На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Актуальное интервью
Актуальное интервью
О результатах реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске, об опыте участия в конкурсе инновационных школ и расходовании выигранных средств, об успехах, нерешенных проблемах и грядущих реформах системы образования – разговор с Ириной Михайловной Михно, Заслуженным учителем РФ, директором Второй Новосибирской Гимназии.

     – Ирина Михайловна, Вторая гимназия принимала участие в конкурсе образовательных учреждений города, внедряющих инновационные программы, в рамках национального проекта «Образование». Расскажите, пожалуйста, о том, как проходил этот конкурс и в чем была особенность вашей программы, которая, как известно, набрала наибольшее количество баллов в Новосибирске.

     – Мы сразу, как только узнали о проведении конкурса, приняли решение участвовать в нем. Но быть первопроходцами всегда очень сложно. Так как этот конкурс проходил в первый раз, то в поиске путей его проведения были не только школы, но и Министерство образования.

     Во-первых, очень долго решался вопрос, какими должны быть конкурсные документы, их перечень менялся несколько раз. Во-вторых, довольно трудно было угадать, в какой форме представить главный конкурсный документ – программу развития. Сложность состояла в том, что нужно было создать документ, который одновременно отвечал бы формату программы развития и вместе с тем был бы своеобразным отчетом, показывающим достижения школы за предыдущие три года. При этом мы все прекрасно понимаем, что это два совершенно разных по форме и содержанию документа. А нам очень хотелось, чтобы программа гимназии была грамотной с точки зрения всех требований, чтобы она была интересна и читаема, и даже в ее оформлении хотелось проявить некоторую особенность и оригинальность. Как известно, это удалось: документы Второй гимназии были признаны лучшими, поскольку в регионе набрали большее количество баллов.

     Что касается подготовки самого коллектива к конкурсу, то здесь все было гораздо проще. Нам совершенно не нужно было что-то в экстренном порядке нарабатывать или искать какую-то новую идею. У нас была единственная проблема – как все, что мы используем, поместить на 30 страницах. Ведь все эти годы сначала школа № 68, затем гимназия № 2, а теперь Вторая Новосибирская гимназия постоянно работает в инновационном режиме. И потому мы могли написать о многом: о предшкольной подготовке детей, об информатизации образовательного процесса, о создании локальной сети и автоматизации делопроизводства, об индивидуальных образовательных программах и т.д. Но мы решили описать свою главную идею, над внедрением которой работаем последние годы и которая включает в себя все наши инновационные программы, – это модель гимназии полного дня. Суть ее в том, что и во внеурочное время мы стремимся разносторонне развивать личность ребенка. Для этого во второй половине дня у нас работает множество различных факультативов, секций, клубов, студий и кружков.

     – А на что гимназия потратила выигранный миллион?

     – Прежде всего, мы приобрели оборудование для кабинетов физики, химии и биологии. И сейчас можно сказать, что для изучения данных предметов гимназия оснащена полностью. Также мы приобрели оргтехнику: компьютеры, множительную технику и интерактивный планшет.

     Но, как ни странно, оказалось, миллион – это не так уж и много денег. И если бы гимназия в этом году повторно была награждена, мы бы тоже нашли, на что его потратить, только теперь пустили бы эти деньги в каком-то другом направлении.

     Обидно только, что условия расходования данного гранта слишком регламентированы. Специфика школ очень разная, потребности и проблемы тоже разные. И то, что нас всех загоняют в одно направление, на мой взгляд, не совсем верно. В данном случае, награждая лучшие школы, может быть, имело смысл предоставить им больше доверия и заодно посмотреть: какие у них потребности? на что школы потратят миллион? Я уверена, что он был бы потрачен не менее разумно.

     – В декабре в средствах массовой информации много писали и говорили о том, что для директоров школ-победителей оказалось настоящим испытанием расходование этого миллиона. С чем это было связано, и не возникло ли у вас проблем с тем, чтобы успеть потратить миллион до нового года?

     – Трудность, которую пришлось преодолевать директорам, была подготовлена свыше. Очень поздно эти деньги поступили на счета образовательных учреждений (к нам – в конце октября), а значит очень поздно прошли все конкурсные мероприятия, и только после этого школы могли заключать договоры. Многие фирмы, у которых школы заказывали оборудование, являются монополистами. А поскольку данный конкурс прошел по всей России, то из желающих приобрести то или иное оборудование образовалась большая очередь. Всем было страшно не успеть. И эта экстремальная ситуация, конечно, несколько омрачила радость победы.

     Что касается Второй гимназии, то я как руководитель успела сделать все вовремя: заключить договоры, оформить платежные поручения и полностью рассчитаться со всеми поставщиками. Другое дело, что не все поставщики товара успели рассчитаться с нами. Например, фирма «Экросбалт» до сих пор не до конца поставила нам оборудование для кабинета физики. И неприятно то, что в этой ситуации прокуратура и другие проверяющие органы возлагают вину и требуют объяснений только с руководителя образовательного учреждения.

     – Образовательное учреждение может повторно участвовать в этом конкурсе? И если да, то через какой срок?

     – Может. Сначала была установка – через три года, потом – через два, сейчас, насколько мне известно, такие ограничения сняли, и учреждения-победители могут идти на конкурс уже на следующий год. Но в этом году коллектив гимназии решил не участвовать в конкурсе, взять перерыв на один год для того, чтобы дать возможность победить и другим учреждениям города. Также, например, мы сознательно не стали принимать участие в прошлом году в городском конкурсе «Школа года». Не стали, потому что победили в нем в прошлый раз.

     – Продолжая тему конкурсов… У вас в гимназии трое учителей также в рамках национального проекта получили президентский грант в размере 100 тысяч рублей. Не могли бы вы сказать о них несколько слов: почему именно этих учителей выдвинули на конкурс? Известно, что во Второй гимназии уникальный педагогический состав: большинство учителей имеют высшую квалификационную категорию, много победителей различных конкурсов профессионального мастерства. Как в такой ситуации осуществить справедливый выбор?

     – Да, для нашей гимназии было очень сложно выбрать первых учителей, которые пойдут на этот грант, потому что достойных очень много. Поэтому мы решили пойти следующим путем: предложили всему коллективу участвовать в выборе кандидатур. И сделали это, прежде всего, для того, чтобы защитить будущих победителей, чтобы они чувствовали себя комфортно и не стыдились денежного поощрения.

     На рабочем совещании каждый педагог гимназии написал фамилии тех учителей, которых он хотел бы видеть в числе участников конкурса. Голосование проводилось анонимно, написать можно было, в том числе, и свою фамилию. Затем совет гимназии подсчитал голоса и определил тройку лидеров. Это три совершенно разных учителя: учительница начальных классов, учительница математики и учительница истории. Работают в гимназии много лет, к ним очень хорошее отношение со стороны коллег, детей и родителей. И, кстати сказать, они по рейтингу конкурса также заняли первые места в регионе, как и их гимназия.

     – Как бы вы в целом на сегодняшний день оценили результаты реализации национального проекта «Образование»?

     – К сожалению, последнее время диалог с образовательными учреждениями проходит, в основном, в форме конкурса. Очень мало стало рабочих встреч, совещаний, семинаров. Мы встречаемся все чаще только на конкурсах. В начале учебного года складывается такое впечатление, что школы встают на какой-то конкурсный старт: где, когда, какой конкурс начинается? То есть конкурсы как помогают, так и мешают. Конкурс в рамках национального проекта хорош тем, что дает возможность улучшить материально-техническую базу. Школы сегодня бедны, и этот миллион для нас, конечно, очень привлекателен.

С другой стороны, я считаю, что главная идея национального проекта заключается не в том, чтобы раздать школам по миллиону, хотя, как я уже сказала, это существенная поддержка, а главное – это внедрение того передового опыта, который всплыл наверх в результате этого конкурса. Идеи лучших известны, но дальнейшего развития не последовало. Наверное, нужны какие-то площадки, где можно было бы с этим опытом познакомиться. Но конкретных шагов по обогащению системы образования я пока, к сожалению, не вижу, и в этом смысле национальный проект еще не работает.

     – Ирина Михайловна, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу двух последних нововведений в сфере образования. Первое – это единый государственный экзамен. Известно, что Государственная Дума приняла в третьем, уже окончательном чтении законопроект об обязательном введении ЕГЭ с 2009 года, осталась только подпись президента. Как вы относитесь к введению ЕГЭ?

     – Вообще, хотелось бы, чтобы к реформированию школ относились с большей осторожностью, и инициативы их проведения шли снизу. Пока они все-таки спускаются только сверху.

     А что касается ЕГЭ, то я не могу, конечно, отрицать положительные стороны этого эксперимента. Самое большое его преимущество в том, что ребенок сдает экзамен один раз и может участвовать во вступительных экзаменах в вузы с отметками, полученными на ЕГЭ. И, наверно, есть предметы, которые лучше и корректнее сдавать в форме тестов.

     Но при этом у ЕГЭ много и минусов. Мы не слышим ученика, когда он сдает ЕГЭ. Потом, есть дети, которым легче рассказать, легче убедительно доказать, чем просто автоматически заполнять тесты. Ведь можно глубоко не знать предмет, но научиться отвечать на тесты. И натаскивание на успешное выполнение ЕГЭ, безусловно, будет иметь место во всех школах. Каков, как говорится, спрос, такая и работа. Успешная сдача ЕГЭ также требует определенной подготовки. И сейчас все учителя развернутся в его сторону, и на всех уроках мы начнем готовить детей писать тесты. Хорошо это? Конечно, нет. Но не делать этого мы не можем. И поэтому, когда ученики имели выбор формы экзамена, этот период был самым лучшим.

     – А второе нововведение? Как раз, будучи в Новосибирске, Андрей Фурсенко сказал, что министерство подготовило законопроект об обязательном 11-летнем образовании. Как относитесь к этому новшеству?

     – Все зависит от того, как этот законопроект будет реализован. Я считаю, что и здесь должен быть предоставлен выбор. У нас настолько разные семьи, разные дети, с такими разными возможностями и условиями жизни, что загонять всех в 10 класс – это не решение проблемы в целом.

     Конечно, 11-летнее образование решает целый ряд социальных вопросов. Ведь пока ребенок учится в образовательном учреждении, ответственность за него несет школа, а покидает он ее после 11 класса уже относительно сформировавшимся и социально зрелым человеком. Поэтому и с точки зрения педагога, и с точки зрения родителя, я тоже считаю, что всех детей нужно учить до 17-18 лет и не выбрасывать их за порог школы.

     Другое дело, важно, чтобы обучение это было дифференцированным: чтобы ребенок чувствовал себя успешным и учился там, где ему нравится, а, может быть, где он получал бы сразу начальную профессиональную подготовку. Главное, чтобы чиновники и управленцы понимали, какой контингент детей должен продолжать обучение в лицеях и гимназиях, какой – в средних и профильных школах, а какой – в учреждениях начальной профессиональной подготовки.

     – Возвращаясь ко Второй гимназии… Она является одним из статусных образовательных учреждений в городе: у вас высокопрофессиональный педагогический коллектив, учащиеся занимают призовые места на конкурсах и олимпиадах разных уровней, все выпускники поступают в вузы. А также прекрасная материально-техническая база, медицинский центр и многое-многое другое. То есть везде вы первые и лучшие. Не обременительно это – всегда быть лидером? И в чем находите стимул для движения, если вы и так лучшие?

     – Гимназия успешна уже в течение многих лет, и все равно мы находим для себя новые идеи. На мой взгляд, нельзя останавливаться ни на один миг. Мы все время находимся в поиске, и это очень развивает коллектив. А тем интересных всегда много: актуальными для нас на сегодняшний день являются, например, проектная деятельность и компетентностный подход.

     А что касается обременительности, честно скажу, тяжело. Мы заведомо знаем, что от нас ждут чего-то особенного, и не можем позволить себе выступить сегодня хуже, чем вчера. Мы каждый раз поднимаем для себя планку все выше и выше. Сегодня в городе много достойных, интересных и амбициозных образовательных учреждений. А, находясь среди сильных коллективов, побеждать и быть в числе первых сложно, но интересно.

     – Одно из требований национального проекта – лучшие школы должны делиться опытом. Как вы транслируете свой опыт, и где можно познакомиться с проектами и программами гимназии?

     – В данный момент мы работаем над тем, чтобы своей главной идее – гимназии полного дня – придать статус авторской программы и издать ее как коммерческий продукт. Сегодня ситуация такова, что выложенной на одном из образовательных сайтов программой Второй гимназии, ее идеями и разработками может пользоваться любое образовательное учреждение страны без какой-либо ссылки на наше авторство. А вообще, мы всегда с удовольствием и очень щедро делимся своим опытом, проводим семинары и мастер-классы для коллег из других образовательных учреждений.

     – Ирина Михайловна, вы победитель Всероссийского конкурса «Женщина – директор». Расскажите, в чем секрет вашего успеха как руководителя? И как вам удалось из обычной школы на окраине города сделать одно из лучших образовательных учреждений Новосибирска?

     – С того момента, как только я увидела эту школу и стала ее директором, все мое время, все мои силы, вся моя жизнь были отданы ей. Я люблю свою работу и людей, с которыми работаю, мне здесь хорошо и комфортно. Можно сказать, что моя работа – это моя судьба. И, наверно, в этом и есть мой секрет успеха. Это моя судьба, и в этом отношении, думаю, она состоялась.

     – Когда есть свободное время, чем любите заниматься? Как расслабляетесь и восстанавливаете силы?

     – В последнее время у меня появилось новое увлечение – вышивание. Это занятие позволяет и отдохнуть, и расслабиться, и обрести душевное спокойствие, если я чем-то огорчена или расстроена.

     Во время отпуска стараюсь уехать из Новосибирска, потому что, находясь в городе, отдыхать не умею: все равно звоню в школу, интересуюсь, даю указания. Поэтому раз в году стараюсь уехать так, чтобы забыть, что я директор школы. Зато, когда возвращаюсь, энергии и сил хватает на весь следующий год.


     В завершение Ирина Михайловна пожелала всем участникам конкурса 2007 года (и образовательным учреждениям, и учителям) победы и успеха, новых идей и интересных педагогических находок, а также выразила надежду, что все ошибки, допущенные при организации конкурсных мероприятий прошлого года, будут учтены.

Беседу провела Костина О. В.,
редактор газеты «Интерактивное образование»

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru