Адаптация первоклассников в условиях применения информационных технологий в обучении
|
Ирина Леонидовна Зимина,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории,
руководитель методического объединения
учителей начальных классов
МОУ СОШ № 84
|
Опубликовано в издании «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска»: Сб. материалов 2-й науч.-практ. конф «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: информационная и методическая культура участников образовательного процесса», 29 ноября 2005 года, г. Новосибирск / Отв. за вып. Ю. Г. Молоков; НИПКиПРО. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006.
Начало обучения в школе – один из самых сложных моментов в жизни ребёнка и в социально-психологическом, и в физиологическом плане. Это очень напряжённый период для первоклассника. Ведь теперь он не просто ребёнок, он – ученик, к которому предъявляются новые требования. У него появляются новые обязанности. Следовательно, увеличивается нагрузка на психоэмоциональную сферу.
Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не одна неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. И чем слабее здоровье ребёнка, чем ниже уровень его интеллектуального и психоэмоционального развития, тем более длительным и напряжённым будет процесс его адаптации.
М.М. Безруких и С.П. Ефимова в своей книге «Знаете ли вы своего ученика?»[1] делят детей на три группы по социально-психологической адаптации к школе:
1-я группа адаптируется к школе в течение 1-ой четверти.
2-я группа имеет более длительный период адаптации – 1-ое полугодие.
3-я группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Адаптация таких детей заканчивается лишь к концу учебного года.
Поэтому одной из важнейших задач учителя в первые недели обучения первоклассников – облегчить процесс адаптации, создать такую ситуацию в учебной деятельности, в которой бы приспособление ребёнка к школьной жизни протекало наиболее комфортно.
Школа № 84 г. Новосибирска является экспериментальной площадкой Института электронных программно-методических средств обучения Российской академии образования, начиная с 2001 года. Применение информационных технологий в образовательном процессе начальной школы, осуществляемое нами в течение трех лет под руководством кандидата педагогических наук Молоковой А.В., показало хорошие результаты в повышении уровня комфортности обучения, повышении мотивации учения и самооценки учащихся, снижении дидактических затруднений. Поэтому мы предположили, что применение информационных технологий в 1 классе поможет снять ряд трудностей у детей в период адаптации.
В 2004/05 учебном году в 1 класс пришли дети, по многим показателям плохо подготовленные к школе: 73% не посещали дошкольные образовательные учреждения, 53% имели хронические (в основном неврологические) заболевания. Около 7% первоклассников умели читать по слогам, 33% знали буквы, но не умели читать, 60% не знали даже буквы, 40% не умели считать в пределах десяти, у 47% наблюдались логопедические проблемы.
В своей работе мы использовали электронные учебные пособия, предоставленные школе Институтом электронных программно-методических средств обучения Российской академии образования: «Азбука» (авторы: Молокова А.В., Молоков Ю.Г., Килина Г.Ф., Шаровская С.Ф.)[2] и «Математика-1» (авторы: Молокова А.В., Молоков Ю.Г, Шаровская С.Ф., Чупина Е.В., Кучерявый А.А.).
Знакомство детей с ЭУП «Азбука» и «Математика-1» началось в группе продлённого дня. Более «продвинутые» дети обучали менее «продвинутых» и слабых учеников (этот процесс занял около двух недель). После того как все дети были ознакомлены с основными правилами работы с ЭУП, эти пособия стали использоваться и на уроках.
Наиболее эффективным, на наш взгляд, является применение ЭУП на этапе изучения нового материала, первичного закрепления, повторения учебного материала и текущего контроля. Работа проводилась фронтально, индивидуально, в парах и группах.
В течение 2004/05 учебного года нами были получены следующие результаты:
1. Методом педагогического наблюдения было установлено, что около 60% учащихся адаптировались легко в течение 1 четверти, 27% учащихся имели более продолжительный период адаптации, около полугода. При этом двое учащихся не адаптировались даже к концу учебного года, что напрямую связано с их физическим и интеллектуальным здоровьем. Например, одна из этих девочек – инвалид детства, другая – по рекомендации медико-педагогической комиссии переведена на дальнейшее обучение во вспомогательную школу.
2. За текущий учебный год число пропущенных по болезни уроков не превышало средние показатели по школе за последние пять лет, а по ряду заболеваний было существенно ниже, что говорит о том, что применение ИТ в учебном процессе не оказало резкого негативного влияния на соматическое здоровье детей. Осуществляемые нами профилактические мероприятия, разъяснительная работа с детьми и их родителями были направлены на предотвращение пролонгированных отрицательных воздействий использования компьютера в качестве средства обучения.
3. Использование ЭУП «Азбука» позволило улучшить способ и темп чтения. Проведение итогового контроля выявило, что 56% учащихся не допускают ошибок при характеристике звуков в словах, 70% правильно делят слова на слоги, 75% правильно определяют место ударения в слове. Кроме того, применение ЭУП «Азбука» позволило расширить словарный запас школьников. По отзывам учащихся, работа с данным электронным учебным пособием всегда вызывала у них положительные эмоции.
4. В течение учебного года было проведено 8 контрольных и проверочных работ по математике, всего содержащих 43 задания. Умения и навыки, проверяемые в 13 из них, отрабатывались ранее с помощью электронного учебного пособия «Математика-1». 59% учащихся класса выполнили эти задания безошибочно, остальные допустили по одной вычислительной ошибке.
5. Проведённое анкетирование детей показало, что 53% всех учащихся имеют высокий уровень тревожности, как правило, связанный с неблагополучием в семье, остальные показали средний уровень индекса тревожности. При этом у большинства учащихся класса (94%) было выявлено положительное отношение к школе, учению.
6. 100% родителей учащихся одобряют использование компьютера в обучении (по данным анкетирования) и говорят о том, что их детям нравятся уроки с применением компьютера.
Таким образом, проведенная нами работа по апробации электронных учебных пособий «Азбука» и «Математика-1» и анализ результатов их использования в образовательном процессе позволяют сделать вывод о том, что адаптация первоклассников в условиях применения информационных технологий протекает успешно и способствует сохранению психического и физического здоровья детей. Мы продолжаем поисково-исследовательскую деятельность в данном направлении и в текущем учебном году, применяя авторские электронные учебные пособия ИЭПМСО РАО в обучении первоклассников.
Список литературы
1. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: «Просвещение», 1991.
2. Молокова, А.В. Азбука. Электронное учебное пособие для начальной школы: Метод. рекомендации [Текст] / А.В. Молокова / Под ред. И.М. Бобко. – Новосибирск: НГУ, 2003.
|