На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 18 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лучшие учителя. Опыт победы


Системный подход в работе с одаренными детьми как возможность развития интеллектуальных и творческих способностей личности

Тамара Васильевна Пастухова,
учитель литературы высшей категории,
заведующая гуманитарной кафедрой
МОУ Лицей № 200

     Я, Пастухова Тамара Васильевна, учитель литературы и русского языка лицея № 200, проработав в школе почти четверть века, могу сказать, что за это время у меня сложилась определенная система преподавания в старших классах, а так как последние десять лет работаю в гуманитарных классах, то и система преподавания в специализированных классах.

     Основы моего подхода к преподаванию литературы, главного в моей работе учебного предмета, кроются в тех проблемах, которые стоят перед школой вообще и учителем литературы в частности.

     Считаю целью своей работы дать ученикам основы литературного образования, чтобы любую книгу наш ученик-читатель мог глубоко и с пользой для себя освоить, войти в мир автора, т.е. сделать своими нравственные и эстетические ценности, которые заключены в художественном тексте.

     Цель литературного образования – научить читать книги, т.е. осмысливать и переживать то, что изображает автор; оценивать, соотносить открытое со своими представлениями и ценностями. Литературное образование может стать и основой формирования личности, создания своего образа на великих нравственных, культурных образцах.

     Считаю, что это возможно и осуществимо лишь в том случае, если учитель литературы посмотрит на свой предмет как на искусство, а на учеников – прежде всего как на читателей. Тогда целью урока станет не сообщение знаний по истории и теории литературы, а обучение самостоятельному творческому прочтению произведения, «мыследеятельность» (Лазарева В.А.) на уроке, объектом которой будет художественный текст, содержанием работы – его анализ и интерпретация.

     Учитель и ученик при этом должны находиться в ситуации сотрудничества. Задачей учителя должна стать организация совместного осмысления и сопереживания, побуждения к личностной оценке мотивов поступков героев произведений, их отношений. Ребенок должен доверять учителю. Только тогда возможно воспитание Читателя, который «судит, наслаждаясь текстом, и наслаждается, рассуждая» (Гете). Читателем в полном смысле этого слова мы можем назвать человека, для которого чтение является потребностью, формой духовной жизни и средством создания себя как личности.

     Если же ученики не подготовлены к восприятию художественного текста, то все усилия учителя становятся бесплодными и даже самый совершенный отбор программных произведений – бесполезным. В конечном итоге это приводит к потере читателя, что мы и наблюдаем в последнее время.

     Направления работы

     Свою работу учителя в МОУ лицей № 200 могу представить следующим образом:
     1. Преподавательская деятельность как учителя русского языка и литературы. Цель – дать знания (т.е. обучить) и создать такие учебные ситуации, которые смогли бы дать возможность саморазвиваться ученику, заявляя о своем «Я». Для осуществления этой цели была разработана технология обучения.
     2. Внеклассная работа по предмету (прежде всего в гуманитарном классе). Цель такой работы – развитие творческой стороны интеллекта, возможность творческого самовыражения (литературная газета «Начало»).
     3. Работа с одаренными детьми, совершенствование их способностей (олимпиады по предметам, НПК учащихся, Кирилло-Мефодиевские чтения). Цель – развить интерес к определенным дисциплинам, темам, разделам и т.д., углубить знания, сформировать навыки научно-практической деятельности.
     4. Работа классного руководителя гуманитарных классов. Цель – создать коллектив единомышленников, объединенных общими интересами, потребностями.
     5. Работа в качестве заведующего гуманитарной кафедрой лицея №200. Цель – создать условия и возможности для профессионального роста преподавателей, для развития творческого потенциала учителя и ученика.

     Некоторые аспекты работы в качестве учителя литературы

     1. Работая с художественным текстом, важно выбрать правильный подход к его анализу. Структурный подход к анализу текста, с нашей точки зрения, отвечает требованиям современной методики. Следует отметить положительные стороны данного подхода:

     – возможность увидеть, представить произведение как единое целое, как сложную систему взаимосвязанных элементов, которые можно при необходимости рассмотреть каждый в отдельности;

     – возможность рассмотреть произведение в контексте всего творчества автора или в контексте литературы определенного периода. Так, например, тема завершающего урока по творчеству Булгакова в 11 гуманитарном классе «Философское осмысление сути человека в творчестве Булгакова. Спор о человеке» позволяет обратиться к трем произведениям автора: романам «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» и повести «Собачье сердце». А тема «Писатели эпохи безвременья в контексте русской литературы» дает возможность провести параллели между литературой 19 века и литературой рубежа веков, наметить связи, проследить традиции, увидеть особенности литературы этого периода;

     – при таком подходе, говоря о проблематике произведения, можно одновременно рассмотреть особенности поэтики;

     – различные виды сопоставительных анализов дают возможность глубже понять особенности каждого текста, каждого героя;

     – и наконец, при сегодняшнем отношении к литературе как учебному предмету, когда количество часов с каждым годом сокращается, такой подход дает возможность сэкономить учебное время.

     2. Следующий аспект:
     работая в основном со старшеклассниками, сразу ставлю перед ними задачу: правильно понимать текст – это «вычитывать» точку зрения автора и в своих рассуждениях исходить из авторской позиции. (А для этого необходимо знать эпоху, философскую основу творчества, мировоззрение, общественную позицию автора.) Читать, анализировать – значит понимать автора, а уже потом высказывать собственное мнение, собственное отношение к позиции писателя.

     3. Особое внимание уделяю теоретической подготовке учащихся. Специальные уроки по теории литературы, спецкурсы «АХТ» и «Основы русской словесности» в гуманитарных классах – все это дает возможность понять, как «делается» текст.

     4. Отсюда четвертый аспект.

     От понимания того, как строится художественный текст, что такое авторский стиль – к созданию собственных творческих работ.

     Ребятам предлагаются разные виды творческих работ:
     – сочинение по опорным словам;
     – крохотки – миниатюры, зарисовки на заданную или свободную тему (их можно прочитать в литературной газете «Начало»);
     – сочинения-эссе, например, «Я читаю Булгакова…»;
     – сочинение-анализ поэтического текста;
     – рассказы разных типов: рассказ-повествование, рассказ-описание, рассказ – психологический портрет, фантастический, детективный, мистический рассказы.

     Много работаем над совершенствованием обычных плановых школьных сочинений. Каждая работа ученика сопровождается рецензией учителя; со временем необходимость в рецензии для каждого отпадает, но устный анализ работ обязателен всегда.

     Особое внимание уделяю поэтическим текстам ребят, пытаюсь бережно объяснить все недостатки, неточности в выборе слова, шаблонность фразы, избитость рифмы, отмечая при этом все находки юных поэтов. Лучшие стихи публикуются в рубрике «Являться муза стала мне…» в газете «Начало» и в поэтических альманахах, которые ежегодно издаем в лицее.

     Итогом такой работы является литературная газета, которая была основана в 1998 году ребятами первого гуманитарного класса. Газета помогла многим ребятам выработать свой стиль, помогла избавиться от страха «чистого листа» (Е. Ильин), а некоторым выбрать профессию, связанную с журналистикой.

     Главный результат такой работы в том, что ребята проявляют интерес к книге, чтению, получают удовлетворение от тех находок, которые сами делают, умеют вчитываться в текст, обращая внимание не только на смысловую его сторону, но и на то, как этот смысл «сделан» автором: на структуру текста, на его лексическую сторону, на средства художественной изобразительности, особенности синтаксиса. Рост читательского мастерства можно проследить по результатам семестровых экзаменов в 10 и 11 гуманитарных классах, когда десятиклассники делают лишь попытки анализа во время экзамена «Анализ художественного текста», а на экзамене в 11 классе показывают глубокое вхождение в текст, понимание авторской позиции.

     Результатом своей работы считаю также участие учеников в районных, городских, областных олимпиадах. Ежегодные призовые места в районных олимпиадах как по литературе, так и по русскому языку, два последних года первые места в городской олимпиаде по литературе, 4 место в 2004 году в областной олимпиаде и 3 место в 2005 году – таков итог нашего участия.

     Успешное участие в НПК школьников, выбор тем для рефератов («Мотив хаоса в художественном мире Ф. Тютчева», «Философия смерти и бессмертия в поэзии Ф. Сологуба», «Художественное пространство в повестях Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др.) говорит об умении ребят анализировать текст, подходя к анализу с научной точки зрения.

     Но главный результат, с моей точки зрения, – это существующая с 1998 года литературная газета «Начало», которая объединила ребят, желающих совершенствовать свои способности, а также дала возможность печататься всем желающим. Многие ребята открыли в себе писателя или поэта именно благодаря газете.

     Таким образом, данный подход к анализу и интерпретации художественного текста дает возможность ребятам понимать и правильно прочитывать книги мастеров слова, а также самим создавать собственные поэтические и прозаические тексты. Для учителя-словесника, думаю, это главный и самый ценный результат.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru