О реализации ПНП «Образование» в Новосибирском городском педагогическом лицее
|
Галина Андреевна Коротько,
кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель РФ,
директор МОУ НГПЛ им. А.С. Пушкина
|
Новосибирский городской педагогический лицей (НГПЛ) создан в 1991 году как инновационное образовательное учреждение. На протяжении 15-летней истории лицей сочетает в своей деятельности современное содержание с разнообразием форм и способов образовательной практики. Последние три года отмечены следующими показателями продуктивной деятельности лицея.
С 2003 года НГПЛ – базовая школа по внедрению информационных технологий в образовательных учреждениях г. Новосибирска. Публикации о новых формах педагогических практик, реализуемых в лицее, можно найти в сборниках тезисов научно-практических конференций по проблемам довузовского образования, в «Педагогическом обозрении», журнале «Сибирский учитель».
По итогам первого городского конкурса «Школа года – 2003» НГПЛ стал победителем в номинации «Новое образование – новой России» и Лауреатом конкурса в номинации «Школа – планета детства». Коллектив лицея принял участие в конкурсе «Золотая медаль Сибирской ярмарки» в рамках образовательной выставки «УЧСИБ-2003» и был удостоен Малой золотой медали в номинации «Образовательные технологии». НГПЛ принимал участников VII международной научно-практической конференции «Качество управления образовательным пространством в регионе» (2003г.).
В 2004 году педагогический лицей получил статус экспериментальной площадки «Школа – лаборатория» по созданию системы пролицейского образования (приказ № 352 от 07.06.2004г.). Открыты две дошкольные группы, впервые открыты 1, 2 классы, осуществлен набор в 5, 6, 7 классы. Работа в этом направлении оказывает особое влияние на формирование педагогического мышления учащихся, планирующих продолжение образования в сфере «человек-человек».
В городском конкурсе учебно-методических материалов 2004 года лицей получил Диплом Лауреата в номинациях «Воспитание и социализация личности», «Содержание образования», явился победителем в номинациях «Профессиональное здоровье педагога», «Научно-методическая деятельность».
По итогам областного этапа Всероссийского конкурса «Лучшие школы России – 2004» НГПЛ стал Дипломантом в номинации «Школа профессиональной карьеры». Педагоги лицея были среди организаторов и активных участников Всероссийской научно-практической конференции «Методологическая культура педагога XXI века» (НИПКиПРО, 2004 г.).
Лицей реализует политику активной работы в социокультурном пространстве города и области. В 2004/2005 учебном году педагогический лицей был организатором проведения Дня Ассоциации лицеев и гимназий. Участие в данной работе НГПЛ рассматривает как один из ключевых механизмов взаимодействия в образовательном пространстве города и области.
В педагогическом лицее созданы и работают исследовательские лаборатории по следующим направлениям: преемственность в образовательном процессе (создана в 2004 году), технология коллективной творческой деятельности (создана в 2005 году), проектная методика в образовании, педагогические технологии (созданы в 2006 году). В рамках проектной методики, развития технологии коллективной творческой деятельности коллектив лицея в течение 15 лет работает по изучению творчества А.С. Пушкина. Результатами проектной деятельности ежегодно являются исследовательские работы учащихся, литературные гостиные, творческие конкурсы поэтов, чтецов, в том числе на иностранных языках.
Лицей сотрудничает с региональным Пушкинским обществом. Традиционно в День рождения Царскосельского лицея в НГПЛ проводится Пушкинский бал. 19 октября 2006 года педагогический лицей по инициативе регионального Пушкинского общества совместно с Управлением образования мэрии Новосибирска провел 1-й городской Пушкинский бал. В проведении Пушкинского бала приняли участие 20 лицеев и гимназий города. Постановлением мэра г. Новосибирска от 31.10.2006 № 1141 Новосибирскому городскому педагогическому лицею присвоено имя А.С. Пушкина.
Для оперативного реагирования и проектирования развития учреждения в лицее созданы и успешно работают Центр мониторинга качества образования и Информационно-аналитический центр. Результаты мониторинга качества образования в педагогическом лицее представлены в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы качества педагогического образования» (НГПУ, 2005 г.), на областном съезде работников образования (2005 г.), на методическом семинаре в Областном центре мониторинга образования. Осмысление проблемы качества образования – научно-методической темы коллектива НГПЛ – нашло выражение в публикации монографии Т.И. Березиной и Г.А. Коротько «Управление качеством образования в лицее» (2005 г.). Участие в городском конкурсе учебно-методических материалов принесло НГПЛ победу в номинации «Программа развития образовательного учреждения».
Учащиеся НГПЛ два последних года принимают активное участие в педагогической смене «Открытый урок» Всероссийского Детского Центра «Океан». Педагоги лицея подготовили победителей Всероссийской научно-практической конференции школьников «Юность. Наука. Культура» 2005, 2006 годов: Иванова Анна, учащаяся 11 класса НГПЛ стала Дипломантом на секции «Педагогика, психология, социология»; Козлов Алексей, учащийся 11 класса занял I место на секции по лингвистике и получил Знак отличия «Национальное достояние России». Исследование Алексея было признано лучшим на предметной секции как региональной, так и Всероссийской научно-практической конференции.
НГПЛ – активный участник городской и региональной программ повышения профессиональной квалификации педагогов. Одним из внешних показателей этого участия являются разработанные педагогами и сотрудниками лицея программы для студентов и слушателей НГПУ, НИПКиПРО, Областного центра мониторинга: «Научно-методическая служба в ОУ», «Инновационные учреждения России и региона», «Мониторинг в образовательном процессе», «Основы мыследеятельностной культуры учителя литературы», «Преподавание географии крупными структурно-целостными блоками», «Проектная деятельность на уроках географии», «Экономическое обеспечение развития ОУ».
Коллектив лицея принимает на своей площадке слушателей курсов ФПК НГПУ, НИПКиПРО, ГЦРО, участников научно-практических конференций города, региона. В рамках международной научно-практической конференции «Современные ценности и эффективность моделей образовательных систем» (март, 2006 г.) на базе лицея проходил круглый стол по проблеме «Современные ценности и образовательные технологии», совместно с ГЦРО проведен городской семинар «Организация опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении» (2006 г.). Интерес к лицею как к инновационному учреждению свидетельствует о практико-ориентированной научно-методической работе коллектива лицея, активном внедрении инновационных процессов в образование.
В 2006 году НГПЛ одержал победу в городском конкурсе учебно-методических материалов в номинациях: «Управление развитием образовательного учреждения», «Организация жизнедеятельности детского коллектива», «Профильное обучение». Коллектив педагогического лицея принял активное участие в конкурсе «Лучшие школы Новосибирской области – 2006» и стал его победителем. Учитель географии НГПЛ Чанова М.В. стала победителем районного, Лауреатом городского и областного конкурсов «Учитель года – 2006». НГПЛ участвовал в городском конкурсе «Школа года – 2006» по всем пяти номинациям: «Школа педагогического успеха», «Школа развития», «Школа гражданского становления», «Школа спорта и здоровья», «Школа социального партнерства». В номинации «Школа социального партнерства» лицей получил Диплом победителя.
В рамках национального проекта «Образование» городской педагогический лицей стал победителем конкурса образовательных учреждений, активно реализующих инновационные образовательные программы. Коллектив представил на конкурс инновационный проект «Создание ресурсного центра качества образования» и анализ основных направлений деятельности НГПЛ за последние три года. По итогам конкурса НГПЛ получил специализированные кабинеты химии, физики и биологии, учителя истории, математики и географии получили возможность повысить квалификацию на семинарах в Абакане и Москве («Требования к современному уроку»). Учитель русского языка и литературы Е.В. Шаталов победил в конкурсе лучших учителей Российской Федерации.
В течение пятнадцати лет педагоги лицея создавали такую творческую образовательную среду, в которой естественным путем на основе реализации творческих запросов формируется высококультурная, интеллектуальная, социально-активная личность обучающегося. Поэтому особенности и цели лицейского образования были осознаны каждым учителем, социальным педагогом, руководителем кружка, студии, лаборатории. Имея опыт работы с педагогами над становлением и развитием их педагогического творчества, лицей обратился к решению более сложной задачи: способствовать созданию условий для развития инновационных процессов в городском педагогическом сообществе.
В этом случае педагогический лицей взял на себя ответственность не только за собственное развитие. Цель работы лицея в этом направлении – развивать мотивацию у своих коллег-педагогов и руководителей к повышению новаторского потенциала своего учебного заведения. При этом использование потенциала конкретного образовательного учреждения на современном этапе повышения квалификации и переподготовки является приоритетным. Повышая свой методический и методологический уровень, педагогический коллектив лицея прогнозирует результаты деятельности и возможности, которые могут способствовать развитию муниципальной и региональной образовательных систем в инновационном и экспериментальном направлениях.
Лицей ежегодно выступает практической и методологической площадкой педагогических, исследовательских объединений района, города и региона. Работа лицея как ресурсного центра управления качеством образования является существенным фактором широкого тиражирования образовательных технологий, успешно используемых в НГПЛ. Практический опыт педагогов, классных воспитателей, его теоретическое осмысление позволяют в дальнейшем пропагандировать лицейские технологии, привлекая внимание педагогической общественности к эффективным формам воспитания гражданского сознания, формирования организаторских навыков, развития творческих способностей личности. Наличие в лицее оборудованных кабинетов может дать новый импульс профессионального самосовершенствования. Ведь в концепции лицея принципиально значимым является возможность со стороны педагогов являть своим профессиональным поведением образец саморазвивающейся личности.
Опыт образовательных практик лицея востребован в образовательном сообществе города и региона. Качество предъявления результатов опыта напрямую зависит от технического уровня оснащения самой методической площадки. Современные условия успешности предъявления образовательных и методических программ требуют оснащения специальными технологиями. В этом смысле получение специализированных современных кабинетов биологии, химии, физики в рамках национального проекта является необходимым условием.
Предъявляя результаты своей деятельности с точки зрения школы-лаборатории, с точки зрения механизмов управленческой, воспитательной, учебной деятельности, лицей готов принять на своей базе руководителей методических объединений школ, группы педагогов экспериментальных площадок образовательных учреждений, педагогов, заинтересованных в освоении инновационных технологий. Среди форм научно-методической работы лицея предполагается погружение в учебную ситуацию, методические и методологические тренинги, написание проекта собственной образовательной технологии, консалтинговая служба. Мы рассчитываем на базе педагогического лицея, как научно-методической площадки, включить в процесс повышения профессиональной компетентности педагогов и учащихся отдаленных районов области, в процесс совершенствования педагогической компетентности – родительскую общественность.
Совершенствование материально-технических условий образовательной базы в лицее позволяют реализовать социально ориентированную практику в полной мере. В то же время, мы получаем возможность привести в соответствие высокий уровень квалификации кадрового состава, имеющийся опыт внедрения инновационных программ, проектов и современные оборудованные помещения. Такое соответствие становится качественно новой ресурсной площадкой для предъявления социально значимых результатов образовательной деятельности учреждения.
Оснащение современным оборудованием кабинетов химии, физики и биологии НГПЛ позволяет совершенствовать работу по выявлению одаренных детей. Результатом работы в этом направлении становятся тиражирование инновационной образовательной практики НГПЛ и система дальнейшей поддержки этих учащихся в освоении учебных предметов, в том числе естественнонаучного цикла. Все это будет способствовать развитию муниципальной и региональной образовательных систем в инновационном и экспериментальном направлениях.
|