На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня вторник, 23 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лучшие учителя. Опыт победы


Учителя МОУ гимназии № 8 – лауреаты национального проекта «Лучший учитель России»

Ирина Ивановна Мельник,
Почетный работник общего образования,
директор МОУ гимназия № 8

     МОУ гимназия № 8 работает в данном статусе с 1997 года. Удачно подобранный педагогический коллектив, его творческий, интеллектуальный и культурный потенциал позволил школе достичь высоких показателей в обучении и воспитании учащихся, занять лидирующее положение в районе, приобрести заслуженный авторитет среди жителей Первомайского района. За время работы гимназии № 8 накоплен серьезный педагогический, методический, профессиональный опыт, сложился работоспособный дружный коллектив, для которого характерно оптимальное сочетание здорового консерватизма и чувства нормы.

     В 2006 году два учителя гимназии – Гусева Тамара Леонидовна и Жукова Людмила Александровна – стали лауреатами национального проекта в образовании «Лучшие учителя России».

     Гусева Тамара Леонидовна – высококвалифицированный педагог, реализующий в своей профессиональной деятельности цели и задачи Концепции модернизации Российского образования. В полной мере к этому учителю можно отнести слова Я. Корчака: «Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления – есть добрая воля. Нет догм – есть проблемы. Нет благоразумия – есть жар души, энтузиазм». Как учитель, Тамара Леонидовна создает креативную образовательную среду для ученика. Как методист, заведующая кафедрой, она создает креативную среду для коллег. Как воспитатель, она создает креативную среду для своих воспитанников и их родителей. Гусева Т.Л. заботится о широте образовательной среды: проведение экскурсий в ботанический сад, зоопарк, музеи, выставки стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Сотрудничая с преподавателями вузов, Тамара Леонидовна привлекает этих специалистов к организации внеурочной деятельности в гимназии. Учитель предоставляет детям большие возможности выбора образовательных микросред: секции биологии, валеологии, экологии, ботаники в УНИО «Факел», биоэкоклуб «Родник», спецкурс «Этика супружеских отношений». Учителем организуется общение учащихся, педагогов и родителей с интересными людьми.

     Гусева Т.Л. чутко реагирует на инновационные процессы в образовании. Знакомясь с передовым опытом, новыми технологиями, она принимает лишь те нововведения, которые соответствуют идеям Концепции гуманитарной гимназии. Так, Тамара Леонидовна с 2000 года реализует модель социокультурного и кросскультурного образования, позволяющую на уроках биологии и экологии осуществлять разноуровневое обучение, развивать коммуникативные умения и навыки учащихся, формировать социокультурную и кросскультурную компетенцию. Являясь заведующей естественнонаучной кафедрой, Гусева Т.Л. разработала серию интегрированных уроков с социокультурной и кросскультурной составляющей. Ей удалось увлечь членов кафедры идеей интеграции предметов по разным основаниям, в том числе на основе предметной риторики и общеучебных умений и навыков. Как безусловный лидер, она организовала на кафедре проектную деятельность, технологию которой в настоящее время применяют все члены кафедры. Школа стала неотъемлемой частью ее жизни. Тамара Леонидовна – активный член научно-методического совета. Ее научно-методическая деятельность не ограничилась созданием гимназических стандартов по биоэкологическому образованию. Гусева Т.Л. участвовала в разработке программы «Качество», создала ряд специальных программ (спецкурс, интеллектуальные игры, шоу). В настоящее время готовит программы элективных курсов в системе профильного образования. Поиск оптимального содержания образования стал мотивом участия в эксперименте по апробации УМК по биологии автора Пономаревой И.Н.

     Чувствуя потребность в использовании информационных технологий, Тамара Леонидовна прошла специальное обучение и в настоящее время активно работает по созданию проектов с использованием информационных технологий. Ее проекты социально значимы. Биоэкоклуб «Родник» улучшает экологическую атмосферу микрорайона, разрабатывает здоровьесберегающие программы мероприятий в гимназии. Не случайно ученики Гусевой Т.Л. достигают высоких результатов на предметных олимпиадах (Карнаухов С. – I место на областной олимпиаде по экологии (2001 год) и участник Всероссийской олимпиады; Шашкова Т. – III место на Всероссийской олимпиаде по экологии (2004 год).

     Стремление к обобщению опыта, к системному описанию педагогической и научно-методической деятельности отражается в ряде статей и выступлений перед коллегами, в участии в семинарах и конференциях различных уровней.

     Правильное понимание тенденций развития образования, принятие и реализация идей гуманной педагогики, коммуникативной дидактики – основные характеристики учителя Гусевой Т.Л., находящейся в постоянном поиске оптимальных средств создания креативной образовательной среды.

     Жукова Людмила Александровна является Педагогом с большой буквы, опирающимся в своей педагогической деятельности на основные идеи гуманистической педагогики, психологии и философии. Как творческая личность, она развивает в первую очередь творческие способности своих учеников. В полной мере к этому учителю можно отнести слова американского психолога Эрика Фромма о творчестве: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Опыт Жуковой Л.А. заслуживает внимание всего педагогического сообщества, т.к. ей удается средствами своего предмета реализовать принцип гуманизации образования и совершенствовать способы стимулирования творческой деятельности. Людмила Александровна нашла ответ на вопрос – каково место и какова роль математики в гуманитарной гимназии. Благодаря этому учителю, математика в нашем образовательном учреждении стала гуманитарной. Будучи заведующей кафедрой, Жукова Л.А. объединила учителей в творческую группу, разработавшую модель математического образования. В содержании курса математики были выделены ведущие аспекты: логический, образный, межпредметный, исторический. Разделяя идеи коммуникативной дидактики, социокультурного и кросскультурного образования, Жукова Л.А. организовала деятельность кафедры по овладению технологическими приемами, развивающими эвристические способности учащихся через создание культурологического образа. Обучая гимназистов видеть явления жизни в их глубинной взаимосвязи и противоречивости, учитель создает целостную картину мира. Это удается Людмиле Александровне благодаря интеграции математики с другими дисциплинами. Работа над проблемой проникновения математики в другие области науки и искусство дает свои результаты. Ученики Жуковой Л.А. выступают на научно-практических конференциях с такими темами, как «Математика и музыка», «Математика и живопись», «Гармония великой пирамиды» и т.д.

     На уроках и внеклассных мероприятиях учитель предоставляет ученикам исключительные возможности для развития личности: поиск решения нестандартных задач, нестандартных путей решения традиционных задач, беседы о творческих лабораториях ученых и т.д. Учащиеся имеют портфолио с собственными творческими работами, логическими тестами, парадоксами, задачами. Людмила Александровна считает, что математические знания применяются умело и с пользой, если ученик видит, как можно приобрести их самостоятельно. Именно с этой целью она организует проблемное обучение, благодаря деятельностному подходу на уроках математики высокая мотивация к обучению. В классах экономического направления широко применяется метод проектов. Так был осуществлен проект «Красота математики», целью которого явилось осмысление практической значимости математики и ее роли в создании единой картины мира. Жуковой Л.А. удалось создать новую форму обучения «урок – внеклассное мероприятие». Созданный ею математический клуб объединяет способных к математике учеников. Групповая деятельность в клубе формирует новый тип и уровень общения, способствует появлению и закреплению у учащихся социально важных качеств.

     Высокий научно-методический потенциал Жуковой Л.А. реализуется в разработках различных программ («Расширенное изучение алгебры и начала анализа в 10-11 классах экономического направления», специальный курс «Решение задач высокой сложности», «Деятельностный подход к обучению при изучении темы «Теорема Пифагора» и т.д.). Опытом реализации модели гуманитарного знания, построения модели гуманитарного математического образования Жукова Л.А. делилась на семинарах и конференциях различного уровня. Не случайны высокие результаты обучения гимназистов, подтверждающие сертификат доверия НГТУ, не случайно признание коллег, учеников, родителей, не случайна правительственная награда. Мы уверены, что активное отношение к окружающему миру, стремление к нововведениям, верное понимание своей миссии в педагогике станут главной составляющей в дальнейшей деятельности Жуковой Л.А. по реализации идей Концепции модернизации Российского образования.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru