На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лучшие учителя. Опыт победы


Пять минут в учительской лаборатории

Юлия Анатольевна Андросова,
заместитель директора
по научно-методической работе
высшей квалификационной категории
МОУ Вторая Новосибирская Гимназия

     Добрый день, уважаемые читатели! Надеемся, что у вас нашлось немного свободного времени, чтобы поближе познакомиться с опытом замечательных учителей нашей гимназии – Трифоновой Екатерины Андреевны, Тихоновой Елены Петровны, Самчелеевой Валентины Михайловны – победителями конкурса лучших учителей, организованного в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Мы рады вас приветствовать и организовать небольшую экскурсию в их творческую лабораторию. Добро пожаловать!

     Ни для кого не секрет, что современный учитель – совершенно другой человек, нежели это было несколько лет тому назад. Он и свободно ориентируется в разнообразном потоке информации, и умеет выбрать нужную программу из немалого количества существующих, и знает все учебники по своему предмету, и в образовательных технологиях разбирается. Конечно, все это, с одной стороны, значительно усложняет деятельность учителя, с другой – делает ее многограннее, интереснее, заставляет проявлять творческую инициативу, осуществлять поиск собственных путей. И неважно, сколько тебе лет, главное – ты работаешь в школе, с детьми, молод душой и шагаешь в ногу со временем. Вот такими и являются наши учителя. Давайте знакомиться!

     Трифонова Екатерина Андреевна работает учителем начальных классов вот уже 38 лет. После окончания педагогического училища она работала в небольшой сельской школе в Бурятском посёлке. Была там и учителем, и пионерской вожатой, вела и уроки музыки, и рисования. В гимназию № 2 г. Новосибирска попала в 1985 году – мужа по работе перевели в наш город. Да так здесь и работает уже более двадцати лет. Чего только не случалось в ее педагогической практике! Например, Екатерина Андреевна с улыбкой вспоминает, как на одном из ее уроков ученик, вызвавшись провести физминутку, вздумал покататься по полу между рядами. И молодой учительнице, чтобы не сорвать урок, пришлось на ходу придумывать, как вернуть учебный настрой развеселившимся ребятам. А сколько раз пришлось красить стены и парты в своем учебном кабинете! Один год была даже «хозяйкой» целого этажа: когда начинала эксперимент с шестилетками, в ее распоряжении были и учебный кабинет, и спальня для детей, и игровая. Немало времени занимало в ее жизни и участие в работе профсоюза, и руководство методическим объединением учителей начальных классов. Везде успевала. Не зря ее педагогическая деятельность отмечена немалым количеством грамот и поощрений. Среди них – нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ». А каких замечательных собственных детей вырастила! Сейчас и в воспитании внуков активно участвует. Сегодня ее старший внук Никита учится в ее же 3 «А» классе.

     Вот как описывает свое педагогическое кредо сама Екатерина Андреевна.

     «Зачем приходит маленький человек в школу? Вопрос риторический. Долгое время (особенно, когда я была молодым педагогом) этот вопрос не вызывал у меня ни малейшего сомнения. Конечно же, учиться. Зачем же ещё? Я и сейчас не спорю с этим. И всё же... Маленький человек приходит в школу, прежде всего за счастьем. Он ждёт от нас праздника, встречи с умными и добрыми людьми, а от урока – пусть небольшого, но чуда. Душа его доверчиво открыта. И чтобы она (душа) не захлопнулась, чтобы ребёнок не замкнулся в себе, в своих проблемах, я составила для себя целый свод законов:
     - Быть примером во всем.
     - Учить детей мыслить, отстаивать своё мнение.
     - Не повторять сказанное дважды, уходить от шаблонов, не повторяться по образцу, никого не копировать, искать своё решение и здравый смысл.
     - Верить в детей, в их успех.
     - Создавать условия для умственного, физического и интеллектуального здоровья детей.
     - Видеть перед собой не класс, а отдельного ученика, его неповторимую, уникальную индивидуальность.

     Всё это важно особенно сегодня, когда так велик дефицит доброты, сочувствия, сострадания, терпимости. И только всё это, вместе взятое, помогает мне достигать успешных результатов в обучении и воспитании моих учеников.

     Вот уже 38 лет перед началом нового учебного года пересматриваю свой «багаж», критически оцениваю, что удалось, какие были находки, а от чего следует отказаться, решительно избавиться. И каждый раз понимаю, что самое главное: быть интересной маленьким детям, которых доверяют мне родители. Для меня главным является и то, чтобы дети, которых я учу, с радостью шли в гимназию, не боялись встреч с учителем. Очень коротки эти встречи. Всего 136 недель, а это 816 дней, 4080 часов. Чтобы эти недели, дни и часы были наполнены радостью и теплом, стремлением к новому познанию, чтобы они привели ко мне своих младших братьев и сестёр (а кто-то приводит уже своих детей) мне необходимо тронуть в душе ребёнка невидимые струны души так, чтобы они красиво и нежно зазвучали…»

     Каким образом Екатерине Андреевне удается достигать высокого качества образования? В своей работе она использует современные образовательные технологии (в том числе и информационные). Повышению мотивационной активности учеников в значительной степени способствуют нестандартные уроки. Например, при изучении новой темы или ее обобщении учитель проводит уроки-путешествия, уроки-праздники, ролевые игры, уроки-сказки, уроки на местности. На таких уроках расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. Большое значение придает использованию домашних заготовок, выполненных детьми при подготовке к урокам. Учитывая индивидуальные особенности учеников, всегда предлагает им выполнять только посильные задания, соответствующие их способностям, интересам и склонностям. Динамика учебных достижений её учеников по изучаемым предметам очень успешна. Как правило, маленькие гимназисты – ученики Трифоновой Е.А. – активные участники интеллектуальных конкурсов «Кенгуру», «Кенгурёнок», «Русский медвежонок». Они являются победителями национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» (г. Обнинск), «эйдосовских» олимпиад и других конкурсов.

     С 2001 года учительница ведет факультатив «Уроки литературного творчества» по собственной авторской программе. Программа в составе учебно-методического комплекса и образовательных технологий гимназии была награждена Дипломом Международной Сибирской Ярмарки. Для проведения уроков математики ею разработан целый банк дополнительных заданий – загадки, которые помогают конкретизировать знания о числах, цифрах, геометрических фигурах; считалки для запоминания приёмов сложения и вычитания; скороговорки – при знакомстве с числами; задачи со сказочным сюжетом. Ее ученики не только умеют решать задачи, но и составляют их. На уроках по предмету «Окружающий мир» также используются загадки, народные приметы, народные песни, пословицы и поговорки. Дети подбирают сказки о природе, которые можно инсценировать. А на уроках русского языка какой простор! С помощью произведений фольклора не только изучается, но и закрепляется новый материал.

     В нашей гимназии для учащихся третьих и четвёртых классов традиционно в феврале проводится смотр знаний: интеллектуально-творческие игры «Юные дарования». В течение недели ученики Екатерины Андреевны, наряду с другими детьми, демонстрируют свои знания. Вот лишь некоторые темы докладов, с которыми выступали на таких конкурсах воспитанники Трифоновой Е.А.: «Правописание большой буквы», «Соль, её свойства и применение», «Борис Годунов и смутное время».

     Екатерина Андреевна не только учит детей, но и сама охотно учится, ведет обучение по развивающим программам, использует метод проектов и информационные технологии. Все свои находки и педагогические открытия она с удовольствием представляет коллегам на различных семинарах гимназического, районного и городского уровней. Трифонова – человек отзывчивый и доброжелательный, всегда готовый помочь советом и делом. И не зря многие родители стремятся записать своих детей именно к ней. «Чтобы быть интересным детям, надо быть, прежде всего, интересным самому себе, не потерять вкус к жизни, к работе, и тогда всё получится», – со скромной улыбкой говорит Екатерина Андреевна. И у нее действительно – всё получается!

     А теперь, уважаемые коллеги, давайте перенесемся из стен начальной школы в среднее звено. Здесь уже более двадцати лет успешно работают с детьми Самчелеева Валентина Михайловна (учитель математики) и Тихонова Елена Петровна (учитель истории). Так уж сложилось, что более десяти лет они являются классными руководителями в параллельных классах. Взяв детей в пятом классе, всегда доводят их до выпускного одиннадцатого класса. И сейчас обе учительницы – классные руководители в параллельных шестых классах. Возможно поэтому, несмотря на ярко выраженную индивидуальность учителей, в их творчестве много общего.

     Школьное «вчера» у молодых учительниц начиналось по-разному. Валентина Михайловна пришла во Вторую гимназию (в то время в школу № 68) молодым специалистом в 1981 году, да так здесь и осталась. Немного позже в нашей гимназии появилась Елена Петровна. Её мужа, военного, перевели из Красноярского края в Новосибирск.

     Сегодня учителя вспоминают начало своей педагогической деятельности с улыбкой и счастливым блеском в глазах. На один из первых уроков в новой школе к Елене Петровне явилась почти вся молодёжь Троллейного жилмассива (здесь расположена наша гимназия), чтобы посмотреть на новую молодую учительницу. А Валентина Михайловна вспоминает, как ее долгое время принимали за ученицу-старшеклассницу. Приходилось много читать, сидеть за книгами, готовясь к урокам. И дети сразу признали своих учителей. Что и говорить, светлое было время!

     Обе учительницы успешно сочетают профессиональную деятельность и семейную жизнь. У каждой – замечательная семья, двое детей, любящие мужья. Валентина Михайловна более десяти лет возглавляет кафедру математики. Елена Петровна – бессменный руководитель сначала методического объединения, а затем – кафедры общественных дисциплин.

     Свое педагогическое кредо Самчелеева В.М., отличник народного просвещения, выразила словами Э. Канта – «Учить не мыслям, а мыслить», а Тихонова Е.П. – словами Плутарха: «Ум ребенка – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь».

     Круг педагогических интересов учителей распространяется далеко. В совершенстве владея содержанием преподаваемого предмета, учителя разрабатывают авторские программы спецкурсов и факультативов. Валентина Михайловна является автором спецкурса «Избранные вопросы математики», методического пособия «Личностно-ориентированный подход при обучении математики». Елена Петровна – автор факультативных курсов «Политическая история», «Международное гуманитарное право», «Граждановедение». В последнее время обе учительницы активно увлеклись освоением информационных технологий. В их методических копилках более двадцати разработок уроков с информационной поддержкой. А Валентина Михайловна еще и успешно поучаствовала во всероссийском конкурсе мультимедийных уроков «Кубышка Кирилла и Мефодия».

     В практике учителей уроки-исследования, семинары, уроки-сказки, учебные встречи, общественные смотры знаний.

Валентина Михайловна одной из основных задач считает формирование средствами математики самостоятельной, творческой личности, способной адаптироваться в любых условиях, найти применение своим способностям в современном мире. Благодаря умелому формированию положительной мотивации, активно привлекает учащихся к исследовательской работе, решению нестандартных задач. Она работает как по программам углубленного изучения математики, так и в гуманитарных классах. В своем самоанализе она пишет: «Прежде всего, стараюсь создать благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных возможностей. В начале пути всегда забочусь о формировании дружного, здорового коллектива. В любой сложной ситуации защищаю права и интересы ребенка, регулирую межличностные отношения между детьми, способствую гуманизации отношений». И, конечно же, дети отвечают ей добром! На уроках царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, вза имоуважения, доверия к ученику. Умело создаются условия для творческого роста детей. Среди учеников Самчелеевой В.М. есть победители областных олимпиад, всероссийских дистанционных конкурсов, призеры Международного конкурса «Кенгуру», всероссийских дистанционных эвристических олимпиад «Эйдос».

     Достичь высоких результатов Валентине Михайловне помогает умение четко организовать свою деятельность на основе грамотно построенных задач. Вот лишь некоторые из них:
     - использовать образовательные технологии для развития индивидуальных способностей учащихся;
     - принимать активное участие в эксперименте «Индивидуальные образовательные программы гимназистов с использованием элементов профильного обучения;
     - осуществлять руководство исследовательской деятельностью учеников;
     - продолжить совершенствование системы регулярного самоконтроля, самоанализа, поиска новых путей развития собственной личности и личности учащегося.

     Участие в конкурсе лучших учителей помогло Валентине Михайловне не только проанализировать свою прошлую деятельность, но и заглянуть в будущее. В ее планах разработка новых программ, создание новых приемов, открытие новых форм работы.

     Педагогический стаж Тихоновой Елены Петровны составляет 36 лет. И все эти годы она ни на миг не остановилась в совершенствовании своего педагогического мастерства. На ее уроках всегда достигается эмоциональное состояние, позволяющее создать ситуацию свободного самовыражения и общения учащихся. Ученики Елены Петровны не только имеют прочные знания по общественным дисциплинам, но и обладают информационной культурой. Они умеют выбрать главное, систематизировать полученную информацию, составить план, тезисы, конспект. Стоит лишь один раз взглянуть, как проходят уроки Елены Петровны, как сразу становится ясным, что в основе ее деятельности лежит компетентностный подход. Ученики свободно выдвигают и доказывают гипотезы, оценивают события, сравнивают характерные черты исторических фактов и явлений, интерпретируют их примерами. Развитие творческих способностей учащихся продолжается и во внеурочной работе. Ежегодно ученики Тихоновой Е.П. становятся победителями районных и городских научно-практических конференций, призерами олимпиад. Не осталась Елена Петровна в стороне и от участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Ее ученики активно и результативно принимают участие во всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах «Эйдос», в телекоммуникационных турнирах, организованных Воронежским педагогическим университетом. За участие во Всероссийской Интернет-олимпиаде на лучшее знание парламентаризма и деятельности Совета Федерации ее ученики награждены дипломом победителя. Да всего и не перечесть! На кафедре общественных дисциплин, которой руководит Тихонова Елена Петровна, сформирована четкая система работы. Благодаря инициативе кафедры в гимназии разработаны и реализуются проекты «Учимся демократии», «Оставь свой след в истории гимназии», проводятся гражданские форумы, организована работа дискуссионного клуба «Дебаты».

     Цель своей педагогической деятельности Елена Петровна определила так: «Создание условий, способствующих формированию у гимназистов ключевых компетенций в гражданско-правовой, коммуникативной, интеллектуальной и информационной сферах». Достичь такой непростой цели Елене Петровне помогает использование современных образовательных технологий. В ее арсенале технология обучения в сотрудничестве, «Портфолио» ученика, здоровьесберегающие технологии, рейтинговая система оценки знаний.

     Всем известно, как непросто оценить качественные составляющие образовательного процесса. И на этот случай у Елены Петровны разработаны четкие критерии. Например, в своей конкурсной работе она пишет:

     «Для отслеживания формирования социальных компетенций, я учитываю следующие критерии:
     объективность – тщательно разрабатываю критерии оценивания; адекватность – подбираю, какое задание можно адекватно показать, чтобы ученики достигли ожидаемых результатов, являются ли эти знания, умения, ценности полезными в жизни, применимы в реальной жизни; интегрированность – оценивание включено в сам процесс;
     открытость – критерии оценивания заранее известны ученикам, они знают, что и как будет оценено;
     доступность – формы оценивания просты и доступны. Использование таких критериев позволяет мне комплексно оценить достижения в социализации учащихся...»

     Елена Петровна активно работает в районном методическом объединении учителей общественных дисциплин, сотрудничает с кафедрой истории, обществознания и экономики НИПКиПРО, является членом районной аттестационной комиссии. За достигнутые успехи и значительный вклад в образование Елена Петровна Тихонова неоднократно награждалась Почетными грамотами. Она – Заслуженный учитель Российской Федерации. И при всех своих заслугах остается человеком тактичным, простым, отзывчивым и трудолюбивым.

     Трудно в небольшой статье описать работу таких замечательных личностей. Мы очень надеемся, что наш рассказ будет продолжен. Мы не сомневаемся, что в педагогическом сообществе много ярких звезд. И среди них достойное место занимают учителя Второй Новосибирской Гимназии – Тихонова Елена Петровна, Самчелеева Валентина Михайловна и Трифонова Екатерина Андреевна. Не зря в конкурсной таблице их рейтинг был наивысшим!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru