Из опыта участия в национальном проекте «Образование»
|
Галина Ильинична Соломеева,
Заслуженный учитель РФ,
отличник профтехобразования,
директор МОУ СОШ № 136
|
Национальный проект «Образование» – это новый взгляд на образование и общество, их отношения и взаимодействия. Роль проекта более значима для общества в целом и, следовательно, не ограничивается сферой образования. Национальный проект «Образование» реализуется по нескольким направлениям: поощрение классных руководителей, поддержка лучших вузов, школ, учителей, талантливой молодежи, информатизация школ, развитие системы профессиональной подготовки в армии.
Таковы основные контуры проекта. Началась его реализация. Наиболее оперативно Правительство России решило вопрос с дополнительным ежемесячным вознаграждением для классных руководителей.
В перечне направлений, безусловно, на первое место по значимости выходит определение лидеров образования – лучших школ и учителей. Это первенство обусловлено следующими факторами:
– количественным показателем;
– общественной значимостью (именно в процессе определения лучших школ и учителей применен механизм участия экспертов – представителей гражданских общественных институтов, впервые результаты конкурса определяют не чиновники);
– характером выдвижения (нововведение заключается в том, что выдвигает ОУ не учредитель, а общественно-государственный орган управления школой или педагогическое сообщество, это в обязательном порядке должно быть зафиксировано в Уставе учреждения).
В настоящее время на разных уровнях идет обсуждение реализации национального проекта «Образование». Это необходимо, чтобы выявить недочеты и недостатки и своевременно внести соответствующие коррективы в нормативную базу и усилить позитивные моменты в проекте «Образование». Реализуя проект, мы должны меняться сами, менять свои представления, менять отношение общества к образованию.
Проект «Образование» – дело новое, и первые шаги по его осуществлению, к сожалению, породили и первые проблемы.
Я обозначу некоторые:
1. Критерии участия в поддержке лидеров образования. Если вчитаться и вдуматься в критерии участия, то сразу бросается в глаза насколько они выглядят бесцветно рядом с идеей национального проекта. Только 3 критерия можно отнести к характеристике школы-лидера:
– учреждение является пилотной, экспериментальной, инновационной площадкой любого уровня;
– имеет свой сайт;
– в учреждении разработана и утверждена программа развития.
Остальные критерии, на мой взгляд, никак не характеризуют инновационную школу.
2. Справка «Отсутствие нарушений законодательства».
Никто не расшифровывает этот критерий, о каких нарушениях может идти речь, кто их должен выявить и как оформить?
Школы проверяют все кому не лень (от пожарных до прокуратуры) и обязательно находят нарушения каких-то норм, ведь издавна известно, что отсутствие нарушений означает не хорошую работу администрации школы, а плохую работу инспекторов и прочих проверяющих.
3. На самом деле проект не является конкурсом программы развития учреждения или методических разработок учителя. Национальный проект оценивает сегодняшнее состояние школы и этапы реализации существующей программы, сегодняшние успехи и достижения учителя.
4. В данный момент мы располагаем малым временным отрезком на закупку планируемого оборудования, а также для осуществления финансовых сделок до момента прекращения банковских операций казначейством в текущем календарном году.
Итак, конкурс завершился, и в результате конкурсного отбора победили 19 образовательных учреждений г. Новосибирска. Из 19 ОУ – 18 являются ОУ повышенного статуса, в этом есть определенная закономерность: ОУ повышенного статуса работают с опережением и перспективой. И это правильно. Победа средней общеобразовательной школы подтвердила, что направленность инновационной работы коллектива 136 школы определяет здоровые амбиции педагогического коллектива.
С 2001 года школа работает в инновационном режиме. Программа комплексного педагогического исследования, модель «Школа коммуникативной культуры», комплект разработанных материалов в 2003 году стал победителем городского конкурса «Модернизация образования» в номинации «Обновление содержания образования». В 2004 году награждены дипломом «Сибирской Ярмарки», получили статус областной экспериментальной площадки. В 2005 и 2006 г.г. педагогический коллектив награжден дипломами Департамента образования НСО за достижения в инновационной образовательной деятельности.
Только пройдя такую внешнюю экспертизу разного уровня, мы решились на участие в национальном проекте «Образование».
Сегодня проект не охватывает все многообразие образовательных учреждений и педагогов, работающих в них. Здесь, я думаю, две причины: или недальновидность исполнителей или финансирование проекта на данном этапе развития российской экономики не в состоянии поддержать всех. Положение, конечно, изменится, и будут включены в проект «Образование» и ОУ разных типов и видов, и работающие в них педагоги.
В рутине проблем и полемик, я полагаю, надо всегда помнить о том хорошем и добром, что сделано для учительства в нашем городе. Хочу сказать слова благодарности Главному управлению образования мэрии г. Новосибирска за проведение обучающих семинаров, индивидуальных консультаций при подготовке материалов на конкурс. Стабильно работает программа по социальной защите и поддержке работников учреждений образования г. Новосибирска, ежегодно педагоги получают премии губернатора, мэра и городского совета. Разработана и действует программа грантов муниципального и областного уровня по проблемам образования.
А мы с вами будем работать так, как всегда работал российский учитель – по совести, и участвовать в тех конкурсах, которые наиболее близки нам по духу. Желаю всем успехов!
|