На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Точка зрения


О критериях участия в конкурсе лучших учителей

Елена Юрьевна Садковская,
учитель высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 90 с углубленным
изучением предметов ХЭЦ,
победитель конкурса лучших учителей РФ
в рамках национального проекта «Образование»

     Проектная деятельность знакома многим педагогам. Год назад проекты начали действовать на государственном уровне. Одно из направлений приоритетного национального проекта «Образование», которое совпало с окончанием прошлого учебного года, – поощрение лучших учителей. Критерии участия в конкурсе были вполне приемлемыми и демократичными. Многим учителям, в том числе и мне, под силу было принять в нем участие. Думаю, несколько неожиданным стал тот факт, что подать заявление на участие в конкурсе решили только 93 педагога Новосибирска. Что могло послужить причиной такой нерешительности учителей? Скорее всего, это не одна причина, а целый комплекс. Начнем с названия «Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование». Вероятно, такая формулировка заставила многих задуматься. Учителя, не избалованные материальными благами и поддержкой государства, люди в большинстве своем скромные, обладающие способностью критически осмысливать различные аспекты своей профессиональной карьеры, вряд ли такие эпитеты как «лучшие учителя», «педагогическое мастерство» и особенно «значительный вклад в образование» посчитали применимыми к себе. Кто-то просто не успел сориентироваться в происходящем, ведь такое событие было новым, и не все верили в возможность его осуществления. Конечно, кого-то отпугнула необходимость предоставить для участия в конкурсе пакет документов и материалов. В методических рекомендациях по использованию критериев конкурсного отбора учителей оговорено, что следует избегать бюрократизации и бумажной волокиты. На мой взгляд, это положение было в достаточной мере выдержано. Не так сложно сделать ксерокопии документов и правильно их оформить. Некоторые неудобства вызвало запаздывание нормативных документов, определяющих процедуру реализации проекта. Но было и понимание того, что Проект только начинает осуществляться, и никто не застрахован от ошибок и неточностей.

     Единственным документом, над которым предстояло основательно поработать учителю, была «Аналитическая справка педагогической деятельности». Не могу сказать, что единственным и основным мотивом моего участия в конкурсе было получение материального вознаграждения. Но это особенный конкурс, в котором важно не участие, а все-таки победа. Предполагалось, что материальный фактор мотивирует и стимулирует результативность профессиональной деятельности, а в действительности он оказался скорее не мотивирующим, а подтверждающим уровень имеющихся достижений. Победить можно было, только подтвердив уровень достижений собственной педагогической деятельности соответственно критериям конкурсного отбора. Некоторые критики проекта считают, что победа досталась лишь тем, кто «себя лучше похвалил». Видимо, они не очень внимательно знакомились с основными принципами проведения экспертной оценки. Иначе знали бы, что ни один из критериев не принимался «на честное слово». Все показатели подтверждались соответствующими документами и материалами по каждому из критериев.

     Например, содержание критерия «позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года» в моей аналитической справке подтверждалось по таким позициям:
     – высокая мотивация к изучению предметов была представлена результатами анкетирования, которое проводилось регулярно психологом и администрацией школы;
     – позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся были подтверждены результатами аттестации, заверенными сводными данными по успеваемости и качеству знаний;
     – прилагались списки участников школьных и районных олимпиад, интеллектуальных игр и конкурсов;
     – были приложены несколько творческих работ учащихся.

     Критерий «позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам» подтверждался грамотами лауреатов, призеров конкурсов и олимпиад по предметам. Приукрасить свою деятельность, схитрить при представлении материалов на конкурс практически невозможно. В методических службах школы и района содержатся данные об участниках и призерах предметных олимпиад. Эти данные открыты для всех, желающих получить подобную информацию.

     Критерий «позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя» в первые моменты показался мне самым сложным. Возникал вопрос: «А как будут оценивать тех учителей, которые не имеют классного руководства?». Учителя начальных классов в этом случае всегда в выигрышной позиции. Дело в том, что работа классного руководителя для нас неразрывно связана со всеми остальными функциями педагогической деятельности. Анализируя свою деятельность в качестве классного руководителя, я не видела ничего сверхъестественного в том, что в моем классе благоприятный психологический климат, что дети активны и любознательны, что существует постоянное взаимодействие с родителями, а именно это учитывалось при экспертной оценке в первую очередь. Работа над содержанием этого критерия позволила еще раз подтвердить значимость воспитания как важнейшего компонента образования. Эффективность осуществления функций классного руководителя оказалось возможным оценить на основании не только деятельности, но и результативности.

     Содержание критерия «использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных в процессе обучения предмету и в воспитательной работе» раскрывать было легко и приятно. Политика школы, в которой я работаю, направлена на создание условий для личностного профессионального роста педагогов. Инновационная деятельность находит своих сторонников, получает поддержку и помощь. Использование информационно-коммуникационных технологий для меня стало интересным и перспективным делом. Появился не только повод к самосовершенствованию в новом направлении, но и возможность поиска путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

     Результативность критерия «обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, «круглые столы» и т.д.)» – это один из тех показателей, который раскрывает учителя как подвижника, творческую личность, неравнодушного и интересного человека.

     Критерий «участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах». По этому поводу (предвижу радость критиков) мне есть о чем рассказать. Это поймут те, кто был организатором или участником конкурса «Учитель года». Невозможно забыть те дни, когда ты попадаешь в сгусток энергии и идей. Когда видишь десятки увлеченных людей, осознающих некую «изюминку» своей профессии, умеющих быть интересными и неравнодушными. Именно участие и победа в конкурсе стали для меня стимулом в дальнейшей профессиональной деятельности. Объективная оценка профессионалов дорогого стоит.

     Критерий «повышение квалификации и профессиональная переподготовка, в том числе обучение в аспирантуре». Качественная работа невозможна без образования самого учителя, обмена опытом, профессиональными достижениями с коллегами. Самообразование для учителя, уважающего себя в профессии, всегда было необходимо.

     Можно по-разному относиться к критериям конкурсного отбора, но успех победителей в конкурсе не возник на пустом месте. Он взращивался поэтапно, усилиями самих номинантов и людей, которым небезразлично, каким будет образование в нашей стране. Оказаться в числе победителей было престижно, приятно и …немного тревожно. Некоторые наблюдатели реализации проекта прогнозировали социальную зависть к победителям конкурса, считали, что приличное материальное вознаграждение станет проверкой социально-психологического здоровья педагогов. Возможно, мне просто повезло, но ничего подобного в моей жизни не случилось. Начиная с первых дней реализации проекта, были только поддержка и пожелание удачи. На педагогическом совете школы принимала первые поздравления с победой в конкурсе и большую корзину с фруктами. Было очень приятно услышать добрые искренние слова от директора школы и от опытных педагогов, посвятивших себя служению профессии, Учителям с большой буквы. На торжественном приеме у губернатора прозвучали слова признания и благодарности в адрес учителей. «Сегодня, как никогда, важно научить детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор»,– эти слова из благодарственного письма губернатора понятны тем, кто живет в настоящем и видит будущее.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru