Выпуск №9, февраль 2007 Тема номера: «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске» |
|
|
01 |
|
02 |
|
03 |
|
04 |
|
05 |
|
06 |
|
07 |
|
08 |
|
09 |
|
10 |
|
Архив выпусков |
|
|
|
Главная / Музейный компас | |
О целесообразности воспитания музейной культуры у детей дошкольного возраста
|
Ольга Михайловна Саламатина,
методист музея
истории развития образования
в г. Новосибирске и
Новосибирской области
|
В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Нужно выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить детей в стенах музея, чтобы у них появился интерес, желание приходить в него – выводит нас на анализ методов обучения и воспитания детей, для чего в нашем музее создана новая образовательно-воспитательная концепция.
В течение двух лет в музее истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области для детей детского сада № 271 г. Новосибирска в опытно-экспериментальном режиме проводятся занятия, целью которых является воспитание основ музейной культуры.
Это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственно-эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде. Такие встречи приносят радость открытия всегда неожиданного.
Первоначально занятия начинались одновременно в двух группах – подготовительной и старшей. Через год занятия продолжили по новой программе, с учетом возрастных особенностей детей. Воспитанники значительно расширили свои познания в области воспитания основ музейной культуры.
Успешно завершенный двухгодичный цикл подтвердил целесообразность проведения занятий по воспитанию основ музейной культуры с дошкольниками, начиная с пятилетнего возраста, детского сада компенсирующего вида.
Отставание в общем развитии этих ребят и их речевые дефекты компенсировались возможностью более прочных индивидуальных контактов с каждым воспитанником на занятиях, т.к. количество детей в двух логопедических группах не превышало 25.
Занятия по основам воспитания музейной культуры не ставят целью заменить существующую программу воспитания и обучения детей в детском саду. Они взаимодополняют друг друга. Их главная задача – приобщить детей на ранней ступени развития к миру прекрасного, воспитать грамотного музейного зрителя, дать информацию, которая станет толчком для дальнейшего эмоционального контакта, ощущения многообразия окружающего мира, раскрыть духовный потенциал ребенка, развить его чувства, предупредив равнодушие и инертность, научить ребенка самостоятельно мыслить.
Программа строится на постоянном углублении материала.
Как на практике мы осуществляем эту работу?
При разработке музейных занятий для детей 5-7 лет мы учитывали их основные психологические особенности: повышенную эмоциональность, подвижность, неустойчивость внимания и в соответствии с этим выбирали темы, формы и приемы проведения экскурсий.
Необходимо включить ребенка в наиболее привычную для него деятельность – игру, помочь детям ощутить их сопричастность к прошлому, дать им возможность стать действующими лицами тех далеких событий, о которых они узнают в музее, делать выводы о времени, ощутить красоту и подлинность музейного предмета.
Мы предлагаем программу, предназначенную для работы с детьми в возрасте от 5 до 7 лет муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Новосибирска и НСО.
ПРОГРАММА музейного факультатива «Школа музейной культуры»
| Наверх |
|