На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Точка зрения


Из опыта участия в национальном проекте «Образование»

Галина Ильинична Соломеева,
Заслуженный учитель РФ,
отличник профтехобразования,
директор МОУ СОШ № 136

     Национальный проект «Образование» – это новый взгляд на образование и общество, их отношения и взаимодействия. Роль проекта более значима для общества в целом и, следовательно, не ограничивается сферой образования. Национальный проект «Образование» реализуется по нескольким направлениям: поощрение классных руководителей, поддержка лучших вузов, школ, учителей, талантливой молодежи, информатизация школ, развитие системы профессиональной подготовки в армии.

     Таковы основные контуры проекта. Началась его реализация. Наиболее оперативно Правительство России решило вопрос с дополнительным ежемесячным вознаграждением для классных руководителей.

     В перечне направлений, безусловно, на первое место по значимости выходит определение лидеров образования – лучших школ и учителей. Это первенство обусловлено следующими факторами:
     – количественным показателем;
     – общественной значимостью (именно в процессе определения лучших школ и учителей применен механизм участия экспертов – представителей гражданских общественных институтов, впервые результаты конкурса определяют не чиновники);
     – характером выдвижения (нововведение заключается в том, что выдвигает ОУ не учредитель, а общественно-государственный орган управления школой или педагогическое сообщество, это в обязательном порядке должно быть зафиксировано в Уставе учреждения).

     В настоящее время на разных уровнях идет обсуждение реализации национального проекта «Образование». Это необходимо, чтобы выявить недочеты и недостатки и своевременно внести соответствующие коррективы в нормативную базу и усилить позитивные моменты в проекте «Образование». Реализуя проект, мы должны меняться сами, менять свои представления, менять отношение общества к образованию.

     Проект «Образование» – дело новое, и первые шаги по его осуществлению, к сожалению, породили и первые проблемы.

     Я обозначу некоторые:

     1. Критерии участия в поддержке лидеров образования. Если вчитаться и вдуматься в критерии участия, то сразу бросается в глаза насколько они выглядят бесцветно рядом с идеей национального проекта. Только 3 критерия можно отнести к характеристике школы-лидера:
     – учреждение является пилотной, экспериментальной, инновационной площадкой любого уровня;
     – имеет свой сайт;
     – в учреждении разработана и утверждена программа развития.
     Остальные критерии, на мой взгляд, никак не характеризуют инновационную школу.

     2. Справка «Отсутствие нарушений законодательства».

     Никто не расшифровывает этот критерий, о каких нарушениях может идти речь, кто их должен выявить и как оформить?

     Школы проверяют все кому не лень (от пожарных до прокуратуры) и обязательно находят нарушения каких-то норм, ведь издавна известно, что отсутствие нарушений означает не хорошую работу администрации школы, а плохую работу инспекторов и прочих проверяющих.

     3. На самом деле проект не является конкурсом программы развития учреждения или методических разработок учителя. Национальный проект оценивает сегодняшнее состояние школы и этапы реализации существующей программы, сегодняшние успехи и достижения учителя.

     4. В данный момент мы располагаем малым временным отрезком на закупку планируемого оборудования, а также для осуществления финансовых сделок до момента прекращения банковских операций казначейством в текущем календарном году.

     Итак, конкурс завершился, и в результате конкурсного отбора победили 19 образовательных учреждений г. Новосибирска. Из 19 ОУ – 18 являются ОУ повышенного статуса, в этом есть определенная закономерность: ОУ повышенного статуса работают с опережением и перспективой. И это правильно. Победа средней общеобразовательной школы подтвердила, что направленность инновационной работы коллектива 136 школы определяет здоровые амбиции педагогического коллектива.

     С 2001 года школа работает в инновационном режиме. Программа комплексного педагогического исследования, модель «Школа коммуникативной культуры», комплект разработанных материалов в 2003 году стал победителем городского конкурса «Модернизация образования» в номинации «Обновление содержания образования». В 2004 году награждены дипломом «Сибирской Ярмарки», получили статус областной экспериментальной площадки. В 2005 и 2006 г.г. педагогический коллектив награжден дипломами Департамента образования НСО за достижения в инновационной образовательной деятельности.

     Только пройдя такую внешнюю экспертизу разного уровня, мы решились на участие в национальном проекте «Образование».

     Сегодня проект не охватывает все многообразие образовательных учреждений и педагогов, работающих в них. Здесь, я думаю, две причины: или недальновидность исполнителей или финансирование проекта на данном этапе развития российской экономики не в состоянии поддержать всех. Положение, конечно, изменится, и будут включены в проект «Образование» и ОУ разных типов и видов, и работающие в них педагоги.

     В рутине проблем и полемик, я полагаю, надо всегда помнить о том хорошем и добром, что сделано для учительства в нашем городе. Хочу сказать слова благодарности Главному управлению образования мэрии г. Новосибирска за проведение обучающих семинаров, индивидуальных консультаций при подготовке материалов на конкурс. Стабильно работает программа по социальной защите и поддержке работников учреждений образования г. Новосибирска, ежегодно педагоги получают премии губернатора, мэра и городского совета. Разработана и действует программа грантов муниципального и областного уровня по проблемам образования.

     А мы с вами будем работать так, как всегда работал российский учитель – по совести, и участвовать в тех конкурсах, которые наиболее близки нам по духу. Желаю всем успехов!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru