На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №9, февраль 2007
Тема номера:
«Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирске»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Лучшие школы. Опыт победы 03
Лучшие учителя. Опыт победы 04
Точка зрения 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Обзор педагогической прессы 08
Музейный компас 09
Школа здоровья 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


О целесообразности воспитания музейной культуры у детей дошкольного возраста

Ольга Михайловна Саламатина,
методист музея
истории развития образования
в г. Новосибирске и
Новосибирской области

     В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Нужно выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить детей в стенах музея, чтобы у них появился интерес, желание приходить в него – выводит нас на анализ методов обучения и воспитания детей, для чего в нашем музее создана новая образовательно-воспитательная концепция.

     В течение двух лет в музее истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области для детей детского сада № 271 г. Новосибирска в опытно-экспериментальном режиме проводятся занятия, целью которых является воспитание основ музейной культуры.

     Это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственно-эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде. Такие встречи приносят радость открытия всегда неожиданного.

     Первоначально занятия начинались одновременно в двух группах – подготовительной и старшей. Через год занятия продолжили по новой программе, с учетом возрастных особенностей детей. Воспитанники значительно расширили свои познания в области воспитания основ музейной культуры.

     Успешно завершенный двухгодичный цикл подтвердил целесообразность проведения занятий по воспитанию основ музейной культуры с дошкольниками, начиная с пятилетнего возраста, детского сада компенсирующего вида.

     Отставание в общем развитии этих ребят и их речевые дефекты компенсировались возможностью более прочных индивидуальных контактов с каждым воспитанником на занятиях, т.к. количество детей в двух логопедических группах не превышало 25.

     Занятия по основам воспитания музейной культуры не ставят целью заменить существующую программу воспитания и обучения детей в детском саду. Они взаимодополняют друг друга. Их главная задача – приобщить детей на ранней ступени развития к миру прекрасного, воспитать грамотного музейного зрителя, дать информацию, которая станет толчком для дальнейшего эмоционального контакта, ощущения многообразия окружающего мира, раскрыть духовный потенциал ребенка, развить его чувства, предупредив равнодушие и инертность, научить ребенка самостоятельно мыслить.

     Программа строится на постоянном углублении материала.

     Как на практике мы осуществляем эту работу?

     При разработке музейных занятий для детей 5-7 лет мы учитывали их основные психологические особенности: повышенную эмоциональность, подвижность, неустойчивость внимания и в соответствии с этим выбирали темы, формы и приемы проведения экскурсий.

     Необходимо включить ребенка в наиболее привычную для него деятельность – игру, помочь детям ощутить их сопричастность к прошлому, дать им возможность стать действующими лицами тех далеких событий, о которых они узнают в музее, делать выводы о времени, ощутить красоту и подлинность музейного предмета.

     Мы предлагаем программу, предназначенную для работы с детьми в возрасте от 5 до 7 лет муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Новосибирска и НСО.

     ПРОГРАММА музейного факультатива «Школа музейной культуры»

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru