На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лучшие учителя. Опыт победы


Моё педагогическое кредо

Елена Юнатановна Бородина,
учитель информатики
высшей квалификационной категории
МОУ Технический лицей-интернат № 128

     Главным ресурсом современного общества является информация. Поэтому вопрос изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий имеет важное значение.

     Информатика и ИКТ тесно связаны с различными дисциплинами. Это, прежде всего, сбор информации: поиск в различных источниках, экспериментальная деятельность, в дальнейшем анализ, синтез: моделирование процессов, происходящих в реальном мире, представление собранной информации. Информационные технологии в настоящий момент настолько разнообразны, что их широкие возможности незаменимы для обработки данных в любом из направлений профессиональной деятельности человека.

     Следует учесть, что большинство представителей юного поколения воспринимает компьютер как неотъемлемую часть своего досуга. Деятельность, связанная с использованием компьютера, вызывает интерес и положительные эмоции. И если удается отойти от банальных компьютерных игр и направить эту деятельность в русло познания и творчества, то рост мотивации к обучению обеспечен.

     Все вышесказанное формирует две основные цели в деятельности учителя информатики: воспитать функционально грамотную личность, готовую жить, учиться и работать в современном информационном обществе, и выявить и развить детей, чья дальнейшая профессиональная деятельность может быть связана с применением компьютерных технологий.

     Для успешного достижения этих целей мне приходится применять различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей класса, групп и отдельного ребёнка.

     В освоении любых направлений информационных технологий важную роль играет практическая работа, причём на её долю должно приходиться более 70% рабочего времени учащегося. Организация практической работы предусматривает наличие конкретной задачи, при решении которой учащиеся получают новые знания или навыки.

     Важным направлением практики являются лабораторные работы, так как изучение возможностей большинства компьютерных приложений удобно проводить на конкретных примерах. Мною разработаны пакеты лабораторных работ по графическому редактору Paint, офисным приложениям Word, Excel, Access, векторному графическому редактору CorelDraw, растровому графическому редактору Photoshop, среде программирования Delphi. Лабораторные работы составлены таким образом, что ученик чётко представляет конечный результат своей работы. Опираясь на теоретические знания и алгоритм действий, описанных в лабораторной работе, учащийся может выполнять её в индивидуальном темпе, а главное, самостоятельно. Более того, лабораторные работы по графике имеют творческие задания, которые позволяют учащимся самовыразиться, что способствует повышению мотивации и профориентации детей с художественным талантом. В лабораторные работы по среде программирования введены элементы исследования, за счёт чего учащиеся получают навыки анализа научных источников информации, умение прогнозировать результаты своей деятельности.

     Следующее направление практической работы – это практикумы решения задач. Начиная со среды LOGO, а затем Pascal и Delphi, мною разработаны сборники задач с учётом последовательности изучаемых тем и роста степени сложности.

     Специфика предмета «Информатика» такова, что невозможно остановиться на изученном материале. Постоянное обновление программного обеспечения формирует новый социальный заказ на умения и навыки выпускников в области информатики и компьютеризации. Это, в свою очередь, ставит перед учителем соответствующие задачи: постоянно приходится обновлять созданные и разрабатывать новые курсы лабораторных работ и практикумов.

     Насыщенная программа обучения предусматривает дополнительные занятия как с детьми, отставшими по болезни, так и вновь пришедшими в лицей, а также с детьми, работающими в индивидуальном режиме.

     Учитывая, что в лицей идёт постоянный приток одарённых детей, прошедших специальный отбор, в лицее действует сеть факультативов, три из которых имеют компьютерное направление: офисные приложения, компьютерная графика и анимация, программирование, что, в свою очередь, способствует росту компьютерной грамотности и формированию предметных компетенций.

     Помимо факультативов в лицее действует научно-исследовательское общество учащихся и учителей. Как руководителю НИОУиУ, мне приходится решать следующие задачи: развитие творческих способностей, логического мышления, расширение кругозора учащихся. Важно научить детей коммуникабельности, мобильности, коллективизму (большинство трудных вопросов решается всем коллективом исследовательского общества), планированию и организации своего труда, дать возможность поверить в свои силы, познать себя. Каждый, кто выразил желание работать в исследовательском обществе, проходит несколько этапов: от развития навыка анализа действительности до по-настоящему исследовательской работы. Выбирая себе тему исследования, учащийся зачастую изучает такие разделы информатики, физики, математики, химии, экономики, которые не изучаются школьной программой или рассматриваются обзорно.

     Большое значение имеет проектная деятельность учащихся как на уроках и факультативах, так и при исследовательской деятельности. Проектная деятельность предполагает получение некоего продукта. В основе же информационных технологий уже заложена идея продукта, будь то рисунок, анимационный ролик, печатный документ, электронная таблица с расчётами, программа. Таким образом, информационные технологии – это то поле, на котором проектная деятельность наиболее эффективна. «Заказчиками» проектов могут выступать учителя-предметники, администрация, а также сами учащиеся. В дальнейшем созданные учащимися проекты могут быть использованы в разноуровневых конкурсах, выставках, в учебной, административной и внеклассной работе.

     Подобная комплексная деятельность позволила нашему лицею ежегодно лидировать на олимпиадах и научно-практических конференциях по информатике и информационным технологиям на уровне района, а также активно участвовать и периодически занимать призовые места на уровне города и области. Учащиеся третьей ступени образования достаточно свободно ориентируются в возможностях, предоставляемых средствами информационных технологий, и уверенно используют их в своей учебной, а также внешкольной деятельности.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru