На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Точка зрения


Учитель. Национальный проект «Образование»

Юрий Григорьевич Молоков,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник,
начальник НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО

     Современная школа меняется. При этом есть изменения, появившиеся независимо от педагогики, более того, вопреки ей. Воздействие социокультурного окружения, воздействие СМИ и Интернета настолько сильно и вездесуще, что целенаправленная педагогическая деятельность отступает, становится менее существенной. Среди ощутимых потерь за последние полтора десятилетия я бы назвал утрату стратегии в воспитательной работе. Школа зачастую пасует перед всеобщей «пивизацией», перед наркоманией, массовым курением. Этот ряд можно продолжать… Как следствие, школа сдает позиции перед массовым безразличием к учебе не только детей, но и их родителей.

     Национальный проект «Образование», как мне представляется, призван замедлить негативные процессы, развернуть ситуацию, создав прецеденты успешности. В любом регионе нашей страны есть примеры позитивного развития образовательных учреждений: совершенствуется образовательный процесс, создается новая материальная база, меняется отношение детей и родителей к процессу обучения. В сельской местности можно встретить примеры возвращения былой роли школы как центра, обеспечивающего социализацию личности ребенка применительно к изменившейся социокультурной среде села. Сложнейшая задача, но, кроме школы, никто эту проблему не поднимет.

     Наша практика работы с различными педагогическими коллективами показывает, что учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, может построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка. Учитель может изменить школу, сделав ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов. Хочется подчеркнуть: не призывы к модернизации образовательного процесса, не разработка очередных программ совершенствования и развития обновляет школу. Ее обновляет учитель, овладевший новыми технологиями обучения и воспитания. Конкурсные работы в рамках национального проекта большинства учителей в 2006 году служат этому яркой иллюстрацией.

     Один из критериев оценивания деятельности педагогов – использование информационных технологий. Сложилось так, что история информатизации школы представляет собой две прямые – наука и практика, которые иногда соприкасаются, порождая новые подходы, новые технологии. Но чаще эти прямые не соприкасаются. В Новосибирске возникли точки соприкосновения, возникла целая сеть экспериментальных площадок, появились новые педагоги: учителя-исследователи. При этом каждый из них работает на уровне прошлогодних лауреатов национального проекта: может любой аудитории не только предъявить новые технологии, ставшие для него привычными, но и с помощью таблиц и диаграмм доказать их преимущества и эффективность.

     Приведу лишь несколько примеров из книги, редактором которой я являюсь: А.В. Молокова, Т.В. Осколкова, И.В. Салова, С.Ф. Шаровская: Начальная школа: традиции и инновации; под общ. ред. Ю.Г. Молокова: Новосибирский ИПКиПРО. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007. – 125 с.

     Т.В. Осколкова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии № 10 г. Новосибирска.

     Всем известна истина - дети любят учиться, но здесь часто опускается одно слово: дети любят хорошо учиться! Поэтому одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться считаю создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий. Ведь, как писал В.А. Сухомлинский, «напрасный, безрезультатный труд и для взрослого человека становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы имеем дело с детьми» (Сердце отдаю детям// Избр. пед. соч.: В 3 т.- М. , 1979.- Т.1- стр.165). Школа для маленького человечка начинается с того, что его будят в семь утра, заставляют наспех проглотить завтрак, умыться, одеться, и ведут по темной улице в класс, где ему предстоит высидеть несколько часов за неудобной партой на жестком стуле...      Поэтому свою работу строю так, чтобы дети хотели учиться, и им легко было это делать. Устойчивый интерес поддерживается мной включением современных технологий в образовательный процесс. При этом как наиболее «осязаемые», продуктивные в начальной школе я рассматриваю информационные образовательные технологии.

     Сегодня каждый свой урок, на котором применялся компьютер, я оцениваю как успешный и результативный.

     Совместно с учеными мы провели исследования, доказывающие существенное повышение эффективности учебного процесса в условиях использования компьютера. В процессе исследования были выявлены причины, по которым применение новых информационных технологий в обучении младших школьников положительно оценивается учащимися и их родителями:

     1.  Формируется интерес к учебной деятельности в результате реальной возможности для каждого ученика достичь конкретной, предложенной компьютером учебной цели.

     2. Возрастает уровень комфортности обучения в результате объективного оценивания его результатов.

     3. Уменьшается число дидактических затруднений у учащихся в результате индивидуализации обучения, мгновенной реакции на правильность выполнения заданий.

     4. Расширяются представления школьников об окружающей действительности в результате применения электронных учебных материалов по различным учебным предметам.

     5. Формируются навыки использования компьютерных технологий для самообразования в результате развития информационной культуры школьников.

     Всё это подтверждает актуальность и своевременность применения новых информационных технологий в начальном образовании.

     Использование компьютера в учебном процессе при изучении математики, русского языка, природоведения позволило сделать вывод: результаты обучения по русскому языку, математике выше, чем у учащихся в классах, где компьютер в учебном процессе не применялся.

     Таблица. Качественная успеваемость учащихся 4-х классов за 2003/04 учебный год

4 "А"
(без использования компьютера)
4 "Б"
(с использованием компьютера)
4" В"
(без использования компьютера)
русский язык 82,60% 93% 75%
чтение 96,50% 100% 93%
математика 89,60% 93% 93%
история 89,60% 96,40% 82%
природоведение 96% 96,40% 93%

     Этот факт можно объяснить несколькими причинами.

     Во-первых, высокая интенсивность при работе за компьютером: здесь не требуется переписывать тексты упражнений, контроль осуществляется немедленно, предусмотрена работа над ошибками (мнение учителей).

     Во-вторых, зачастую электронные программные средства содержат более интересные дидактические упражнения, чем в учебниках: здесь и построение различных грамматических и математических конструкций, сортировка материала по группам, его сравнение, выделение, распознавание (мнение учащихся).

     В-третьих, положительно сказывается развитие в процессе использования электронных учебных материалов внимания, зрительной памяти, восприятия, техники чтения (мнение разработчиков).

     Дальнейшее применение информационных технологий я связываю с использованием недавно установленной в классе интерактивной доской Smart. Интерактивная доска – это устройство, позволяющее объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную или меловую доску. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске. Уже на первых уроках применения интерактивной доски стало понятно, как возросла мотивация учащихся, повысилась эффективность образовательного процесса. Но и методика проведения уроков с интерактивной доской должна быть совсем другой...

     И.В. Салова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицей № 200 г. Новосибирска

     Для меня важно: какие средства обучения и воспитания, формы организации образовательного процесса, предлагаемые инновационной технологией, необходимо использовать, чтобы реализовать задачи обучения в начальной школе, достигнуть поставленных целей, не навредив при этом ученику. Считаю, что одним из способов достижения хороших результатов в обучении, является интегрированное использование элементов следующих технологий:
     – информатизации образовательного процесса;
     – развития визуального мышления «Образ и мысль»;
     – развивающего обучения в соответствии с дидактическими принципами Л.В. Занкова.

     Остановлюсь подробнее на применении мною данных технологий в образовательном процессе. Применение электронных учебных пособий в образовательном процессе я начала с 2004/05 учебного года. Осуществляю поисково-исследовательскую деятельность под научным руководством сотрудников НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО.

     Таблица. Обеспеченность использования образовательных технологий

Технология Продолжительность использования Материально-техническая база Программно-методическое обеспечение
Информатизация образовательного процесса 2 года Компьютер, мультимедийный проектор, SMART-доска Электронные издания и ресурсы, электронные учебные пособия
Развитие визуального мышления «Образ и мысль» 7 лет Проекционная аппаратура Комплект слайдов Санкт-Петербургского университета «Педагогическое мастерство»
Развивающее обучение 20 лет Дидактические материалы в печатном и электронном вид Учебно-методический комплект

     С использованием компьютера я провожу:
     - уроки математики;
     - уроки русского языка;
     - окружающего мира;
     - внеурочные занятия по предметам;
     - внеклассные мероприятия.

     За два года работы мной достигнуты следующие результаты:

     1. Детально изучила содержание электронных учебных материалов для начальной школы.

     2. Разработала тематическое планирование с учетом использования компьютера на уроках математики, русского языка, окружающего мира.

     3. Освоила методы и приемы применения информационных технологий на традиционном уроке в начальной школе.

     4. Апробировала предложенный научным руководителем инновационный прием альтернативных домашних заданий, предполагающий использование компьютера во внеурочное время.

     5. Освоила использование Internet в качестве источника методической и познавательной информации.

     6. Приобрела навыки отбора и создания электронных материалов для урока и внеурочной деятельности младших школьников.

     7. Участвовала в апробации экспериментальных электронных учебных пособий.

     8. Освоила использование интерактивных аудиовизуальных средств обучения (SMART-доска).

     9. В системе применяла информационные технологии в образовательном процессе, в том числе и в организации проектной и исследовательской деятельности детей, внеклассных мероприятий.

     Мой опыт показывает, что информатизация образовательного процесса радикально меняет школу. Она становится технологически современной, привлекательной для ребенка. Применение информационных технологий способствует улучшению результатов обучения всех детей, но особенно эффективна индивидуальная работа с компьютером для тех ребят, кто имеет особые образовательные потребности: интеллектуально и творчески одаренных и тех, кто испытывает трудности в обучении.

     Считаю, что использование компьютера в сочетании с традиционными методиками позволяет получать высокие результаты: так, за два года число ребят с высоким уровнем произвольного внимания возросло в 2 раза.

     С.Ф. Шаровская, учитель начальных классов высшей квалификационной категории школы № 180 г. Новосибирска

     Рассматривая процесс информатизации школы как целостный, для себя я выделяю в качестве ведущей проблемы методически правильное использование электронных учебных пособий на уроке. Можно выделить некоторые основные виды работы:

     – самостоятельное изучение нового материала, выделение его существенных особенностей, создание памяток, схем, выведение формул;
     – первичное закрепление изученного материала, практическое применение полученных теоретических знаний;
     – закрепление пройденного материала, перенос имеющихся навыков на новый материал, в новую учебную ситуацию;
     – выработка практических умений и навыков;
     – закрепление и обобщение пройденного;
     – ликвидация пробелов в знаниях, восстановление разрушенных навыков;
     – контроль и учет знаний.

     В соответствии с конкретными целями и задачами работа с компьютером может происходить на различных этапах урока. Правильное включение информационных технологий в урок зависит от осознания учителем целей этой работы.

     Важным условием успешного обучения является выработка прочных умений и навыков. Ни для кого не является секретом тот факт, что этот процесс занимает различное время у разных учащихся. Ученикам с высокой лабильностью нервных процессов не нужно много времени для выработки прочных умений. Им можно предложить практическую работу с электронными учебными пособиями в режимах «Работай», а затем и «Тренажер», сразу после объяснения теоретической части. Учащимся со средним уровнем лабильности разумно предложить такую работу на этапе практического закрепления изученного с небольшой направляющей помощью учителя. И, наконец, детям с низким уровнем лабильности лучше предлагать такую работу при закреплении учебного материала, периодически возвращая их к уже изученным темам.

     Достаточно серьезную проблему в классе представляют дети, имеющие пробелы в знаниях из-за длительной болезни или по иным причинам. Иногда имеющиеся пробелы столь серьезны, что препятствуют дальнейшему обучению. В этом случае возможен следующий путь разрешения этой проблемы:
     1) если ученик пришел в класс на этапе закрепления ранее изученной темы, то разумно предложить ему ознакомиться с основными теоретическими вопросами изученного в режиме «Учись», затем получить первичный навык работы в режиме «Работай» и продолжить закрепление вместе с классом. В то же время необходимо предусмотреть возможность для этого ребенка ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях на последующих уроках в процессе практической работы как при помощи обучающих программ, так и путем индивидуальных консультаций учителя;
     2) если ученик пришел в начале изучения новой темы, целесообразно дать ему возможность прослушать объяснения учителя, поучаствовать в практической работе вместе с классом и затем восстановить пропущенное в режимах «Учись» и «Работай»;
     3) если ученик пришел на контрольную работу, то наиболее правильным будет предоставить ему возможность предварительно поработать с компьютером для ликвидации пробелов, получая в процессе работы консультации учителя.

     Использование на уроке электронных учебных пособий позволяет решить проблему обучения школьников с разными ведущими каналами восприятия. Многие специалисты переоценивают роль левого полушария в становлении мыслительной деятельности ребенка. Именно поэтому традиционные школьные методики рассчитаны в основном на развитие формально-логического мышления, игнорируя другие виды интеллекта…

     Мне кажется, что приведенные выдержки из работ учителей достаточно иллюстрируют, насколько может продвинуться школа, работая в тесном контакте с наукой. Предположения и предвидения ученых, педагогическое мастерство учителей органично соединились, «сплавились» в новую, понимаемую и воспринимаемую технологию, привели к новому качеству урока, новому смыслу школьного учения. Исчезают все «минусы»: возникают новые уникальные электронные материалы, создаются и апробируются рекомендации, спрессовывается урочное время – десяток детей за урок работает с компьютером, самостоятельно добывает знания, развивает собственные навыки работы с информацией. Возникает новый урок, формируется новая школа...

     Наблюдая за развитием событий вокруг национального проекта «Образование», выскажу следующее: если не вмешается чрезмерное «обюрокрачивание» национальных проектов – сложнейший этап подготовки конкурсных материалов, контроль, отчетность, планирование предполагаемых расходов предполагаемых денежных средств и т.п. – наша школа может качественно прибавить.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru