает на своей площадке слушателей курсов ФПК НГПУ, НИПКиПРО, ГЦРО, участников научно-практических конференций города, региона. В рамках международной научно-практической конференции «Современные ценности и эффективность моделей образовательных систем» (март, 2006 г.) на базе лицея проходил круглый стол по проблеме «Современные ценности и образовательные технологии», совместно с ГЦРО проведен городской семинар «Организация опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении» (2006 г.). Интерес к лицею как к инновационному учреждению свидетельствует о практико-ориентированной научно-методической работе коллектива лицея, активном внедрении инновационных процессов в образование.

     В 2006 году НГПЛ одержал победу в городском конкурсе учебно-методических материалов в номинациях: «Управление развитием образовательного учреждения», «Организация жизнедеятельности детского коллектива», «Профильное обучение». Коллектив педагогического лицея принял активное участие в конкурсе «Лучшие школы Новосибирской области – 2006» и стал его победителем. Учитель географии НГПЛ Чанова М.В. стала победителем районного, Лауреатом городского и областного конкурсов «Учитель года – 2006». НГПЛ участвовал в городском конкурсе «Школа года – 2006» по всем пяти номинациям: «Школа педагогического успеха», «Школа развития», «Школа гражданского становления», «Школа спорта и здоровья», «Школа социального партнерства». В номинации «Школа социального партнерства» лицей получил Диплом победителя.

     В рамках национального проекта «Образование» городской педагогический лицей стал победителем конкурса образовательных учреждений, активно реализующих инновационные образовательные программы. Коллектив представил на конкурс инновационный проект «Создание ресурсного центра качества образования» и анализ основных направлений деятельности НГПЛ за последние три года. По итогам конкурса НГПЛ получил специализированные кабинеты химии, физики и биологии, учителя истории, математики и географии получили возможность повысить квалификацию на семинарах в Абакане и Москве («Требования к современному уроку»). Учитель русского языка и литературы Е.В. Шаталов победил в конкурсе лучших учителей Российской Федерации.

     В течение пятнадцати лет педагоги лицея создавали такую творческую образовательную среду, в которой естественным путем на основе реализации творческих запросов формируется высококультурная, интеллектуальная, социально-активная личность обучающегося. Поэтому особенности и цели лицейского образования были осознаны каждым учителем, социальным педагогом, руководителем кружка, студии, лаборатории. Имея опыт работы с педагогами над становлением и развитием их педагогического творчества, лицей обратился к решению более сложной задачи: способствовать созданию условий для развития инновационных процессов в городском педагогическом сообществе.

     В этом случае педагогический лицей взял на себя ответственность не только за собственное развитие. Цель работы лицея в этом направлении – развивать мотивацию у своих коллег-педагогов и руководителей к повышению новаторского потенциала своего учебного заведения. При этом использование потенциала конкретного образовательного учреждения на современном этапе повышения квалификации и переподготовки является приоритетным. Повышая свой методический и методологический уровень, педагогический коллектив лицея прогнозирует результаты деятельности и возможности, которые могут способствовать развитию муниципальной и региональной образовательных систем в инновационном и экспериментальном направлениях.

     Лицей ежегодно выступает практической и методологической площадкой педагогических, исследовательских объединений района, города и региона. Работа лицея как ресурсного центра управления качеством образования является существенным фактором широкого тиражирования образовательных технологий, успешно используемых в НГПЛ. Практический опыт педагогов, классных воспитателей, его теоретическое осмысление позволяют в дальнейшем пропагандировать лицейские технологии, привлекая внимание педагогической общественности к эффективным формам воспитания гражданского сознания, формирования организаторских навыков, развития творческих способностей личности. Наличие в лицее оборудованных кабинетов может дать новый импульс профессионального самосовершенствования. Ведь в концепции лицея принципиально значимым является возможность со стороны педагогов являть своим профессиональным поведением образец саморазвивающейся личности.

     Опыт образовательных практик лицея востребован в образовательном сообществе города и региона. Качество предъявления результатов опыта напрямую зависит от технического уровня оснащения самой методической площадки. Современные условия успешности предъявления образовательных и методических программ требуют оснащения специальными технологиями. В этом смысле получение специализированных современных кабинетов биологии, химии, физики в рамках национального проекта является необходимым условием.

     Предъявляя результаты своей деятельности с точки зрения школы-лаборатории, с точки зрения механизмов управленческой, воспитательной, учебной деятельности, лицей готов принять на своей базе руководителей методических объединений школ, группы педагогов экспериментальных площадок образовательных учреждений, педагогов, заинтересованных в освоении инновационных технологий. Среди форм научно-методической работы лицея предполагается погружение в учебную ситуацию, методические и методологические тренинги, написание проекта собственной образовательной технологии, консалтинговая служба. Мы рассчитываем на базе педагогического лицея, как научно-методической площадки, включить в процесс повышения профессиональной компетентности педагогов и учащихся отдаленных районов области, в процесс совершенствования педагогической компетентности – родительскую общественность.

     Совершенствование материально-технических условий образовательной базы в лицее позволяют реализовать социально ориентированную практику в полной мере. В то же время, мы получаем возможность привести в соответствие высокий уровень квалификации кадрового состава, имеющийся опыт внедрения инновационных программ, проектов и современные оборудованные помещения. Такое соответствие становится качественно новой ресурсной площадкой для предъявления социально значимых результатов образовательной деятельности учреждения.

     Оснащение современным оборудованием кабинетов химии, физики и биологии НГПЛ позволяет совершенствовать работу по выявлению одаренных детей. Результатом работы в этом направлении становятся тиражирование инновационной образовательной практики НГПЛ и система дальнейшей поддержки этих учащихся в освоении учебных предметов, в том числе естественнонаучного цикла. Все это будет способствовать развитию муниципальной и региональной образовательных систем в инновационном и экспериментальном направлениях.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru