На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 2 мая 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лучшие учителя. Опыт победы


Учитель по призванию

Юлия Борисовна Яхно,
руководитель высшей квалификационной категории,
заместитель директора
по научно-методической работе
МОУ СОШ № 29 с углубленным изучением
предметов образовательной области «Физическая культура»

     Романов Борис Викторович работает в школе № 29 в качестве учителя физической культуры в течение 43 лет. Имеет высшее педагогическое образование. В 1968 году окончил Омский институт физической культуры и спорта по специальности «Преподаватель физической культуры».

     В 1973 году за достигнутые успехи награжден значком «Отличник народного просвещения» как лучший работник Министерства просвещения РСФСР.

     В 1987 году ему было присвоено звание «Учитель-методист» за многолетнюю научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность в области преподавания предмета «Физическая культура», тиражирование передового педагогического опыта.

     В 1991 году Романов Б.В. получил звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» за заслуги в обучении и воспитании учащихся и многолетний добросовестный труд.

     В 1996 году учителю была присвоена высшая квалификационная категория, подтвержденная в ходе аттестации педагогических кадров в 2001 и 2006 гг.

     В течение многих лет педагог работает по авторской технологии и авторским учебным программам. Ядро технологии – индивидуализация обучения физической культуре. Технология педагогической деятельности описана Романовым Б.В. в пояснительных записках к авторским учебным программам, факультативным и элективным курсам.

     Содержание образования в области преподавания физической культуры модернизировано Борисом Викторовичем в соответствии со статусом ОУ – школы с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура», в соответствии с профилизацией III ступени образования по оборонно-спортивному направлению.

     Об эффективности организации преподавания предмета свидетельствует тот факт, что в учебный план, помимо третьего и четвертого часов предмета «Физическая культура», вводятся факультативы и элективные курсы по теории физической культуры и спорта, основам предпрофильной подготовки, автором которых является Романов Б.В.

     Таких программ за последние четыре года разработано более 20, все они имеют внешнюю экспертизу и соответствуют требованиям, предъявляемым к такого рода документам («Школа выживания», «Спортивные игры», «Выживание в экстремальных ситуациях», «Прикладная физическая культура», «Основы тренерской работы» и др.).

     Владея в совершенстве традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», учитель использует активные формы обучения: проектирование, моделирование, проблемные лекции, диспуты, брейн-ринги, элементы передовых педагогических технологий.

     Показатели качества образования по предмету «Физическая культура», изучаемому на углубленном и профильном уровнях, значительно выше средних показателей по ОУ. Общий показатель по предмету «Физическая культура» составляет 100%. Качественный показатель – 70%. Показатели остаются стабильными в течение многих лет.

     На каждого ученика ведется дневник наблюдений, в который вносятся все успехи ребенка в области физического развития, что позволяет отслеживать результаты обучения по предмету «Физическая культура». Мониторинг достижений обучающихся осуществляется учителем с 1972 года.

     Знания, умения, навыки углубленного и повышенного уровня обучающиеся подтверждают на городских и региональных олимпиадах, конкурсах:
     – первое место в олимпиаде школьников по культуре здоровья и безопасности жизнедеятельности «НЕБОЛИТ-2006»;
     – дипломы I, II, III степени в НПК «Юность. Наука. Культура.» в 2002-2006 г.г. (секция «Физическая культура»);
     – призовые места на олимпиадах районного, городского, областного уровней по предмету «Физическая культура» (2001-2002 уч.год – I место в Центральном районе, II место в г. Новосибирске; 2002-2003 уч.год – I место в Центральном районе, I место в НСО).

     В ОУ методическим объединением учителей физической культуры, руководителем которого является Романов Б.В., организовано проведение спортивных часов и динамических пауз. Во второй половине дня и в выходные дни работают спортивные секции. В каникулярный период и летнее время функционирует лагерь с дневным пребыванием, где налажена физкультурно-спортивная деятельность.

     Все уроки физической культуры, физкультурные и спортивные занятия второй половины дня Романова Б.В. объявлены открытыми для представителей общественности, заинтересованных лиц, социальных партнеров, родителей.

     Усилиями Бориса Викторовича материально-техническая база занятий физической культурой и спортом обеспечена необходимым оборудованием и инвентарем, в том числе за счет привлечения средств многоканального финансирования, спонсорской помощи выпускников-спортсменов прошлых лет.

     В большом спортивном зале имеется все необходимое для реализации углубленного и профильного уровней изучения предмета «Физическая культура». На территории школы разбит спортивный городок, в зимний период прокладывается лыжня длиной в 400 метров. В 2000 году был оборудован тренажерный зал. В 2005 году открылся малый спортивный зал, оснащенный всем необходимым для занятий физической культурой младших школьников. В 2005 году на школьном стадионе был сооружен корт для занятий большим теннисом.

     Особой гордостью Романова Б.В. является лыжная база ОУ, которая функционирует более 30 лет и обеспечивает на бесплатной основе обучающихся и их родителей снаряжением для зимних видов спорта. Объекты инфраструктуры, обеспечивающей физкультурно-спортивную деятельность, поддерживаются в образцовом порядке.

     Учителем координируется деятельность школьного комитета содействия развитию физкультуры и спорта, в который входят родители, выпускники, представители общественных организаций.

     Борис Викторович входит в состав медико-социально-психологической службы, которая сопровождает учебно-воспитательный процесс. Службой систематически проводится динамическое наблюдение за здоровьем детей с целью определения группы развития для занятий физической культурой. Медики сотрудничают с преподавателями физкультуры по вопросам медико-педагогического контроля при проведении уроков физкультуры, профилактике и учету травматизма, обеспечения безопасного образовательного пространства во время динамических занятий.

     Анализ эффективности работы учителя за последние годы показал, что реализация воспитательных задач спортивно-оздоровительного направления осуществляется через систему спортивных школьных, районных и городских мероприятий, направленных на массовое, командное и индивидуальное участие школьников. Формированию навыков ЗОЖ, основ культуры здоровья у обучающихся способствуют школьные спортивно-оздоровительные мероприятия и творческие семейные спортивные праздники: КТД «Сибиряк», «День бегуна», «День прыгуна», «День метателя», «День туриста», «День здоровья», «Школьный забег» и др. Ежегодно проводятся спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Праздник первой лыжни», конкурс на звание «Лучший спортсмен года». Каждый год от 20 до 50% школьников принимают участие в городских акциях «Фестиваль Сибирского бега», «Лыжня России», «Вместе к здоровью». Внеклассными мероприятиями охвачены до 85% обучающихся, 20% семей.

     Борис Викторович – Учитель по призванию. Среди выпускников школы (1964-2006 гг.) – 12 мастеров спорта международного класса, 105 мастеров спорта, 96 кандидатов в мастера спорта, 27 чемпионов Европы, 141 чемпион России. Выбрали профессию преподавателя физической культуры – 27 выпускников, тренера по различным видам спорта – 21 выпускник, работают в системе физкультуры и спорта – 36 выпускников.

     Двое выпускников преподают физическую культуру в МОУ СОШ № 29. Учителем организована деятельность привлеченных к физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности лиц из числа родителей и выпускников прошлых лет, которые входят в школьную ассоциацию спортсменов и лигу независимых тренеров.

     Учитель направляет и координирует деятельность органа ученического соуправления – совета физоргов, действующего в ОУ более 30 лет.

     За многолетнюю педагогическую деятельность Романовым Б.В. накоплен огромный дидактический материал по предмету.

     В 1972 году в школе был создан методический кабинет физической культуры, в котором аккумулированы результаты многолетней исследовательской, методической и практической деятельности ОУ в области ЗОЖ, физкультуры и спорта: методические разработки, сценарии, конспекты уроков, материалы мониторинга, подборки публикаций о школе, почетные грамоты и др.

     Создан музей спортивных достижений школы, где представлены дипломы, кубки, завоеванные учениками Бориса Викторовича за последние 40 лет. На стендах размещены материалы о лучших спортсменах школы.

     В 1998 году на базе методического кабинета создана кафедра физической культуры. Кафедра руководит инновационной деятельностью в области физкультуры и спорта: организует и отслеживает реализацию углубленного и профильного изучения предметов образовательной области «Физическая культура».

     Кафедра физической культуры ведет издательскую деятельность. В 2002 году в типографии НИПКиПРО было издано методическое пособие «Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование потребности в здоровом образе жизни». В методическое пособие вошли авторские учебные программы Романова Б.В., предполагающие углубленный уровень изучения предмета «Физическая культура» для учащихся 2-11 классов и программа предмета «Прикладная физическая культура» для старших школьников. Методическое пособие было отмечено Малой золотой медалью «УчСиб-2002» в рамках Сибирской ярмарки.

     Имея за плечами значительный опыт педагогической деятельности, в течение многих лет учитель входит в состав творческих групп, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в области ЗОЖ, физкультуры и спорта, является соавтором ряда программ и проектов («7 ступеней», «Здоровье после звонка», «Спорт для всех» и др.). Программы и проекты отмечены благодарственными письмами, почетными грамотами, медалями городского и регионального уровней.

     На базе ОУ функционирует постоянно действующий методический семинар для учителей физической культуры района, города, области по следующим темам:
     в 2003 году – «Методика преподавания физической культуры на углубленном уровне»;
     в 2004 году – «Преподавание физической культуры в условиях реализации оборонно-спортивного профиля»;
     в 2005 году – «Организация итоговой аттестации по физической культуре»;
     в 2006 году – «Технология разработки и реализации элективных курсов по физической культуре».

     Кафедра физической культуры ежегодно проводит методические семинары-практикумы районного, городского и областного уровней, на которых Романов Б.В. делится передовым педагогическим опытом с коллегами:
     2003-2004 учебный год – мастер-класс Романова Б.В. по теме «Реализация углубленного уровня изучения предметов образовательной области «Физическая культура»»;
     2004-2005 учебный год – большой спортивный праздник в рамках творческого отчета перед родительской и педагогической общественностью в форме «Дня ГО», посвященный 60-летию образования Центрального района;
     2005-2006 учебный год – презентация методической, практической научно-исследовательской деятельности кафедры физической культуры в рамках творческого отчета школы перед руководителями ОУ Центрального района и города.

     Романов Б.В. является наставником молодых учителей. На базе кафедры физической культуры в течение 20 лет активную практику проходят будущие учителя физической культуры – студенты физкультурно-педагогического колледжа и студенты факультета физической культуры НГПУ.

     Учитель продолжает повышать профессиональный уровень. В 2005 году на базе НИПКиПРО Борис Викторович прошел курсовую переподготовку по теме: «Повышение качества УВП в условиях модернизации российского образования».

     Динамику достижений педагогической деятельности учителя можно отследить в том числе и по результатам общественного признания успехов школы в области физкультуры и спорта: «Школа ЗОЖ» (с 1998 года), школа с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура» (с 1998 года, статус подтвержден в ходе аттестации в 2004 году), профильная школа (с 2004 года). ОУ – городская экспериментальная площадка «Школа – центр семейного физкультурно-оздоровительного и спортивно-творческого движения «Спорт для всех» (с 2006 года).

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru