На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Обзор педагогической прессы
Обзор педагогической прессы
Ведущая рубрики –
Наталья Владимировна Федорова
,
кандидат педагогических наук,
заместитель директора
по научно-методической работе ГЦРО

     «Педагогическая общественность Новосибирска восприняла национальный проект «Образование» весьма заинтересованно, – пишут в статье «Реализация национального проекта на муниципальном уровне: шаг в повышении престижа педагогической профессии» начальник Главного управления образования мэрии г. Новосибирска Г. Старцев и его заместители Н. Копаева и С. Нелюбов. – Такое внимание к проблемам образования на государственном уровне за последние годы проявляется впервые. Причем педагогическая общественность оценила проект не столько как материальную поддержку образовательных учреждений и учителей, сколько его идеологическую нацеленность на создание национальной идеи, которая смогла бы объединить духовные начала народа, направленные на развитие и личности гражданина, и великой России…

     С другой стороны, проект вызвал у части педагогического сообщества организационный скепсис, что связано с ранее проводимыми попытками реформировать отечественное образование… И вот один из сущностных этапов этого проекта завершен, и самое время осмыслить итоги реализации новой программы изменения отечественного образования». (Народное образование, № 8, 2006 г.).

     Осмыслению итогов первого этапа ПНПО и посвятим наш обзор.

     В письме редактора журнала «Директор школы» Константина Ушакова, названном удивительно точно «Риск национального проекта» (№ 10, 2006г.), читаем:

     «Общие соображения: проект явно рыночный. Это очень рыночная позиция – поддерживать сильных. Вопрос, который в связи с этим возникает, – являются ли эффективными рыночные инструменты в явно нерыночном секторе? Какие последствия могут иметь такие действия?.. По данным исследователей, учительская среда крайне негативно относится к конкуренции… Эти соображения заставляют задуматься о судьбе учителей-победителей, которые единолично (!) получат грант, превышающий годовую заработную плату их коллег…»

     К сожалению, уже и в нашем городе есть такие факты. Невольно задаешься вопросом: что лучше? Помалу, но каждому, или много, но далеко не всем?

     В определенной мере ответ на этот вопрос можно получить в статье мэра нашего города Владимира Филипповича Городецкого «Вместе – я уверен – у нас все получится!» в журнале «Вестник» Новосибирского регионального союза общественных объединений за 3-4 ноября 2006 года. Сравнивая показатели национальных проектов «Образование» и «Здоровье», автор пишет:

     «В частности, установление муниципальной надбавки для участковых терапевтов, участковых педиатров и медицинских сестер – с 2005 она составляет 100% от оклада, надбавка к заработной плате молодым специалистам в течение 3-х лет – в размере 25% от оклада…

     Положительная динамика в отрасли налицо, но не достигнут пока главный результат: удовлетворенность горожан работой учреждений здравоохранения. Людей по-прежнему не устраивает работа регистратур, очереди к участковым врачам, культура обслуживания. Это значит – мало изменить условия. Измениться должны сами медицинские работники, их отношение к пациентам…

     В июле 2006 года состоялся конкурс среди лучших учителей. В управлении образования мэрии специальная экспертная группа рассмотрела 95 заявок на участие в конкурсе. Определен 61 победитель. Денежное поощрение в размере 100 тысяч рублей зачислено на расчетный счет учителей. Дипломы победителям вручил губернатор Виктор Александрович Толоконский».

     В статье можно прочитать и о денежном вознаграждении за классное руководство, и об оснащении школьных кабинетов, и о поддержке талантливой молодежи Новосибирской области. Только нет ответа на главный вопрос: почему педагоги Новосибирска получили самую низкую надбавку к зарплате в 11% в городе, который реализует многомиллионные амбициозные проекты технопарка, строительства жилья и дорог? Город, привлекательный для столичного бизнеса, для банковского дела, не нашел, в общем-то, мизерной суммы для педагогов?

     Парадокс. А ведь это самый беспроигрышный социальный проект: вкладывая в педагогов, мы получаем уважение всех окружающих нас: и детей, и родителей, и бабушек с дедушками, которые всегда дисциплинированно голосуют за власть…

     Парадокс политики, вкладывающей в материальные блага и игнорирующей людей. Может быть, пора задуматься над судьбой сибирских педагогов всерьез и не перекладывать их материальные блага на плечи государства? Тем более что такие проекты успешно реализуются в Кемеровской и Томской областях, в Красноярском крае.

     «Учитель, врач, село, тепло» – с этой речевки в стиле Маяковского 10 лет назад началась в Кемеровской области эпоха губернатора Тулеева. Интуитивно, каким-то шестым чувством Кузбасс выбрал для себя те дороги, на которые в минувшем году встали и громкие общероссийские приоритетные национальные проекты. К слову о нацпроектах: власти Кузбасса справедливо решили, что одного лишь «федерального» поощрения лучших из лучших недостаточно, и добавили к установленной центром квоте еще и собственные, местные премии. Так что с пресловутым заветным миллионом в Кемеровской области можно поздравлять не 51 «квотированную» школу, но и еще десять региональных счастливчиков, занявших в общем рейтинге места с 52-го по 61-е. К 171 учителю-стотысячнику прибавились 100 педагогов, обладателей областных грантов в 50 тысяч рублей. 75 одаренных ребят были отмечены на российском уровне, а еще сто человек получили губернаторские премии по 10 тысяч. Побывавший в Кузбассе в конце ноября министр образования и науки Андрей Фурсенко, забыв о свойственной ему сдержанности, радовался, как ребенок: «Так, как реализуется приоритетный национальный проект «Образование» в Кемеровской области, он должен реализовываться во всей России». Министр не лукавил: на этой угольной земле действительно есть чему удивиться и у кого поучиться. И своими стратегическими запасами – не только природными, но и интеллектуальными – здесь умеют распоряжаться с умом ...» Так в «Учительской газете» от 26 декабря 2006 года описан опыт Кузбасса по реализации национального проекта – статья «Не углем единым: Чему радовался министр Фурсенко в Кузбассе?»

     Вклад региональной власти высоко оценивается в национальном проекте «Образование», о таком вкладе, например, пишет Л. Панина в журнале «Директор школы» № 10 за 2006 год:

     «В ряде муниципалитетов взяли да и ввели муниципальные квоты, распределив их пропорционально числу учащихся в районе. В результате, после введения данных квот, часть учителей, прошедших на региональный уровень, были исключены из списков победителей».

     Шкала критериев отбора лучших педагогов показала, «что работе учителя в качестве классного руководителя далеко не везде придается большое значение, а повышение квалификации не считается непосредственным показателем качества профессиональной деятельности. Участие в конкурсах тоже отнюдь не всегда, по мнению большинства регионов, является свидетельством высокого профессионального уровня специалиста.

     Система показателей по распространению учителем своего педагогического опыта оказалась тесно связанной с тем, как ведется эта работа в регионе…

     Сами конкурсанты признаются, что при подготовке конкурсной документации столкнулись с большими трудностями. С отсутствием, при неимении опыта, четких указаний, как составлять аналитическую справку. С необоснованно завышенным объемом подтверждающей документации. И, наконец, с равнодушием тех, кто рекомендовал школе и учителю участвовать в конкурсе».

     Нужны ли гранты, если они оборачиваются бесконечными проверками? Стоит ли переходить на новую систему оплаты учительского труда, если уже сейчас понятно, что это приведет к массовым сокращениям педагогов и росту социальной напряженности в регионах? Такие болезненные вопросы обсуждались накануне Нового года на заседании межведомственной рабочей группы по Приоритетному национальному проекту «Образование». Подробнее об этих проблемах читайте в статье «Нацпроект «Образование»: планы и прогнозы на 2007 год». Газета «Первое сентября» от 13 января 2007 года.

     Обзор был бы неполным, если бы мы не обратили внимания руководителей системы образования всех уровней на целую серию публикаций в рубрике Управление: Школа для менеджера» «Учительской газеты», посвященных развитию территориальной системы образования.

     И в заключении: объявлен и уже начался конкурс образовательных проектов регионального масштаба. Наша область решила участвовать в нем. Пожелаем успехов авторам разрабатываемого проекта, опирающегося на Программу инновационного развития Новосибирской области.

     Успехов всем вам на стезе конкурсного движения, дорогие педагоги, руководители, коллеги!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru