На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лучшие учителя. Опыт победы


Учитель литературы приходит к ученикам не с истиной, а с идеей

Светлана Борисовна Бахтинова,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 202, отделение «Умка»

     Так уж сложилось, что в нашей семье встретились люди двух профессий. Врачи и педагоги. Так уж сложилось, что я и мои двоюродные братья и сестры выбирали: врачом быть или учителем.

     Вокруг меня было больше педагогов: Николай Михайлович Бахтинов (дедушка, учитель математики), Ксения Алексеевна Бахтинова (бабушка, учитель русского языка и литературы), Николай Георгиевич Томилин (дядя, учитель физики), Алексей Лисицын (мой прадедушка, учитель истории), Ольга Ивановна Савина (бабушка, учитель истории и директор школы), Савина Татьяна Ивановна (бабушка, учитель в церковно-приходской школе), Мария Ивановна Савина (бабушка, учитель биологии, директор школы).

     Мой дедушка, Николай Михайлович Бахтинов, учитель математики. Работал в Морозовске в Ворошиловской школе завучем и учителем математики. Потом началась Великая Отечественная война, и дедушка ушел на фронт, был тяжело ранен. Инвалид второй группы, он вернулся в Ворошиловскую школу и работал в ней до переезда с семьей в Новосибирск. В Новосибирске работал в школе № 100 и в школе-интернате № 161 Заельцовского района.

     Моя бабушка – Ксения Алексеевна Бахтинова (в девичестве Лисицына) – учитель русского языка и литературы. Работала в школе с 18 лет (1923 г.) после окончания Новочеркасской гимназии учителем начальных классов в Морозовске.

     Я вспоминаю, как, рассматривая мои тетрадки по русскому языку, бабушка переживала, что у меня «неправильный» почерк. Она рассказывала, что ее ученики «писали очень красиво и все как один». Однажды бабушка со своей коллегой возвращались домой: каждая с пачкой тетрадей. И угораздило же их остановиться и начать показывать друг другу, какие аккуратные и красивые у каждой тетрадки, как аккуратно и чисто пишут ученики каждой. Подул ветер – тетради разлетелись. Бабушка и ее коллега собирали тетрадки, выпавшие из тетрадок промокашки. Тетрадки были собраны, промокашки вложены на место… И только дома в одной из тетрадок бабушка обнаружила пятно. «Я аккуратно убрала страничку и своим почерком дописала несколько строчек: у нас с учениками был одинаковый почерк», – завершила свой рассказ бабушка.

     Ксения Алексеевна окончила педагогический институт в Ростове-на-Дону и стала преподавать русский язык и литературу с 5 по 7 класс. На фотографии 1948 года – бабушка с учениками седьмого класса Морозовской Ворошиловской школы.



     Старшие классы, литература, русский язык: стопки сочинений как сопки. Добавилась вечерняя школа. Я представляю себе бабушкин рабочий день: Ксения Алексеевна после уроков в школе (две смены!) собирается в вечернюю школу, на завод. Бабушка рассказывала, что ее очень ждали на уроки ее взрослые ученики: она не просто преподавала литературу и русский язык, она ставила со своими учениками спектакли: сами писали сценарий, сами шили костюмы.

     1955 год – Орден Ленина… Бабушка очень гордилась этой наградой, но особой ее гордостью были ее ученики: она получала от них письма, радовалась их успехам.

     Я вспоминаю: бабушка раскладывает фотографии разных выпусков. Она помнит всех. Она знает судьбу почти каждого. Целая жизнь в одной школе. Вся жизнь – школе.

     Я – Бахтинова Светлана Борисовна – учитель русского языка и литературы… Мне посчастливилось стать учителем. Я работаю в школе двадцать лет. Сказать, что я люблю свою работу – ничего не сказать.

     Многие мои ученики выбрали профессию учителя.

     Как отмечала к.п.н. Э.Н. Горюхина, мой учитель, так уж сложилось, что творчество стало уделом разных форм внеклассной работы или о творчестве говорят в применении к детскому сочинительству, представленному на уроках фрагментарно. Мне кажется, что само изучение литературы может стать творческим процессом. Исследовательская работа ученика на уроке есть по сути своей творческая деятельность. Следовательно, творец-ученик формируется нами не только тогда, когда он пишет стихи, но и когда читает книгу.

     Тема моей методической работы «Формирование и развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы».

     Исходя из основной педагогической идеи о том, что каждый ребенок способен созидать и творить, цель своей работы я вижу в создании условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика.

     При этом необходимо учитывать следующие факторы:
     1. Учитель литературы приходит к ученикам не с истиной, а с идеей.
     2. Учитель должен отказаться от практики пассивной передачи знаний, которая объясняет, вместо того, чтобы заставлять придумывать и открывать вновь.
     3. Ученик имеет право на ошибку.
     4. Учитель и ученик — партнеры, отсюда — доверительно-искренний характер их взаимоотношений.

     Таким образом, особенностью технологии становится способ организации труда, при котором учителю отводится роль партнера, направляющего поисковую, творческую деятельность учеников.

     Для этого необходимо:
     1. Создать исходную проблемную ситуацию, которая заинтриговала бы ученика, положила бы начало его творческой деятельности.
     2. Стимулировать учащихся к постановке как можно большего числа вопросов по проблеме, поиску ответов на поставленные вопросы.

     Поиск может быть индивидуальным, групповым или совместным, в зависимости от темы урока. Главное, чтобы овладение новыми знаниями было связано с творчеством.

     Результат поиска может быть различным:

     1. Небольшая творческая письменная работа индивидуального характера. Такие работы представляют фрагменты будущего сочинения. Э.Н. Горюхина предлагала своим ученикам на полях подобной работы писать «без оценки», что снимало страх перед тем, что работа будет «написана неправильно».

     2. Рефлексия как анализ движения собственной мысли, чувства, ощущений... Может проводиться в письменной или устной форме.

     Какой должна быть позиция учителя? Учитель в процессе работы на уроке только указывает направление, все задания и вопросы, которые дает учитель, должны подключать воображение ребенка, вести его по пути поиска и творчества.

     Какие я вижу проблемы на пути реализации технологии?

     Непрочитанный текст или прочитанный «по диагонали», невнимательно, с пропуском важных деталей, эпизодов. Согласитесь, что чтение – сложный творческий процесс, требующий высокого напряжения интеллекта и чувств, памяти и воображения, опирающийся на всю духовную сферу жизни человека и непосредственно от неё зависящий. Поэтому первым шагом на пути реализации технологии становится «воспитание читателя». Для этого разрабатывается система заданий, карточек, тестов по изучаемым в классе текстам с целью:
     1. Проверить, прочитан ли текст.
     2. Спровоцировать на повторное, более внимательное чтение.
     3. При повторном чтении вывести учащихся на элементы анализа (сопоставление деталей, эпизодов, персонажей и т.д. в тексте).

     Например, по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина (повторение в 10 классе) предлагаю следующие вопросы:
     1. На знание текста (подобные вопросы предполагают проверку «степени прочитанности – непрочитанности», их формулировка: «О чем / о ком идет речь?», «Кто произносит следующие слова?»).
     2. Вопросы, провоцирующие возращение к тексту, такие как «продолжите фразу».
     3. Вопросы, выводящие на элементы анализа (сопоставление деталей, эпизодов, персонажей и т.д. в тексте – текстах).

     Ещё один аспект творческой деятельности читателя – конкретизация. Даже повторяя в какой-то мере путь воображения, чувств, мысли, пройденный при создании произведений автором и «запечатленный» в его жизни, читатель вновь пройдет этот путь в своем восприятии не в точности по авторскому маршруту, а по своему и – что всего важнее – с несколько иным результатом. Чтение и анализ текстов позволяет научить школьников воспринимать и воспроизводить прочитанное и на этой основе излагать свои собственные мысли. Обучение чтению предполагает обучение восприятию и интерпретации прочитанного.

     Так, например, в ходе работы над «Болдинскими побасенками» А.С. Пушкина (групповая работа) заполняется таблица, в которой учащиеся соотносят с пушкинскими произведениями сюжеты, пародируемые в «Повестях Белкина». Кроме того, учащиеся делают вывод, как реализуется пародируемый традиционный сюжет в каждой из повестей.

     Или перед работой над романом «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского предлагаю работу с эпизодом из романа «Униженные и оскорбленные» (групповая работа: каждая группа получает свое задание, разрабатывает его и выносит на общее обсуждение результаты работы) с первой вступительной главой романа. В этой главе заданы основные темы и связанный с ними сквозной мотив произведения — мотив сумерек. Сумеречные и ночные часы — общий фон происходящих в романе событий — развернутая метафора. Работа с этим эпизодом позволяет «включиться» в текст «Преступления и наказания»: учащиеся без труда находят общие с анализируемым эпизодом мотивы уже самостоятельно, это, в свою очередь, стимулирует внимательное и творческое чтение и активный читательский поиск.

     Чтение и анализ прочитанного расцениваются как важнейшие коммуникативные умения, на базе которых развиваются и совершенствуются другие коммуникативные умения, прежде всего умение излагать свои собственные мысли.

     Иерархия видов деятельности и усложнения общения с художественным произведением существенно влияет на объем содержания общения, общение учителя с классом, учеников между собой. Общение не просто обмен информацией, процесс общения предполагает взаимодействие его участников, личностный характер этого процесса требует исполнения ряда условий, без которых общение не состоится:
     1. Спонтанность восприятия, одновременность, совместность реакций собеседников.
     2. Информативность. Собеседники должны обладать разным объемом и характером информации, чтобы могло состояться взаимообогащение участников диалога.
     3. "Фасцинация", т.е. очарование партнера. Обоюдная заинтересованность друг в друге и в предмете разговора приводит к тому, что адресат готов получить сообщение повторно. Ведь слушаем же мы вполне знакомое музыкальное произведение, находя в нем все новые и новые чувства, смыслы, тем самым, усиливая эстетическое наслаждение.

     Сложность педагогической ситуации на уроке литературы заключается в том, что мы должны организовать не только общение школьников внутри классного коллектива, но и наладить контакт с литературным произведением, писателем, а это предполагает развитие способности перенесения себя в мир другого человека, в незнакомые жизненные ситуации, т.е. преображение себя, выход за пределы себя. Каждый писатель, каждая новая художественная система, построенная на своеобразном мировосприятии, требует сдвигов в развитии читателя.

     Обращение к текстам А. Платонова спровоцировало появление множества сочинений, как по творчеству этого удивительного писателя, так и сочинений – впечатлений (Эти работы были опубликованы в книге «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Выпуск 4. Юбилейный.– М., ИМЛИ РАН, «Наследие». 2000., 960 с.).

     Возникает необходимость воспитания эстетически развитого читателя с высоким художественным вкусом, чувствующего родство и специфические различия разных видов искусства, место их в ряду художественной словесности, умеющего заметить, назвать, оценить по достоинству её изобразительно-выразительные средства, отдать должное труду и таланту художников слова, отличить подлинное произведение словесного искусства от ширпотреба.

     Включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, при этом у ученика не складывается ощущение того, что представление ему навязано. Оно возникает само собой, и эта свобода его появления придает возникшему образу личностный характер.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru