На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Точка зрения


Конкурс образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, – методология и технология
(по материалам инструктивного семинара НИПКиПРО)


Наталья Владимировна Федорова,
кандидат педагогических наук,
заместитель директора
по научно-методической работе ГЦРО

     1 февраля 2007 года в НИПКиПРО прошел инструктивный семинар по перспективам реализации Приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году.

     Семинар был посвящен подготовке образовательных учреждений к конкурсу, сразу было объявлено, что аналогичный семинар, посвященный отбору лучших педагогов Российской Федерации, пройдет в апреле 2007 года.

     Открыла работу семинара консультант Департамента образования области Анна Петровна Новикова, которая озвучила основные положения Письма Министерства образования и науки от 19 декабря 2006 года № 03-2795 «О дальнейшем совершенствовании процедур конкурсного отбора лучших учителей и общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», содержащего инструктивную информацию для органов управления образования (более подробную информацию см. на сайте Министерства образования и науки в Интернете). В выступлении было указано, что на 2007 год распространено действие приказа Министерства образования и науки от 7 марта 2006 года № 46 «Об утверждении Порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы». Из этого следует, что порядок и критерии конкурсного отбора в 2007 году не будут изменены, не изменены и квоты для регионов. Приказ Департамента образования Новосибирской области и другая необходимая информация опубликованы на сайте www.websib.ru.

     В выступлении было указано на изменения в составе конкурсной комиссии, которая дополнится юристом и специалистом ресурсного управления области.

     I этап конкурса пройдет в конце февраля – первой декаде марта.

     II этап – экспертиза по критериям отбора – в марте 2007 года.

     Информацию о конкурсном отборе необходимо передать в Москву до 30 апреля.

     На сегодняшний день в конкурсе муниципальных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, участвуют 44 ОУ (г. Новосибирск, Обь, Бердск, Искитим, Кольцово) при квоте 21. В сельской местности отбор будет более жестким, т.к. ожидается конкурс не менее трех ОУ на федеральный грант при квоте 54.

     На семинаре было предоставлено слово победителям конкурса образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, получивших федеральный грант в 2006 году.

     Деловым, целостным и весьма содержательным было выступление директора МОУ СОШ № 136 Галины Ильиничны Соломеевой (школа заняла 9-ое рейтинговое место среди 21 городской школы). Много полезных советов было предложено директором. Назовем главные:
     - в 8 разделе Устава ОУ расположена информация об управлении ОУ: орган, выдвигающий ОУ на конкурс (орган самоуправления – Совет учреждения, орган соуправления – Фонд, Попечительский совет), должен быть указан в Уставе;
     - в школе должен быть научный руководитель, т.к. образование идет в унисон с наукой;
     - оформление документов должно соответствовать требованиям (см. информацию в спецвыпуске «Вестника образования» за 2006 год); здесь важно все – и бизнес-план, и программа развития, и статус пилотной экспериментальной площадки, и копия школьного сайта.

     Оказалось актуальным и упоминание о смене школьной печати в связи с изменением названия учредителя – Главное управление образования мэрии г. Новосибирска, и ссылка на имеющийся в ОблЦИТе конструктор школьных сайтов.

     Дополнила выступление Г.И. Соломеевой директор Нововоскресенской СОШ Черепановского района Новосибирской области, отметив продуктивное сотрудничество с одной из фирм г. Новосибирска по приобретению оборудования для школы.

     Укажем, что рыночные механизмы сработали оперативно: как только школы-победители получили свой миллион, цены на оборудование для ОУ взлетели на 30-50%. Т.к. были введены ограничения на фирмы, которые могли предоставить оборудование и необходимые для школы материалы, эта ситуация только обострила проблему. Фактически школам было сказано: реально на свой грант вы купите меньше, чем запланировали – будьте готовы к этому.

     Содержанию и организации инновационной деятельности в ОУ было посвящено выступление профессора НИПКиПРО Тамары Ивановны Гореловой.

     Было дано определение инновации как новшеству, введению новации и указано, что инновации не могут осуществляться отдельной личностью, это совокупная деятельность коллектива единомышленников. В выступлении была дана классификация инноваций: технологических, методических, организационных, экономических, социальных, юридических. Теоретическими инновациями названы гипотезы, концепции, методики обучения; среди практических инноваций – правила, программы, методики, алгоритмы деятельности, внедрение ТСО, устройств, приборов. Однако для введения любой инновации следует установить, в какой степени она соответствует современным тенденциям общественного развития, в какой мере она обеспечивает высокую эффективность и качество обучения в ОУ.

     Самый высокий уровень инновации – преобразование, в процессе которого происходит смена точек зрения, изменение коренных подходов, целостной системы обучения. Автор выступления указал на возможность обновления школы путем уникального новаторства, а также путем применения на практике исследовательского опыта.

     Интересной и важной была информация об улучшении качества педагогических услуг и проблемах обеспеченности ОУ ресурсами, адекватными требованиям современного общества. Были указаны условия, обеспечивающие качество и результативность образования:
     - учащиеся должны учиться у квалифицированного педагога;
     - учащиеся должны учиться с использованием всех видов современного оборудования, новых технологий,
     - учащиеся должны учиться в условиях уважения к ним;
     - они должны иметь возможность развиваться в полноценной среде со своими сверстниками (за кем-то тянуться, с кем-то соревноваться, общаться).

     Далее шел разговор об условиях профилизации обучения, позволяющих приблизиться к мировым стандартам выбора до 40% учебных предметов, о разрыве между сельскими и городскими школами, о рейтинге престижности высшего образования для своих детей у современных родителей, о выпавшей из системы образования воспитательной составляющей.

     Какой путь должна выбрать современная школа? Экстенсивный, опирающийся на финансовые вливания, или интенсивный, путь преобразований, инноваций? В условиях нестабильности образовательной ситуации единственно реальным становится путь инновационного развития школы, позволяющий осуществлять преобразования в начальной школе за 3 года, в средней школе – за 6 лет. Одним из условий эффективности преобразований в ОУ является обмен инновационным опытом, который может быть осуществлен с применением сетевых технологий, широкий доступ к которым дает Приоритетный национальный проект «Образование». Сетевое взаимодействие – фактор актуальный и востребованный в силу недостаточного доступа к информации в системе образования, недостатка опубликованного опыта инновационной деятельности в образовании, а также несовершенства нормативной базы.

     Еще одной из проблем современного образования является его автономность от экономики. Какие секторы экономики становятся приоритетными? Какие специалисты нужны региону? Как на это реагирует образование? Пока на эти вопросы ответов нет, следовательно, необходим мониторинг, должен быть создан экспертный совет, призванный осуществить обследование и корректировку экспериментальных образовательных программ с учетом складывающихся условий.

     Т.И. Горелова завершила свое выступление информацией о книге, которая скоро выйдет по данной проблеме «От инновационной работы в ОУ к совершенствованию профессионального образования».

     Следующий выступающий – методист Центра научно-методической поддержки федеральных и областных проектов и программ (НМПФиОЭПП) Сергей Анатольевич Степанов – осветил методологические вопросы инновационной деятельности. Его выступление началось с критической оценки Национального проекта. До сих пор не ясен механизм вложения ресурсов в образование. Так, г. Бердск, в котором находится 7 экспериментальных площадок, не получил ни одного гранта.

     В чем причины неудач ОУ?

     Не всем удалось вскрыть основания той или иной программы. Нельзя слепо хвататься за то, что написано, и тем более, применять. Инновации не внедряются сверху, они происходят изнутри.

     Новое может быть представлено по-разному: абсолютно новое, субъективно новое, метод, продукт, перенос в другую область, применение в других условиях. Необходимо предложить также способ контроля этих нововведений. Каждое действие должно завершаться описанием результата, а также процедурой контроля этого результата.

     В выборе инновации важен учет государственного и общественного заказа (работа с мнением родителей, например), на реализацию которых направлено финансирование образовательной услуги. Важны также и общественно значимые дела, которые приводят к формированию компетенций. Под компетенцией в данном случае понимается способность решать проблемные задачи. К сожалению, вместе с идеологией вычеркнули принципиально важную составляющую – общественную жизнь, в условиях которой формируется организованность, умение работать в команде.

     В условиях Национального проекта «Образование» создается новая программа переподготовки кадров. Инновационным ресурсом становятся сами образовательные учреждения, другими словами, они становятся ресурсными центрами.

     Далее выступающий остановился на вопросах создания текста информационной справки ОУ, которая должна содержать анализ состояния, противоречия, проблему, над которой работает образовательной учреждение, гипотезу, цель и задачи.

     Начальное состояние ОУ не должно быть представлено аналитической запиской со статистическими данными, которые ничего не проясняют о реальном положении дел. Лучше взять данные, которые будут раскрывать конкретно сформулированную проблему, нацеленную на решение ее в течение 3-х лет. В описании программы следует учесть такие компоненты: конкретный образ, измеряемость промежуточных и конечных результатов, конкретные сроки их достижения. Конкретный образ – описание этапов и действий по изменению ОУ с фиксацией промежуточного состояния, результата действия.

     Последовательность этапов отражена в программе как набор последовательных действий. Важно предусмотреть также ресурсообеспечение каждого шага материальными, техническими, кадровыми, информационными средствами. Описание системы вспомогательных действий, необходимых для исполнения программы развития, также будет способствовать целостности восприятия программы. Не следует избегать указания на то, какие условия будут способствовать реализации инноваций, а какие вызовут риск, не позволят выполнить те или иные задачи.

     Итак, программа инновационного развития создана. Прочитайте ее. Проверьте, есть ли в ней ответы на следующие вопросы.
     1. Какой системный элемент ОУ не устраивает и почему?
     2. При помощи какого новшества его пытаемся изменить?
     3. Какие ожидаются результаты и эффекты?
     4. Каким способом, в какие сроки и какими ресурсами собираемся изменить ОУ?

     Если вы ответили на эти вопросы, значит, удовлетворили экспертов.

     Ведущий инструктивного семинара Виктор Богданович Гаргай, начальник Центра НМПФиОЭПП, дал краткую характеристику 5-ти направлений модернизации, объявленных Министерством образования и науки РФ. Главный вывод, сделанный им: качество образовательных результатов в конечном итоге заключается в социокультурном изменении микроучастка, на котором расположено ОУ. Школа может стать методическим, ресурсным, опорным центром для других ОУ микрорайона, города, региона. Она должна реализовывать пилотные проекты, работать в рамках экспериментальной площадки по направлениям, актуальным для развития данного микроучастка, села, города и пр.

     Продолжая высказывание В.Б. Гаргая, практическими советами поделилась Барсукова Василя Сахияровна, заведующая кафедрой естественнонаучного образования НИПКиПРО. Для любого образовательного учреждения самая важная оценка – это отзывы выпускников школ. Сколько детей выпускников пришли в школу? Напишите об этом доступным, понятным языком без излишней наукообразности. В качестве приложений могут быть использованы рецензии, внешние отзывы, дипломы Сибирской Ярмарки и другие награды.

     В апреле ожидается проведение инструктивного семинара для педагогов, желающих участвовать в Национальном проекте «Лучшие педагоги России». В этом конкурсе будут востребованы особые, отличные от других авторские технологии, заслуги учителя, формы повышения квалификации и т.д. Мы должны помнить, что с 2006 года не может участвовать в российском конкурсе «Учитель года» тот педагог, который не является победителем Национального проекта.

     На семинаре состоялся разговор и о технической экспертизе: указано на распространенные ошибки в оформлении заявки, сведениях о заявителе, предложено указать на предыдущие программы с результатами их выполнения, сделать финансово-экономическое обоснование проекту, сопроводить необходимыми комментариями графики и диаграммы.

     Вопросы методологии экспертизы были представлены в выступлении кандидата социологических наук Дмитрия Александровича Метелкина.

     В выступлении было подчеркнуто, что конкурсной комиссией высоко оцениваются те эффекты, которые дает реализация программы в данной территориальной и общественной системе. Здесь требуется учитывать факторы демократизации школы и включения в ее деятельность общественных институтов, взаимодействие школы с местным сообществом. Форма публичного отчета – школьный сайт, местная пресса и др. Смысл анализа – показать наличную, сформированную базу и эффективность ее использования, т.е. насколько школа готова к увеличению количественных показателей, которые приведут к новому уровню качества. Здесь актуально определить критерии оценки:
     1. Акцент делается не просто на показатели, а на их динамику: что может быть реализовано в случае получения средств, что без них не получится.
     2. Насколько широко используются технологии, к каким результатам они приводят.
     3. Каким образом обеспечивается доступность качественного образования.
     4. Базисный учебный план должен быть новым, качество образовательных услуг должно соответствовать современным условиям.
     5. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся.
     6. Позитивное отношение родителей, представителей сообщества.
     7. Результаты внутренней деятельности: программа работает и дает определенный продукт, созданы условия для ведения образовательной и внеурочной деятельности.

     Сегодня образовательные учреждения работают на разных уровнях: в режиме функционирования, в режиме внедрения локальных инноваций (образовательных технологий, программ), в режиме системной инновационной деятельности (школа сама является инициатором и двигателем инноваций).

     Инновационный лидер – это всегда определенная сфера риска. Руководитель инновационного учреждения всегда боится ошибиться и вступить в противоречие с социумом. Сформулировать общие цели – значит связать локальные цели ОУ и цели, которые являются основными векторами государственной политики.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru