На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования


Об одном из критериев отбора лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

Анна Викторовна Молокова,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО,
доцент кафедры начального образования НИПКиПРО

     Остановимся подробнее на одном из критериев, а именно – использовании современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

     Следует отметить, что в формулировке критерия, приведенной в конкурсных документах 2006 года, уточняется, что к современным образовательным технологиям относятся и информационно-коммуникационные технологии. Среди показателей данного критерия первым по степени значимости названо использование ИКТ в процессе обучения предмету. Поскольку для многих учителей начальных классов г. Новосибирска применение информационных технологий на уроках обучения грамоте, русского языка, математики и других традиционных учебных предметов является повседневной практикой, остановимся на том, что следует выделить учителю, анализируя свою деятельность.

     Уместно будет назвать организационные формы работы с компьютером на уроке и во внеурочное время; описать приемы использования и варианты организации учебной деятельности школьников с электронными учебными материалами; назвать и кратко охарактеризовать эти материалы: рекомендованные Министерством образования, экспериментальные, авторские, созданные самим учителем.

     Второй показатель рассматриваемого критерия: использование проектных, исследовательских и других развивающих технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Раскрывая особенности своей деятельности в этом направлении, учителю целесообразно продемонстрировать понимание того, что проекты и исследования, осуществляемые школьниками, имеют существенные отличия, проявляющиеся в целях, в организации работы, и в представлении полученных результатов. Для начальной школы эти виды деятельности пока не стали массовыми. Зачастую доля труда учителя в полученных результатах слишком велика, а затраты времени и сил не соответствуют влиянию этого вида деятельности на развитие личности ученика. Поэтому имеет смысл кратко раскрыть содержание наиболее значимых на взгляд учителя проектов или исследований, указать их практическую значимость, акцентировать внимание на участии родителей в организации этой работы, которая в начальной школе, как правило, проводится во внеурочное время.

     Кроме того, следует помнить, что к числу современных образовательных технологий, реализуемых в начальной школе, также относят игровые, витагенные, личностно-ориентированные, групповые, интегративные и этнокультурные технологии, коллективные способы обучения и другие. Оптимальным вариантом может быть краткое описание и обоснование выбора используемых учителем образовательных технологий, их взаимосвязи и влияния на достижение целей обучения в начальной школе. Особенно ценно, если учитель покажет, как применение им современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, обогащает традиционную методику обучения младших школьников.

     Третий показатель касается разработки и использования общественно признанной авторской методики, в том числе новых цифровых образовательных ресурсов. Речь идет и о методах фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалах.

     Что может представить учитель начальных классов в аналитической справке, раскрывая данный показатель? Прежде всего, стоит перечислить используемые методы и приемы включения современных технологий в урок – традиционную форму обучения в начальной школе. Уместно описать разработанные учителем методические и дидактические материалы, средства наглядности, предназначенные для применения на уроке и во внеурочной деятельности школьников. Существенное значение имеет представление данных разработок в электронном виде на сайте школы, районного или городского управления образованием, участие учителя в конкурсах образовательных ресурсов различного уровня.

     Особо следует остановиться на разработке контрольно-измерительных материалов. Это не такое простое дело, как может показаться начинающим. Однако, если тесты и другие материалы для контроля знаний школьников, оценки уровня их развития, разработанные учителем, валидны, адаптированы к массовой школе и рекомендованы к использованию, например, аттестационной комиссией, опубликованы в научно-методических изданиях, есть смысл раскрыть их суть в аналитической справке.

     Последний показатель – результативность использования современных образовательных технологий. Поскольку деятельность учителя по применению информационно-коммуникационных и других современных образовательных технологий является инновационной, следует использовать универсальные критерии оценки ее эффективности. К ним относятся, в частности, образовательный критерий, критерий психологического комфорта обучения и здоровья школьников, критерий воспитанности и социальной востребованности инновационных преобразований. Отчасти, доказательством того, что учитель эффективно использует возможности современных образовательных технологий, является позитивная динамика учебных достижений обучающихся, представляемая учителем при описании результатов своей деятельности. Для рассматриваемого нами критерия важно показать, что полученные результаты являются следствием использования применяемых технологий. О том, как это сделать, говорилось на подготовленном и проведенном научно-методическим центром «Современные технологии» НИПКиПРО методологическом семинаре «Методика оценки эффективности информатизации образовательного процесса» для руководителей образовательных учреждений города, учителей и методистов по начальному образованию районных филиалов ГЦРО.

     Особое значение имеет обобщение и распространение учителем опыта инновационной деятельности. В Новосибирске для этого есть масса возможностей. Одна из них – публикация своих идей, опыта работы, результатов поисково-исследовательской деятельности в электронной газете «Интерактивное образование», в журнале «Сибирский учитель» и других изданиях. Другая возможность – участие в городских, региональных и всероссийских научно-практических конференциях и представление материалов выступления для публикации в сборниках. С одной стороны, это поэтапное написание конкурсной или аттестационной работы. С другой стороны, возможность соответствовать конкурсным требованиям по еще одному критерию отбора лучших учителей.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru