На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лучшие учителя. Опыт победы


Петербургский текст русской литературы

Евгения Владимировна Кикина,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ гимназии № 14 «Университетская» г. Новосибирска

Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – «Онегина» глава,
О Блоке вспоминают Острова,
И по Разъезжей бродит Достоевский.
С.Я. Маршак. «Все то, чего коснется человек…»

     Изменения, произошедшие за последнее время в содержании и структуре школьного гуманитарного образования, вызвали повышенный интерес к культурно-историческому и духовно-метафизическому облику одного из самых загадочных русских городов – Петербурга. История Санкт-Петербурга тесно связана с развитием отечественной науки и культуры. Здесь, на берегах Невы, были учреждены первые в России Академия наук и Академия художеств, возникли прославленные учебные заведения и библиотеки, знаменитые во всем мире музеи и театры. Знакомство с памятниками истории, архитектуры и культуры Петербурга расширяют эстетический кругозор и обогащают духовный мир каждого человека. В наши дни именно с Петербургом как с культурной столицей России связываются особые надежды – надежды на духовное возрождение каждого человека и нации в целом.

     О возросшем в стране интересе к «петербургской теме» можно судить по многочисленным фактам: разработке программы спецкурса «История и культура Санкт-Петербурга», появлению учебника – хрестоматии «Санкт-Петербург в русской литературе», многочисленному изданию и переизданию книг о Петербурге, среди которых нельзя не отметить работы М. Пыляева, Н. Анциферова, П. Столпянского, Н. Синдаловского и других. Культурно-историческая роль города подчеркивалась и в дни празднования 300-летнего юбилея города.

     Конечно же, «петербургская тема» затрагивалась на уроках литературы всегда, но носила она скорее идеологический характер (всем нам еще памятна фраза «Ленинград – колыбель трех революций»). Сегодня идеологический аспект изучения «петербургской темы» сокращается, а художественный и культурный аспекты, напротив, выходят на первый план. Перед юными читателями предстает не образ революционного Петрограда, а образ «самого умышленного и отвлеченного» из всех русских городов, в котором жили и о котором писали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А. Блок, А. Ахматова, Н. Агнивцев и другие русские писатели.

     Сегодня уже можно говорить о том, что к традиционному рассмотрению «петербургской темы» в литературе теперь добавилась и проблема «петербургского текста» как особой знаковой системы, которая способствует изучению и пониманию российской истории и культуры через родной язык, что позволяет решить одну из главнейших задач современного образования.

     Мысль о том, что произведения русских писателей о Петербурге обладают единством, позволяющим говорить о «едином образе, текучем, творчески изменчивом», который, «видоизменяясь, сохраняет в себе все приобретенное в пути», принадлежит известному филологу и краеведу Н.П. Анциферову.

     Термин «петербургский текст» был введен в литературоведение в середине XX века исследователем В.Н. Топоровым. Ученый предлагает под «петербургским текстом» понимать совокупность произведений русской литературы, обладающую «всеми теми специфическими особенностями, которые свойственны текстам вообще и, прежде всего – семантической связанностью». «Петербургский текст» – это «некий синтетический сверхтекст, с которым связываются высшие смыслы и цели. Только через этот текст Петербург совершает прорыв в сферу символического и провиденциального».

     Иными словами, «петербургский текст» – это не просто рассказ о событиях, происходящих в Петербурге, но раскрытие особой атмосферы Города, следствием которой и является описываемое событие. В этом смысле мы имеем дело не с игрой писательского воображения, а с творческим отражением психологической реальности.

     С чем же связано обращение к изучению «петербургского текста» и вовлечение учеников в эту работу? Интерес к «петербургскому тексту» возник еще в студенческие годы, что было реализовано в дипломной работе «Петербургский литературный миф начала XX века». В первые годы работы в школе на уроках литературы анализ «петербургских текстов» не был системным. С 1997 года в 7 классе повышенных возможностей началась целенаправленная работа над «петербургским текстом» русской литературы и была разработана система уроков, в основу которой положена идея интерпретации культурного текста. В 2002 году мной была создана программа факультативного курса «Петербургский текст русской литературы» (для 7-11 классов), которая в настоящее время проходит апробацию.

     «Петербургский текст» позволяет раскрыть возможности читательской интерпретации, это фундамент, на котором можно строить все здание гуманитарного образования, работая над формированием духовно-нравственных качеств личности учащихся, укрепляя их национальное самосознание и патриотические чувства через приобщение к родной культуре и истории. Ведь Петербург – это особый город, это, по словам В.Н. Топорова, «то место, где национальное самосознание и самопознание достигло того предела, за которым открываются новые горизонты жизни, где русская культура справляла лучшие из своих триумфов, так же необратимо изменившие русского человека». «Петербургский текст» выступает как средство общения учителя и ученика, инструмент развития познавательной активности учащихся, формирующий такие качества личности, как самостоятельность и подвижность мышления, осознанность и ответственность, способность ориентироваться в новой ситуации и др.

     Знаменитый филолог и философ Ю.М. Лотман писал: «По количеству текстов, кодов, связей, ассоциаций, по объему культурной памяти, накопленной за исторически короткий срок своего существования, Петербург по праву может считаться уникальным явлением мировой цивилизации».

     Нельзя не согласиться с этим мнением. Уникален не только Петербург, но и «петербургский текст». Пожалуй, нет ни одной нравственной или философской проблемы, которая не была бы освещена авторами «петербургских текстов». Любовь и ненависть, жизнь и смерть, добро и зло, физическое и духовное, преступление и наказание – все эти темы нашли свое отражение в произведениях о Петербурге А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и других.

     На занятиях «петербургский текст» русской литературы представлен в развитии (от А.С. Пушкина до писателей «серебряного века»): ученики знакомятся с малоизвестными, обычно не изучаемыми в школе текстами («Штосс» М.Ю. Лермонтова, «Двойник» Ф.М. Достоевского, «Карта Германа» и «Куранты» И. Лукаша и другие), а также узнают о забытых ныне писателях «серебряного века», которые наравне с А. Блоком, А. Ахматовой, О. Мандельштамом внесли свой неоценимый (и, к сожалению, неоцененный) вклад в развитие «петербургского текста» (Аllegro, В. Князев, Н. Агнивцев, И. Лукаш, С. Ауслендер и другие).

     Кроме того, на занятиях факультатива очень большое внимание уделяется петербургской мифологии, что позволяет продемонстрировать ученикам неразрывную связь реального и литературного Петербурга.

     Идея гуманизации образования побуждает считаться в обучении с потребностями ребенка, возрастными и индивидуальными особенностями ученика, своеобразием его мировоззрения и деятельности в каждом периоде развития. В связи с этим необходимо начинать изучение «петербургского текста» именно в 7 классе, что способствует глубокому изучению внепрограммных произведений и расширению читательского кругозора учащихся.

     7-8 классы – время перехода ученика от подросткового возраста к ранней юности. Для этого возраста характерно обостренное внимание к нравственным проблемам. Этические вопросы глубоко интересуют складывающуюся личность, в которой формируется самосознание. Как уже отмечалось, «петербургский текст» дает богатый материал для размышлений над проблемами нравственно-социального характера, поэтому младшие подростки с большим интересом читают и анализируют «петербургские тексты» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

     Кроме того, не следует забывать, что ученики, которые так серьезно рассуждают о проблемах счастья и долга, человека и общества, желания и закона, все же еще дети, а «петербургский текст» первой трети XIX века богат фантастическими элементами: здесь и оживающие портреты, и исчезнувший нос майора Ковалева, и призрак умершей графини. «Петербургский текст» не просто интересно анализировать, его интересно читать. И этот интерес, заложенный в юном возрасте, помогает в работе над «петербургским текстом» и в старших классах.

     9-11 классы в возрастном развитии школьников принадлежат к ранней юности. Это качественно новый период развития человека, в котором центральное место занимает проблема взаимоотношения личности и общества. Для литературного развития школьников в этот период становятся актуальными проблемы исторических и эстетических связей искусства и жизни в ту или иную эпоху. И опять богатый материал для размышлений дает «петербургский текст».

     9 класс становится переходным этапом в изучении «петербургского текста». Собственно говоря, в 9 классе не предполагается изучать ни одного «петербургского текста». Напротив, ученики знакомятся с образцами «московских текстов» (М.Ю. Лермонтов «Панорама Москвы», А. Погорельский «Лафертовская маковница», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»), достаточно подробно изучают московскую мифологию, историю и культуру Москвы. Кроме того, программа курса предполагает проведение ряда занятий, посвящённых сопоставлению Петербурга с другими городами, также имеющими свою мифологию: Римом, Вавилоном, Китежем и даже Новосибирском. Соотнесение «петербургского текста» с мифологиями других городов ставит своеобразную точку и закрывает «петербургскую тему» первой трети ХIХ века.

     В 10 классе в программе факультатива запланированы уроки, посвящённые изучению альманаха «Физиология Петербурга», знакомству с творчеством поэтов 40-60-х годов ХIХ века. Особое место в программе занимает изучение творчества Ф.М. Достоевского. Ребята знакомятся с реалистичным взглядом на тему Петербурга и, конечно же, сравнивая произведения Пушкина и Достоевского, видят привычные и новые особенности «петербургского текста»: фантастика уступает место правдоподобию, но Петербург по-прежнему представляется холодным и жестоким Городом, влияющим на судьбы людей, толкающим их на преступление и даже на гибель.

     В 11 классе «петербургский текст» изучается преимущественно в рамках «серебряного века». Ученики знакомятся с произведениями, которые, к сожалению, не включены в программу школьного литературного образования («Блистательный Санкт-Петербург» Н. Агнивцева, «Куранты» и «Карта Германна» И. Лукаша, «Туфелька Нелидовой» С. Ауслендера и другие). Такое расширение рамок школьной программы помогает формированию читательской самостоятельности учеников.

     Кроме того, «петербургский текст» «серебряного века» помогает лишний раз обратить внимание ребят на противоречивость и многомерность авторских позиций. У старшеклассников появляется замечательная возможность услышать спор Н. Агнивцева («Блистательный Санкт-Петербург») и В. Князева («Проклятый город»), вступить в этот спор, заняв позицию одного из авторов или, может быть, отвергнув обе.

     И еще одну особенность изучения «петербургского текста» хотелось бы отметить. Известно, что многие авторы начала XX века обращались в своем творчестве к «золотому веку» русской литературы. «Петербургский текст» «серебряного века» также вступает в своеобразную перекличку с произведениями А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Эта особенность позволяет еще раз вспомнить лучшие страницы «петербургского текста» и увидеть тот довольно длинный путь, который был пройден за 4 года.

     К сожалению, 30-е годы нашего века поставили точку в «петербургском тексте», что не раз отмечалось в исследовательских работах разных авторов.

     Впрочем, творчество А. Битова и О. Стрижака в последние годы вселяет надежды на возрождение «петербургского текста» русской литературы. Конечно же, сегодня нереально изучать романы «Пушкинский дом» и «Мальчик» в школе, но, может быть, кто-нибудь из учеников когда-либо обратится к этим произведениям, вспомнив школьные уроки литературы.

     Мне иногда говорят, что не совсем логично изучать «петербургский текст», живя в Новосибирске. А мне кажется, что «петербургская тема» вызывает живой и неподдельный интерес у всех учащихся. Ученица 7 «А» класса Губка Маша после изучения поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» написала в творческой работе: «Было бы замечательно когда-нибудь «петербургский урок» провести в самом загадочном городе России – Петербурге». Ученик 10 «Б» класса Хандогин Кирилл, побывавший летом в Санкт-Петербурге, пишет: «Гуляя по улицам и набережным, я представлял себе Евгения, сидящего на мраморном льве, героев Гоголя, спешащих по Невскому проспекту, Раскольникова, размышляющего о чем-то над Невой. Я почувствовал особую мистическую атмосферу города, мне показалось, что Петербург живой и существует по особым законам».

     Хочется верить, что интерес, проявленный учениками к «петербургскому тексту», с годами не исчезнет, а будет только крепнуть.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru