Презентация воспитательного проекта «Мы живем в Сибири»
|
Марина Эдуардовна Усольцева,
Отличник народного просвещения,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 4
|
Опубликовано в издании «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска»: Сб. материалов 2-й науч.-практ. конф «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: информационная и методическая культура участников образовательного процесса», 29 ноября 2005 года, г. Новосибирск / Отв. за вып. Ю. Г. Молоков; НИПКиПРО. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006.
|
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще специальные знания.
|
К. Д. Ушинский |
Говоря об информатизации муниципальной системы образования в г. Новосибирске, можно с уверенностью сказать, что компьютер становиться неотъемлемой частью урока. С каждым годом пополняется учительская копилка программно-методических средств обучения, но давайте вспомним о том, что школьная жизнь – это учебно-воспитательный процесс и школа всегда уделяла большое внимание воспитанию детей.
После того, как в школе исчезли пионерские и октябрятские организации, каждое общеобразовательное учреждение стало создавать свои воспитательные системы. Школа ставила своей целью стать вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку. При чем здесь компьютер? Для осуществления всего этого он просто необходим. Сколько можно работать устаревшими методами, рассказывая о том, какие интересные мероприятия ждут детей в новом учебном году. Слово – это великолепно, но если к рассказу об удивительной трудовой тропе или тропе дружбы прибавится еще и демонстрация слайдов с ожившим героем, который сам расскажет о своих проблемах, наглядно покажет пути реализации и даст всем задания, то эффективность будет намного выше. Представьте, первоклассник не только посмотрит знаки дорожного движения на картинке, но с помощью электронной программы сам пропутешествует по дорогам города. А если, используя карту местности, еще и обозначит свой путь из школы домой, повторив при этом все дорожные знаки и правила, то взрослым можно быть спокойным за такого ребенка. Значит, компьютер поможет в работе как с массовой аудиторией (например, презентация игры), так и при индивидуальной работе.
Давайте посмотрим на вещи реально. Эмоциональный уровень каждого учителя различный. Кто-то сможет донести до обучающихся всю информацию интересно, эмоционально, а кто-то нет. Кроме этого, чтобы был результат, нужно мотивировать ребенка. Для создания положительной мотивации и принятия деятельности, нужно заинтересовать ребенка, а это в современном мире, где компьютеры и DVD у каждого обучающегося дома, очень трудно. Увеличилось и количество информации, которой должен владеть каждый классный руководитель для проведения того или иного мероприятия. Каждый классный час должен быть эффективен, нести новые знания для каждого учащегося. Вот и приходит на помощь компьютер.
Когда наша школа решила участвовать в игре-путешествии «Мы живем в Сибири», то сразу встал вопрос о том, как заинтересовать детей, как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемой частью их жизни, научила любить свою страну, расширила знания и кругозор обучающихся. Нужно было представить игру в интересной неожиданной форме, чтобы возникло желание «непременного участия», ведь от первого представления игры на 80% зависит ее успешность. Поэтому мы решили сделать компьютерную презентацию, которая решила сразу несколько задач:
1. Массовость вовлечения. С помощью мультимедийного проектора одновременно «погружалась» в игру вся параллель (более 80 человек).
2. Высокая мотивация учащихся. Использование возможностей компьютера (анимация, видеофрагменты) помогло заинтересовать всех обучающихся начальной школы.
3. Информированность обучающихся. В презентации были показаны различные варианты участия в игре, система поощрений.
4. Нетрадиционная подача материала (красочность, музыкальность и доступность).
Раньше, чтобы привлечь школьников к участию в какой-либо игре, классный руководитель рассказывал детям об условиях и всех достоинствах этой деятельности. Получалось, как будто на уроке учитель традиционно объясняет новый материал. Сейчас появилась возможность сразу же и наглядно показать все стороны развития игры. Музыка и анимация привлекают детей с самого первого момента. Путешествие обещает быть самым веселым и познавательным. Ребята знакомятся с логотипом игры – Сибирячком. Диалог ведет не классный руководитель, а герои игры. Здоровячок рассказывает о всеребячьих играх, аукционе «Правила питания», конкурсе травознаев. Добрячок говорит о школе вежливых наук и работе почты добра. Трудовичок помогает в организации выставок, ставит ультиматум королю мусора и строит город мастеров. Городовичок организует фестивали «Мы живем в Сибири» и рассказывает об улицах Новосибирска. Ребятам предлагаются и показываются различные тропы, по которым они смогут путешествовать по выбору. Дети знакомятся с атрибутами игры. Даже игровой транспорт приходит в движение по желанию детей. Записывать свои наблюдения, открытия и достижения они могут в «Дневничок успешности», который на старте вручается каждому исследователю. А в конце путешествия ребят ждут благодарности от всех героев игры.
С помощью такой презентации, обучающиеся хорошо информированы о сути и ходе игры. Об этом говорит тот факт, что все классы начальной школы после презентации подали заявки на участие в игре. А когда в момент старта герои, которых они видели в презентации, еще и оживают – это укрепляет веру детей в то, что игра будет действительно интересной и познавательной.
Апробация нового воспитательного проекта показала, что применение компьютерных программ в воспитательном процессе просто необходимо. Это не только дополнительный стимул к развитию мотивации (а в воспитании все должно строиться на желании), но и источник мощного воспитательного воздействия. Доказательством этого служит то, что коллектив школы стал лауреатом конкурса «Игра. Творчество. Досуг», получил кубок и грамоту за разработку и оригинальный подход в создании методического обеспечения игры «Мы живем в Сибири».
|