Системный подход в работе с одаренными детьми как возможность развития интеллектуальных и творческих способностей личности
|
Тамара Васильевна Пастухова,
учитель литературы высшей категории,
заведующая гуманитарной кафедрой
МОУ Лицей № 200
|
Я, Пастухова Тамара Васильевна, учитель литературы и русского языка лицея № 200, проработав в школе почти четверть века, могу сказать, что за это время у меня сложилась определенная система преподавания в старших классах, а так как последние десять лет работаю в гуманитарных классах, то и система преподавания в специализированных классах.
Основы моего подхода к преподаванию литературы, главного в моей работе учебного предмета, кроются в тех проблемах, которые стоят перед школой вообще и учителем литературы в частности.
Считаю целью своей работы дать ученикам основы литературного образования, чтобы любую книгу наш ученик-читатель мог глубоко и с пользой для себя освоить, войти в мир автора, т.е. сделать своими нравственные и эстетические ценности, которые заключены в художественном тексте.
Цель литературного образования – научить читать книги, т.е. осмысливать и переживать то, что изображает автор; оценивать, соотносить открытое со своими представлениями и ценностями. Литературное образование может стать и основой формирования личности, создания своего образа на великих нравственных, культурных образцах.
Считаю, что это возможно и осуществимо лишь в том случае, если учитель литературы посмотрит на свой предмет как на искусство, а на учеников – прежде всего как на читателей. Тогда целью урока станет не сообщение знаний по истории и теории литературы, а обучение самостоятельному творческому прочтению произведения, «мыследеятельность» (Лазарева В.А.) на уроке, объектом которой будет художественный текст, содержанием работы – его анализ и интерпретация.
Учитель и ученик при этом должны находиться в ситуации сотрудничества. Задачей учителя должна стать организация совместного осмысления и сопереживания, побуждения к личностной оценке мотивов поступков героев произведений, их отношений. Ребенок должен доверять учителю. Только тогда возможно воспитание Читателя, который «судит, наслаждаясь текстом, и наслаждается, рассуждая» (Гете). Читателем в полном смысле этого слова мы можем назвать человека, для которого чтение является потребностью, формой духовной жизни и средством создания себя как личности.
Если же ученики не подготовлены к восприятию художественного текста, то все усилия учителя становятся бесплодными и даже самый совершенный отбор программных произведений – бесполезным. В конечном итоге это приводит к потере читателя, что мы и наблюдаем в последнее время.
Направления работы
Свою работу учителя в МОУ лицей № 200 могу представить следующим образом:
1. Преподавательская деятельность как учителя русского языка и литературы. Цель – дать знания (т.е. обучить) и создать такие учебные ситуации, которые смогли бы дать возможность саморазвиваться ученику, заявляя о своем «Я». Для осуществления этой цели была разработана технология обучения.
2. Внеклассная работа по предмету (прежде всего в гуманитарном классе). Цель такой работы – развитие творческой стороны интеллекта, возможность творческого самовыражения (литературная газета «Начало»).
3. Работа с одаренными детьми, совершенствование их способностей (олимпиады по предметам, НПК учащихся, Кирилло-Мефодиевские чтения). Цель – развить интерес к определенным дисциплинам, темам, разделам и т.д., углубить знания, сформировать навыки научно-практической деятельности.
4. Работа классного руководителя гуманитарных классов. Цель – создать коллектив единомышленников, объединенных общими интересами, потребностями.
5. Работа в качестве заведующего гуманитарной кафедрой лицея №200. Цель – создать условия и возможности для профессионального роста преподавателей, для развития творческого потенциала учителя и ученика.
Некоторые аспекты работы в качестве учителя литературы
1. Работая с художественным текстом, важно выбрать правильный подход к его анализу. Структурный подход к анализу текста, с нашей точки зрения, отвечает требованиям современной методики. Следует отметить положительные стороны данного подхода:
– возможность увидеть, представить произведение как единое целое, как сложную систему взаимосвязанных элементов, которые можно при необходимости рассмотреть каждый в отдельности;
– возможность рассмотреть произведение в контексте всего творчества автора или в контексте литературы определенного периода. Так, например, тема завершающего урока по творчеству Булгакова в 11 гуманитарном классе «Философское осмысление сути человека в творчестве Булгакова. Спор о человеке» позволяет обратиться к трем произведениям автора: романам «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» и повести «Собачье сердце». А тема «Писатели эпохи безвременья в контексте русской литературы» дает возможность провести параллели между литературой 19 века и литературой рубежа веков, наметить связи, проследить традиции, увидеть особенности литературы этого периода;
– при таком подходе, говоря о проблематике произведения, можно одновременно рассмотреть особенности поэтики;
– различные виды сопоставительных анализов дают возможность глубже понять особенности каждого текста, каждого героя;
– и наконец, при сегодняшнем отношении к литературе как учебному предмету, когда количество часов с каждым годом сокращается, такой подход дает возможность сэкономить учебное время.
2. Следующий аспект:
работая в основном со старшеклассниками, сразу ставлю перед ними задачу: правильно понимать текст – это «вычитывать» точку зрения автора и в своих рассуждениях исходить из авторской позиции. (А для этого необходимо знать эпоху, философскую основу творчества, мировоззрение, общественную позицию автора.) Читать, анализировать – значит понимать автора, а уже потом высказывать собственное мнение, собственное отношение к позиции писателя.
3. Особое внимание уделяю теоретической подготовке учащихся. Специальные уроки по теории литературы, спецкурсы «АХТ» и «Основы русской словесности» в гуманитарных классах – все это дает возможность понять, как «делается» текст.
4. Отсюда четвертый аспект.
От понимания того, как строится художественный текст, что такое авторский стиль – к созданию собственных творческих работ.
Ребятам предлагаются разные виды творческих работ:
– сочинение по опорным словам;
– крохотки – миниатюры, зарисовки на заданную или свободную тему (их можно прочитать в литературной газете «Начало»);
– сочинения-эссе, например, «Я читаю Булгакова…»;
– сочинение-анализ поэтического текста;
– рассказы разных типов: рассказ-повествование, рассказ-описание, рассказ – психологический портрет, фантастический, детективный, мистический рассказы.
Много работаем над совершенствованием обычных плановых школьных сочинений. Каждая работа ученика сопровождается рецензией учителя; со временем необходимость в рецензии для каждого отпадает, но устный анализ работ обязателен всегда.
Особое внимание уделяю поэтическим текстам ребят, пытаюсь бережно объяснить все недостатки, неточности в выборе слова, шаблонность фразы, избитость рифмы, отмечая при этом все находки юных поэтов. Лучшие стихи публикуются в рубрике «Являться муза стала мне…» в газете «Начало» и в поэтических альманахах, которые ежегодно издаем в лицее.
Итогом такой работы является литературная газета, которая была основана в 1998 году ребятами первого гуманитарного класса. Газета помогла многим ребятам выработать свой стиль, помогла избавиться от страха «чистого листа» (Е. Ильин), а некоторым выбрать профессию, связанную с журналистикой.
Главный результат такой работы в том, что ребята проявляют интерес к книге, чтению, получают удовлетворение от тех находок, которые сами делают, умеют вчитываться в текст, обращая внимание не только на смысловую его сторону, но и на то, как этот смысл «сделан» автором: на структуру текста, на его лексическую сторону, на средства художественной изобразительности, особенности синтаксиса. Рост читательского мастерства можно проследить по результатам семестровых экзаменов в 10 и 11 гуманитарных классах, когда десятиклассники делают лишь попытки анализа во время экзамена «Анализ художественного текста», а на экзамене в 11 классе показывают глубокое вхождение в текст, понимание авторской позиции.
Результатом своей работы считаю также участие учеников в районных, городских, областных олимпиадах. Ежегодные призовые места в районных олимпиадах как по литературе, так и по русскому языку, два последних года первые места в городской олимпиаде по литературе, 4 место в 2004 году в областной олимпиаде и 3 место в 2005 году – таков итог нашего участия.
Успешное участие в НПК школьников, выбор тем для рефератов («Мотив хаоса в художественном мире Ф. Тютчева», «Философия смерти и бессмертия в поэзии Ф. Сологуба», «Художественное пространство в повестях Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др.) говорит об умении ребят анализировать текст, подходя к анализу с научной точки зрения.
Но главный результат, с моей точки зрения, – это существующая с 1998 года литературная газета «Начало», которая объединила ребят, желающих совершенствовать свои способности, а также дала возможность печататься всем желающим. Многие ребята открыли в себе писателя или поэта именно благодаря газете.
Таким образом, данный подход к анализу и интерпретации художественного текста дает возможность ребятам понимать и правильно прочитывать книги мастеров слова, а также самим создавать собственные поэтические и прозаические тексты. Для учителя-словесника, думаю, это главный и самый ценный результат.
|