На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования


Адаптация первоклассников в условиях применения информационных технологий в обучении

Ирина Леонидовна Зимина,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории,
руководитель методического объединения
учителей начальных классов
МОУ СОШ № 84

     Опубликовано в издании «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска»: Сб. материалов 2-й науч.-практ. конф «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: информационная и методическая культура участников образовательного процесса», 29 ноября 2005 года, г. Новосибирск / Отв. за вып. Ю. Г. Молоков; НИПКиПРО. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006.

     Начало обучения в школе – один из самых сложных моментов в жизни ребёнка и в социально-психологическом, и в физиологическом плане. Это очень напряжённый период для первоклассника. Ведь теперь он не просто ребёнок, он – ученик, к которому предъявляются новые требования. У него появляются новые обязанности. Следовательно, увеличивается нагрузка на психоэмоциональную сферу.

     Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не одна неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. И чем слабее здоровье ребёнка, чем ниже уровень его интеллектуального и психоэмоционального развития, тем более длительным и напряжённым будет процесс его адаптации.

     М.М. Безруких и С.П. Ефимова в своей книге «Знаете ли вы своего ученика?»[1] делят детей на три группы по социально-психологической адаптации к школе:
     1-я группа адаптируется к школе в течение 1-ой четверти.
     2-я группа имеет более длительный период адаптации – 1-ое полугодие.
     3-я группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Адаптация таких детей заканчивается лишь к концу учебного года.

     Поэтому одной из важнейших задач учителя в первые недели обучения первоклассников – облегчить процесс адаптации, создать такую ситуацию в учебной деятельности, в которой бы приспособление ребёнка к школьной жизни протекало наиболее комфортно.

     Школа № 84 г. Новосибирска является экспериментальной площадкой Института электронных программно-методических средств обучения Российской академии образования, начиная с 2001 года. Применение информационных технологий в образовательном процессе начальной школы, осуществляемое нами в течение трех лет под руководством кандидата педагогических наук Молоковой А.В., показало хорошие результаты в повышении уровня комфортности обучения, повышении мотивации учения и самооценки учащихся, снижении дидактических затруднений. Поэтому мы предположили, что применение информационных технологий в 1 классе поможет снять ряд трудностей у детей в период адаптации.

     В 2004/05 учебном году в 1 класс пришли дети, по многим показателям плохо подготовленные к школе: 73% не посещали дошкольные образовательные учреждения, 53% имели хронические (в основном неврологические) заболевания. Около 7% первоклассников умели читать по слогам, 33% знали буквы, но не умели читать, 60% не знали даже буквы, 40% не умели считать в пределах десяти, у 47% наблюдались логопедические проблемы.

     В своей работе мы использовали электронные учебные пособия, предоставленные школе Институтом электронных программно-методических средств обучения Российской академии образования: «Азбука» (авторы: Молокова А.В., Молоков Ю.Г., Килина Г.Ф., Шаровская С.Ф.)[2] и «Математика-1» (авторы: Молокова А.В., Молоков Ю.Г, Шаровская С.Ф., Чупина Е.В., Кучерявый А.А.).

     Знакомство детей с ЭУП «Азбука» и «Математика-1» началось в группе продлённого дня. Более «продвинутые» дети обучали менее «продвинутых» и слабых учеников (этот процесс занял около двух недель). После того как все дети были ознакомлены с основными правилами работы с ЭУП, эти пособия стали использоваться и на уроках.

     Наиболее эффективным, на наш взгляд, является применение ЭУП на этапе изучения нового материала, первичного закрепления, повторения учебного материала и текущего контроля. Работа проводилась фронтально, индивидуально, в парах и группах.

     В течение 2004/05 учебного года нами были получены следующие результаты:

     1. Методом педагогического наблюдения было установлено, что около 60% учащихся адаптировались легко в течение 1 четверти, 27% учащихся имели более продолжительный период адаптации, около полугода. При этом двое учащихся не адаптировались даже к концу учебного года, что напрямую связано с их физическим и интеллектуальным здоровьем. Например, одна из этих девочек – инвалид детства, другая – по рекомендации медико-педагогической комиссии переведена на дальнейшее обучение во вспомогательную школу.

     2. За текущий учебный год число пропущенных по болезни уроков не превышало средние показатели по школе за последние пять лет, а по ряду заболеваний было существенно ниже, что говорит о том, что применение ИТ в учебном процессе не оказало резкого негативного влияния на соматическое здоровье детей. Осуществляемые нами профилактические мероприятия, разъяснительная работа с детьми и их родителями были направлены на предотвращение пролонгированных отрицательных воздействий использования компьютера в качестве средства обучения.

     3. Использование ЭУП «Азбука» позволило улучшить способ и темп чтения. Проведение итогового контроля выявило, что 56% учащихся не допускают ошибок при характеристике звуков в словах, 70% правильно делят слова на слоги, 75% правильно определяют место ударения в слове. Кроме того, применение ЭУП «Азбука» позволило расширить словарный запас школьников. По отзывам учащихся, работа с данным электронным учебным пособием всегда вызывала у них положительные эмоции.

     4. В течение учебного года было проведено 8 контрольных и проверочных работ по математике, всего содержащих 43 задания. Умения и навыки, проверяемые в 13 из них, отрабатывались ранее с помощью электронного учебного пособия «Математика-1». 59% учащихся класса выполнили эти задания безошибочно, остальные допустили по одной вычислительной ошибке.

     5. Проведённое анкетирование детей показало, что 53% всех учащихся имеют высокий уровень тревожности, как правило, связанный с неблагополучием в семье, остальные показали средний уровень индекса тревожности. При этом у большинства учащихся класса (94%) было выявлено положительное отношение к школе, учению.

     6. 100% родителей учащихся одобряют использование компьютера в обучении (по данным анкетирования) и говорят о том, что их детям нравятся уроки с применением компьютера.

     Таким образом, проведенная нами работа по апробации электронных учебных пособий «Азбука» и «Математика-1» и анализ результатов их использования в образовательном процессе позволяют сделать вывод о том, что адаптация первоклассников в условиях применения информационных технологий протекает успешно и способствует сохранению психического и физического здоровья детей. Мы продолжаем поисково-исследовательскую деятельность в данном направлении и в текущем учебном году, применяя авторские электронные учебные пособия ИЭПМСО РАО в обучении первоклассников.

Список литературы

     1. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: «Просвещение», 1991.

     2. Молокова, А.В. Азбука. Электронное учебное пособие для начальной школы: Метод. рекомендации [Текст] / А.В. Молокова / Под ред. И.М. Бобко. – Новосибирск: НГУ, 2003.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru